Место проведения: 2«Д» класс, МБОУ «Новолядинская СОШ»
Дата проведения: 29.01.15
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ М.М.Романова/
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________/ М.А. Бабанова/
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ М.М Романова /
Тамбов
2015
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Познакомить с растительным орнаментом и их видами.
Узнать, что такое элемент орнамента.
Научить определять ритм и симметрию, группы элементов из орнамента.
Закрепить умения рисовать карандашами.
Развивать творческое мышление.
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству
Личностные УУД
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области
изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как
своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных
изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками5
изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического
идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать6
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение
технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы
в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения
изобразительного искусства (по изобразительным средствам,
жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на
основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов
самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание
текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения
в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою
часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Здравствуйте, дети! Сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я. Меня зовут Ксения Эдуардовна.
Проверить готовность к уроку.
Дети приветствуют учителя!
2) Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии
Прослушайте внимательно стихотворение и ответе на вопросы
ПРИРОДНЫЕ УЗОРЫ
Летом во поле – вьюны,
Стелются «берёзки»,
Травы сказочной длины –
То УЗОР В ПОЛОСКЕ!
Если солнца свет не дюж,
Грезит гусь о юге…
Листья, капельки средь луж –
То УЗОРЫ В КРУГЕ!
Если снежною зимой
Окна в белой вате,
На стекле УЗОР другой –
Он теперь В КВАДРАТЕ.
Если кончилась зима,
Дни за днями жарче,
У весны – узоров тьма,
Дней ОРНАМЕНТ ярче!
Чередует мрак и свет –
«Пасмурно» и «ясно»…
Это всё – изо предмет –
То, что распрекрасно!
Ребята, нам в стихотворении встретилось слово орнамент. Кто из вас знает, что такое орнамент?
Орнамент —это узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков - элементов. Орнамент предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений .
А сейчас послушаем рассказ как рождался орнамент.
Из истории
Орнамент имеет свою историю. Его истоки уходят в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Где находится орнамент на одежде?
Правильно, молодцы!
С усовершенствованием орудий труда стало возможным украшать не только глиняные сосуды, но и изделия из дерева и камня. Украшения были в виде неглубоких точек, прямых и кривых линий, а также завитков ввиде листиков, плодов и так далее. Так появился растительный орнамент.
Ответы детей
На воротнике, рукавах и подоле.
3)Этап выявления места и причины затруднения.
Итак, что же такое растительный орнамент? Растительный орнамент- орнамент, в котором используются элементы растительного мира. Это плоды, листья, цветы в различных сочетаниях.
Предположения детей.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения
А теперь откроем тетради на странице 32 и посмотрим на рисунки вверху страницы.
Какое растение нарисовано? Назовите отличия этих 2 рисунков.
Такое изображение называют элементом орнамента.
Из каких частей состоит растение?
Давайте рассмотрим элементы растительного узора на нижнем рисунке. Назовите их.
Перерисуйте один из элементов.
Ребята, посмотрите на рисунок 2 в учебнике. Что вы заметили на этом рисунке?
Правильно, это чередование называется ритмом.
Теперь посмотрите на рисунке в тетради. Какой орнамент симметричен?
Почему?
Такое расположение групп элементов называется линейной симметрией.
А какая симметрия на первом рисунке?
А какая симметрия на втором рисунке?
А на третьем?
Правильно.
Какие цвета можно использовать в орнаменте?
(слайд)
Слева он выглядит как настоящий, а справа стилизован, то есть упрощены некоторые части растения.
Стебель, листья и зонтик
Стебель, листья и зонтик
Элементы повторяются.
Симметричны все, кроме последнего.
Потому что элементы вверху рисунка и внизу разные.
По диагонали.
Центрическая
Круговая
Ответы детей
5) Этап реализации построенного проекта
Ребята, сейчас я вам раздам шаблоны. Обведите их в альбоме.
Отложите их в сторону, чтобы они не отвлекали нас.
(Педагогический показ)
Для начала мы делим круг пополам по горизонтали, затем по вертикали, далее по диагонали и ещё раз по диагонали.
Намечаем середину виде круга или квадрата.
Делаем край орнамента.
Физкультминутка
Обвели
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На горизонтальной линии симметрии мы рисуем любой элемент укропа.
Что мы делаем потом?
Дальше рисуем на вертикальной линии симметрии, можно другие элементы этого же укропа.
Затем рисуем в центре снова элемент укропа.
А теперь, ребята, придумывайте свой орнамент из этих элементов и рисуйте по правилам, чтобы у вас было всё правильно.
Этапы выполнения узора.
Представьте, что вы художники и украшаете тарелочки, салфетки и коврики. Используйте разные цвета и нарисуйте их красиво.
Затем симметрично ему рисуем такой же элемент в другой стороне.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Хожу по рядам, смотрю, что у кого не получается, подсказываю.
8) Этап включения в систему знаний и повторения
Вопросы: Что такое орнамент?
Что такое растительный орнамент?
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений.
Растительный орнамент – орнамент, в котором используются элементы растительного мира. Это плоды, листья и цветы в различных сочетаниях.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Ребята, вы все очень постарались и нарисовали очень красиво! Но некоторые справились чуть по лучше(вызываю детей).