kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Национально-культурные традиции . Отечественная культура. Художественное наследие Казахстана»5 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Национально-культурные традиции . Отечественная культура. Художественное наследие Казахстана. 5 класс
Цель:Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана. Задачи:Проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа, об обычаях и обрядах, о национальном костюме .Дать представление о традиционных народных ремеслах.Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом. Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Оборудование и материалы:
   План .
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Беседа с учащимися
4. Вопросы для проверки знаний. 
5. Выступление   по теме.
6. Физ. минутка
7. Сообщение темы.
8.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение
9. Демонстрация работ.
10. Подведение итогов урока.
Ход .
1.Приветствие.Проверка по пройденной теме.  Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
2 . Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились, оценим наши творческие работы, и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа.
 3. А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим.(Беседа с классом.)
4 Вопросы.
Культура Казахстана.
 - Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)
 -Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)
-Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)
- Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)
 - Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)
- Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)
- Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)
- Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)
-Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)
- Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)
-Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)
- Чугунный котел различной величины. (Казан)
5 Рождение ребенка, разрезание пут, Посадка на лошадь, свадьба и др. Но о самом ярком событии в году мы с вами забыли. Что же это?(Наурыз).Давайте послушаем и посмотрим, что это за праздник и как он проходил. По старому летоисчислению день 21 марта совпадал с днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. В этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе “наурыз коже”.Состояла она из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса с мясом, солью и жиром.До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, домашнюю утварь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыз все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, по возможности одевали, что нибудь из обновки.В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали орыки, колодцы, истоки родников, старики высаживали деревья. В полдень на условленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо“бель котерер”.После этого начинались игры. Одна из них -“Аударыспак”, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.Праздник“Наурыз мейрамы”не обходился без спортивной борьбы. В ней могла участвовать и девушка, которая вызывала на состязание джигита с определенным условием - если победит он, то приобретет право на ее руку и сердце, если она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания.День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. Затем разжигался костер уалтыбакана- переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник.
Что нового узнали о празднике?
6. Физминутка.
7. Казахи не только умели хорошо отдыхать, проводить свои праздники, но и умели хорошо работать. Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи.  Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом в преданном невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству по теме:«Национально-культурные традиции . Отечественная культура. Художественное наследие Казахстана»5 класс" »

Тема: Национально-культурные традиции . Отечественная культура. Художественное наследие Казахстана. 5 класс

Цель:Обобщить знания учащихся о культуре Казахстана. Задачи:Проверить уровень знаний учащихся об образе жизни казахского народа, об обычаях и обрядах, о национальном костюме .Дать представление о традиционных народных ремеслах.Закрепить практические навыки по украшению предметов быта казахским национальным орнаментом. Развивать навыки работы в группах, умение общаться друг с другом и находить общее решение.Развивать навыки публичного выступления и умения представлять свои творческие работы. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность.Воспитывать любовь к своей Родине, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Оборудование и материалы:

План .

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Беседа с учащимися

4. Вопросы для проверки знаний.

5. Выступление по теме.

6. Физ. минутка

7. Сообщение темы.

8.Практическое задание. Постановка цели. Объяснение

9. Демонстрация работ.

10. Подведение итогов урока.

Ход .

1.Приветствие.Проверка по пройденной теме. Доброе утро. И надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.

2 . Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились, оценим наши творческие работы, и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа.

3. А что мы знаем о культуре казахского народа? Давайте повторим.(Беседа с классом.)

4 Вопросы.

Культура Казахстана.

- Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)

-Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)

-Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)

- Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

- Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)

- Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)

- Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)

- Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)

-Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)

- Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)

-Питательный напиток из кобыльего молока. (Кумыс)

- Чугунный котел различной величины. (Казан)

5 Рождение ребенка, разрезание пут, Посадка на лошадь, свадьба и др. Но о самом ярком событии в году мы с вами забыли. Что же это?(Наурыз).Давайте послушаем и посмотрим, что это за праздник и как он проходил. По старому летоисчислению день 21 марта совпадал с днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи называли март месяцем Наурыз. В этот день в каждой семье накрывали дастархан - скатерть с различными яствами. Для угощения соседей приготовлялась похлебка, именуемая в народе “наурыз коже”.Состояла она из смеси очищенных зерен проса, пшеницы, кукурузы, риса с мясом, солью и жиром.До наступления дня весеннего равноденствия люди приводили в порядок свои дома, хозяйственные постройки, домашнюю утварь, расплачивались с долгами, находившиеся в ссоре мирились. В ночь перед торжеством в знак пожелания обилия молока, урожая и дождя все емкости заполняли молоком, айраном, семенным зерном, ключевой водой. В день Наурыз все старались быть в добром расположении духа, при встрече заключали друг друга в объятья, высказывали самые добрые пожелания. Каждый старался одеться опрятно, по возможности одевали, что нибудь из обновки.В день Наурыза рассвет встречали все вместе. С раннего утра мужчины очищали орыки, колодцы, истоки родников, старики высаживали деревья. В полдень на условленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо“бель котерер”.После этого начинались игры. Одна из них -“Аударыспак”, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла.Праздник“Наурыз мейрамы”не обходился без спортивной борьбы. В ней могла участвовать и девушка, которая вызывала на состязание джигита с определенным условием - если победит он, то приобретет право на ее руку и сердце, если она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее приказания.День заканчивался театрализованным представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях, символизируя добро и зло, уходящий старый и наступающий новый год. Затем разжигался костер уалтыбакана- переносных качелей. С зажженными от его огня факелами люди обходили все дома, окрестности селения, после чего у качелей пели и плясали, завершая праздник.

Что нового узнали о празднике?

6. Физминутка.

  1. Казахи не только умели хорошо отдыхать, проводить свои праздники, но и умели хорошо работать. Далеко за пределами Казахстана были известны мастера-ремесленники, умеющие создавать великолепные вещи. Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества передавались из поколения в поколение. Безворсовое ковроткачество, было распространено в степях Сары-Арки, Западного Казахстана, связано с кочевым образом жизни населения степей. Наибольшим спросом у них пользовались сшитые из отдельных полос ковры, ковры паласного типа и др. Ворсовые ковры, требующие много времени, труда, притом не одной женщины, ткали в основном на юге Казахстана, в Семиречье. Они были главным предметом в преданном невесты, служили знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим уважения. В казахских коврах, присутствует довольно несложная кайма с разделительными полосами, обрамляющими центральное поле ковра. В центральной части ковра обычно один и тот же геометрический или растительный рисунок со сложным сочетанием завитков и других знаков, повторяется строгим порядком несколько раз. Оригинальна и неповторима у казахов резьба по дереву, которая бывает плоскостной, объемной, сквозной и дополняется росписью. Резными в прошлом были двери, верхняя цилиндрическая часть остова, низ купольных жердей юрты, её обруч, а также сундуки, кровать, изголовье подушечные, шкаф разборный для хранения посуды, музыкальные инструменты, посуда. Казахские ювелиры изготавливали различные изделия из серебра, драгоценных, полудрагоценных камней, реже из золота. Чаще всего это были ожерелья -алка, тамакша, подвески -шолпы для кос, браслеты, серьги, кольца, металлические украшения к головным уборам, поясам. При выполнении ювелирных работ применялись различные технологии: штамповка, сварка, плавка, отлив, чеканка и др. Ювелирные изделия украшали различными орнаментальными мотивами: кругами, завитками, зигзагами, розетками и т. д. С незапамятных времен люди лепили из глины разнообразные сосуды. Они научились обжигать глиняную посуду, и создавать ее с помощью гончарного круга. Появлялись гончарные мастерские. В большой яме одни люди месили глину, другие работали у гончарного круга, создавая сосуды различной формы. Затем, изделия обжигали в большой печи и передавали художнику. Снаружи керамические изделия покрывались минеральными красками и украшались линейным орнаментом. В мастерских изготавливали кувшины разной формы и размеров, кружки, котлы, чаши.

8.Выполнение рисунка на тему культура Казахстана.Удачи вам в работе!

9.Выполненные работы вывешиваются на готовые стенды.

10. Красивые получились рисунки? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все? Конечно же, нет. Эта тема неисчерпаема и мы с вами каждый год будем узнавать все больше и больше.Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? Довольны ли вы своими результатами? Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком,
Достойным народа своего.

Чего и вам желаю. Урок окончен. До свидан



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Васильева Надежда Владимировна

Дата: 13.08.2014

Номер свидетельства: 111811


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства