Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и практической работы)
Цель урока: восприятие произведений народных художественных промыслов, приобретение навыков декоративной росписи, умение реализовать себя в разных направлениях, расширить словарный запас.
Задачи урока:
Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся
Развивающая: развивать умение находить символы декоративной росписи
Обучающая: научить приёмам хохломской росписи
Оборудование:
1.Расписная посуда из дерева.
2. Компьютер, проектор.
3.Гуашевые краски, картонные заготовки золотистого цвета, бумажные палитры, кисточки, ножницы.
Ход урока
- Подготовка к изучению нового материала.
Характеристика деятельности уч-ся
- Прослушивание и анализ сказки.
Учитель изо: Давным- давно заметили люди,
Что в деревянной посуде
Еда долго сохраняется,
А вкус не меняется.
Материал всегда под рукой
Да ещё и не дорогой.
Стали мастерить и чашки-плошки,
И ложки-поварёшки,
И солонички, и братины,
И всякую всячину.
А в селе Хохлома
Расписывали посуду мастера:
По золотому полю
Цветы расцветают,
Птички летают,
Травка кудрится, ягоды поспевают.
На ярмарке мастер свою посуду продаёт
Да ещё и песенку поёт:
- Посуда наша для щей и каши,
Не бьётся, не ломается, порче не подвергается!
А вот плошка – налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку!
Народ такую красоту раскупает,
А мастер ремеслу своему других обучает.
Хохлома нынче город большой,
И посуда расписная – подарок дорогой!( http://pochemu4ka.ru/)
О чем говорится в сказке? ( о посуде, которую расписывали цветами, травкой, ягодами)
Какие виды деревянной посуды вы услышали впервые ? ( солонички, братины)
Как называлось село, в котором выполняли эту роспись?(Хохлома)
Ребята, с какой росписью мы сегодня будем знакомится? ( с росписью Хохломы)
Слайд №1
А теперь учитель истории вам расскажет, где и как зародился этот промысел и существует ли он в настоящее время?
Учитель истории: Хохлома? — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:
1)По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
2)Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества[2]. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Сегодня хохломские изделия вырабатываются в Нижегородской обл. фабрикой «Хохломской художник» в с.Сёмино, и производственным объединением «Хохломская роспись» в г.Семенов. Современные мастера бережно хранят искусство огненной росписи по дереву. Но промысел не стоит на месте. Постоянно из года в год создаются новые формы изделий, совершенствуются приемы росписи, характер росписи старинного народного художественного промысла. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Слайд №2(показ учителем расположение на карте)
Слайд №3
2.Просмотр видео фрагмента и анализ видео фрагмента про Хохлому.( http://www.youtube.com/)
Сколько этапов вы увидели при выполнении росписи?( грунтовка глиной и сушка, грунтовка олифой и сушка, грунтовка алюминиевой пудрой, нанесение рисунка и сушка до золотистого цвета)
Учитель изо: Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо - это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо - это кудрина, роспись «под фон».
Слайд №4
Верховое письмо
Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».
Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» - это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Травный орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки».
Слайд №5
Роспись под листок. Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.). слайд №6
Роспись под «фон».
Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Слайд №6
3.Объяснение понятий фоновая роспись и верховая роспись.
На основе увиденного: кто может объяснить фоновое письмо и верховое письмо? ( верховое письмо выполняется на серебристом фоне и главным элементом является «травка», «листок», фоновое письмо начинается с прописки элементов рисунка, а затем покрывается фон красной или черной краской)
4.Сравнение росписей мастеров.
5.Обсуждение особенностей фонового и верхового письма(фоновое письмо сохраняет золотой цвет листьев, цветов, а в верховом цвет листьев может быть зеленым, цветы- красно- рыжие).
II. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
Характеристика деятельности уч-ся.
Учитель изо: А сейчас давайте подберем основные краски хохломской росписи, приготовим их на палитре и попробуем на формате А4 выполнить элементы травной росписи, используя образцы на доске.
Слайд №7
- Анализ представленных образцов «травной» росписи.
- Выполнение упражнений в стиле «криуль», листья, ягоды.
- Выбор цветовой палитры.
- Обсуждение выразительных возможностей гуаши при выполнении верхового письма.( гуашь краска матовая, не прозрачная, подходит для хохломской росписи в отличие от акварели, легко делается «радужка»- придание элементу законченности).
- Критерии оценивания при выполнении элементов верховой росписи (соблюдение ритма, придание законченности композиции).
III. Самостоятельное выполнение заданий уч-ся под контролем учителя.
Характеристика деятельности уч-ся.
Учитель изо: Ребята, у вас уже приготовлены из картона образцы кухонной утвари: нарезные доски разной формы (слайд №8), давайте посмотрим произведения мастеров еще раз и придумаем свою композицию на основе изученных видов росписи.
Слайд № 9
- Выбор заготовки нарезной доски из картона.( подбирают нужную форму, используя шаблон)
- Представление композиции травной росписи устно.
- Изображение травной росписи с ягодами по памяти.( пишут гуашью на цветном картоне)
Просмотр представленных образцов.
Выбор заготовки нарезной доски из картона.
Представление композиции травной росписи устно.
Изображение травной росписи с ягодами по памяти.
Понятие о способах выполнения(верховая и фоновая роспись), композиции.
IV. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Характеристика деятельности уч-ся.
- Представление выполненных работ( выставка на магнитной доске).
Учитель изо: Ребята, вы сегодня познакомились с хохломской росписью и побывали на месте мастеров Хохломы. У вас получились по-своему красивые и интересные работы. Вернемся в начало урока и вспомним некоторые моменты.
Учитель истории: - где и когда зародился промысел Хохлома?( в XVII веке в округе Нижнего Новгорода)
- в настоящее время какой город является родиной Хохломы?(
- изменилась ли хохломская роспись в настоящее время?(
- Обсуждение и оценивание результатов художественно-творческой деятельности с точки зрения выработанных критериев.
Учитель изо: Оцените работы друг друга при помощи смайлика.
Список литературы.
1.Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство» часть 4. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для 5-8 классов. Издательство «Титул», 1998.
2.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б.М. Неменского. Просвещение, 2011.
3. Б.Р. Лившиц «Рабочая тетрадь. Введение ФГОС ООО. Для учителей изобразительного искусства». Воронеж, 2015
4. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс под редакцией Б.М. Неменского, 2014.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.treeland.ru/article/pomo/po7uda/Cutting_boards
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%F5%EB%EE%EC%E0
3. http://www.liveinternet.ru/users/2571390/post75633319/
4. http://kis-tochka.ucoz.ru/publ/3-1-0-14
Просмотр содержимого документа
«УРОК 5кл.»
План интегрированного урока по изобразительному искусству и истории на тему: Хохлома. Истоки и современное развитие.
(5 класс программа Б.М. Неменского)
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и практической работы)
Цель урока: восприятие произведений народных художественных промыслов, приобретение навыков декоративной росписи, умение реализовать себя в разных направлениях, расширить словарный запас.
Задачи урока:
Воспитывающая: формирование интереса к предмету, эстетическое воспитание учащихся
Развивающая: развивать умение находить символы декоративной росписи
Обучающая: научить приёмам хохломской росписи
Оборудование:
1.Расписная посуда из дерева.
2. Компьютер, проектор.
3.Гуашевые краски, картонные заготовки золотистого цвета, бумажные палитры, кисточки, ножницы.
Ход урока
Подготовка к изучению нового материала.
Характеристика деятельности уч-ся
Прослушивание и анализ сказки.
Учитель изо: Давным- давно заметили люди,
Что в деревянной посуде
Еда долго сохраняется,
А вкус не меняется.
Материал всегда под рукой
Да ещё и не дорогой.
Стали мастерить и чашки-плошки ,
И ложки-поварёшки,
И солонички, и братины,
И всякую всячину.
А в селе Хохлома
Расписывали посуду мастера:
По золотому полю
Цветы расцветают,
Птички летают,
Травка кудрится, ягоды поспевают.
На ярмарке мастер свою посуду продаёт
Да ещё и песенку поёт:
- Посуда наша для щей и каши,
Не бьётся, не ломается, порче не подвергается!
А вот плошка – налей окрошку,
Возьми ложку, хлебай понемножку!
Народ такую красоту раскупает,
А мастер ремеслу своему других обучает.
Хохлома нынче город большой,
И посуда расписная – подарок дорогой!( http://pochemu4ka.ru/)
О чем говорится в сказке? ( о посуде, которую расписывали цветами, травкой, ягодами)
Какие виды деревянной посуды вы услышали впервые ? ( солонички, братины)
Как называлось село, в котором выполняли эту роспись?(Хохлома)
Ребята, с какой росписью мы сегодня будем знакомится? ( с росписью Хохломы)
Слайд №1
А теперь учитель истории вам расскажет, где и как зародился этот промысел и существует ли он в настоящее время?
Учитель истории: Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.
На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи, вот две наиболее распространенные:
1)По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам.
Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».
Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.
В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
2)Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества[2]. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола — окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Сегодня хохломские изделия вырабатываются в Нижегородской обл. фабрикой «Хохломской художник» в с.Сёмино , и производственным объединением «Хохломская роспись» в г.Семенов. Современные мастера бережно хранят искусство огненной росписи по дереву. Но промысел не стоит на месте. Постоянно из года в год создаются новые формы изделий, совершенствуются приемы росписи, характер росписи старинного народного художественного промысла. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Слайд №2(показ учителем расположение на карте)
Слайд №3
2.Просмотр видео фрагмента и анализ видео фрагмента про Хохлому.( http://www.youtube.com/)
Сколько этапов вы увидели при выполнении росписи?( грунтовка глиной и сушка, грунтовка олифой и сушка, грунтовка алюминиевой пудрой, нанесение рисунка и сушка до золотистого цвета)
Учитель изо: Хохломская роспись бывает двух видов: верховое письмо и фоновое. Верховое письмо - это травная роспись, роспись «под листок». Фоновое письмо - это кудрина, роспись «под фон».
Слайд №4
Верховое письмо
Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные элементы «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».
Самые маленькие и тонкие травинки называют – «осочки» «Травинки» рисуем сверху вниз без нажима. Нажим только в середине. Примкните кисть к бумаге, чтобы оставить след, это «капельки». «Завитки» - это то же, что и «усики» только уже с нажимом на кисть.
Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.
Травный орнамент. Все элементы орнамента располагаются на основном завитке (стебле, веточке). В орнаменте ритмично чередуются «травинки», «осочки», «усики», «листочки».
Слайд №5
Роспись под листок. Разновидностью «травного» письма является роспись «под листок». Здесь уже вводится зеленый и желтый цвета, при рисовании листочков и красный традиционный при рисовании ягод (малины, рябины и т.д.). слайд №6
Роспись под «фон».
Более трудоемкая. Начинают с прописки контурного рисунка, затем каким-нибудь цветом (красным, черным) покрывают фон вокруг рисунка. Большие листья могут остаться незакрашенными, тогда они получаться золотыми. Далее выполняют радужку-прорисовку жилок на листках, тычинок. И последний этап, как в верховой росписи, - приписка. Ее делают по уже высохшему фону. Используют всю цветовую палитру хохломы.
Слайд №6
3.Объяснение понятий фоновая роспись и верховая роспись.
На основе увиденного: кто может объяснить фоновое письмо и верховое письмо? ( верховое письмо выполняется на серебристом фоне и главным элементом является «травка», «листок», фоновое письмо начинается с прописки элементов рисунка, а затем покрывается фон красной или черной краской)
4.Сравнение росписей мастеров.
5.Обсуждение особенностей фонового и верхового письма(фоновое письмо сохраняет золотой цвет листьев, цветов, а в верховом цвет листьев может быть зеленым, цветы- красно- рыжие).
Характеристика деятельности уч-ся | Планируемые результаты деятельности |
предметные | метапредметные | Личностные |
Прослушивание и анализ сказки Просмотр и анализ видео фрагмента Объяснение понятий фоновая роспись и верховая роспись Сравнение росписей мастеров Обсуждение особенностей фонового и верхового письма | Понятие о промысле Хохлома, фоновое и верховое письмо, основные элементы хохлом- ской росписи. Знание деревянной посуды( братины, солонки, ложки, масленки, ковши) | Познавательные: Умение наблюдать. Осуществлять сравнение Коммуникативные: Давать определение понятиям. Объяснять значения слов. Отвечать на вопросы по содержанию. | Уважение к народным мастерам. Освоение предметов ДПИ. |
II. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.
Характеристика деятельности уч-ся.
Учитель изо: А сейчас давайте подберем основные краски хохломской росписи, приготовим их на палитре и попробуем на формате А4 выполнить элементы травной росписи, используя образцы на доске.
Слайд №7
Анализ представленных образцов «травной» росписи.
Выполнение упражнений в стиле «криуль», листья, ягоды.
Выбор цветовой палитры.
Обсуждение выразительных возможностей гуаши при выполнении верхового письма.( гуашь краска матовая , не прозрачная, подходит для хохломской росписи в отличие от акварели, легко делается «радужка»- придание элементу законченности).
Критерии оценивания при выполнении элементов верховой росписи (соблюдение ритма, придание законченности композиции).
Характеристика деятельности уч-ся | Планируемые результаты деятельности |
предметные | метапредметные | Личностные |
Анализ представленных образцов «травной» росписи. Выполнение упражнений верхового письма в стиле «криуль», листья, ягоды. Выбор цветовой палитры. Обсуждение выразительных возможностей гуаши при выполнении верхового письма. Критерии оценивания при выполнении элементов верховой росписи. | Понятие о стиле «кривуль», об особенностях работы с гуашью, о технике верхового письма. | Познавательные: умение анализировать условие достижение цели Коммуникативные: формулировать собственное мнение, задавать вопросы Регулятивные: находить свои ошибки | Выражать свое отношение к элементам росписи |
III. Самостоятельное выполнение заданий уч-ся под контролем учителя.
Характеристика деятельности уч-ся.
Учитель изо: Ребята, у вас уже приготовлены из картона образцы кухонной утвари: нарезные доски разной формы (слайд №8) , давайте посмотрим произведения мастеров еще раз и придумаем свою композицию на основе изученных видов росписи.
Слайд № 9
Выбор заготовки нарезной доски из картона.( подбирают нужную форму, используя шаблон)
Представление композиции травной росписи устно.
Изображение травной росписи с ягодами по памяти.( пишут гуашью на цветном картоне)
Характеристика деятельности уч-ся | Планируемые результаты деятельности |
предметные | метапредметные | Личностные |
Просмотр представленных образцов. Выбор заготовки нарезной доски из картона. Представление композиции травной росписи устно. Изображение травной росписи с ягодами по памяти. | Понятие о способах выполнения(верховая и фоновая роспись), композиции. | Познавательные: понимание стилизованного изображения элементов, составление целого из частей. Коммуникативные: представлять свое изделие Регулятивные: исправлять ошибки по ходу работы | Привитие любви к ДПИ |
IV. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
Характеристика деятельности уч-ся.
Представление выполненных работ( выставка на магнитной доске).
Учитель изо: Ребята, вы сегодня познакомились с хохломской росписью и побывали на месте мастеров Хохломы. У вас получились по-своему красивые и интересные работы. Вернемся в начало урока и вспомним некоторые моменты .
Учитель истории: - где и когда зародился промысел Хохлома?( в XVII веке в округе Нижнего Новгорода)
- в настоящее время какой город является родиной Хохломы?( Сегодня хохломские изделия вырабатываются в Нижегородской обл. фабрикой «Хохломской художник» в с.Сёмино , и производственным объединением «Хохломская роспись» в г.Семенов.)
- изменилась ли хохломская роспись в настоящее время?( Постоянно из года в год создаются новые формы изделий, совершенствуются приемы росписи, характер росписи старинного народного художественного промысла).
Обсуждение и оценивание результатов художественно-творческой деятельности с точки зрения выработанных критериев.
Учитель изо: Оцените работы друг друга при помощи смайлика.
Характеристика деятельности уч-ся | Планируемые результаты деятельности |
предметные | метапредметные | Личностные |
Представление выполненных работ. Обсуждение и оценивание результатов художественно-творческой деятельности с точки зрения выработанных критериев. | Понятие «хохломская роспись» | Коммуникативные: отвечать на вопросы Регулятивные: оценивать результат Познавательные: понимать прикладной характер хохломской росписи | Эстетически оценивать произведения хохломского промысла |
Список литературы.
1.Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство» часть 4. Краткий словарь художественных терминов. Учебник для 5-8 классов. Издательство «Титул» , 1998.
2.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б.М. Неменского. Просвещение, 2011.
3. Б.Р. Лившиц «Рабочая тетрадь. Введение ФГОС ООО. Для учителей изобразительного искусства». Воронеж, 2015
4. Н.А. Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс под редакцией Б.М. Неменского, 2014.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.treeland.ru/article/pomo/po7uda/Cutting_boards
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%F5%EB%EE%EC%E0
3. http://www.liveinternet.ru/users/2571390/post75633319/
4. http://kis-tochka.ucoz.ru/publ/3-1-0-14