Тема: Национально-культурные традиции . Отечественная культура. Художественное наследие Казахстана. 5 класс
Цель:Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана. Задачи:Проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа, об обычаях и обрядах, о национальном костюме .Дать представление о традиционных народных ремеслах.Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом. Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Оборудование и материалы:
План .
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Беседа с учащимися
4. Вопросы для проверки знаний.
5. Выступление по теме.
6. Физ. минутка
7. Сообщение темы.
8.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение
9. Демонстрация работ.
10. Подведение итогов урока.
Ход .
1.Приветствие.Проверка по пройденной теме. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
2 . Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились, оценим наши творческие работы, и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа.
3. А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим.(Беседа с классом.)
4 Вопросы.
Культура Казахстана.
- Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
-Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)
-Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)
- Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
- Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
- Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
- Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
- Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)
-Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)
- Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
-Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
- Чугунный котел различной величины. (Казан)
5 Рождение ребенка, разрезание пут, Посадка на лошадь, свадьба и др. Но о самом ярком событии в году мы с вами забыли. Что же это?(Наурыз).Давайте послушаем и посмотрим, что это за праздник и как он проходил. По старому летоисчислению день 21 марта совпадал с днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. В этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе “наурыз коже”.Состояла она из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса с мясом, солью и жиром.До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, домашнюю утварь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыз все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, по возможности одевали, что нибудь из обновки.В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали орыки, колодцы, истоки родников, старики высаживали деревья. В полдень на условленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо“бель котерер”.После этого начинались игры. Одна из них -“Аударыспак”, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.Праздник“Наурыз мейрамы”не обходился без спортивной борьбы. В ней могла участвовать и девушка, которая вызывала на состязание джигита с определенным условием - если победит он, то приобретет право на ее руку и сердце, если она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания.День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. Затем разжигался костер уалтыбакана- переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник.
Что нового узнали о празднике?
6. Физминутка.
7. Казахи не только умели хорошо отдыхать, проводить свои праздники, но и умели хорошо работать. Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи. Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом в преданном невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный