Цель: 1) ознакомление со звуком [ г ],буквами Гг,обучение слоговому чтению;
2) воспитание внимательного отношения к людям,умения ценить время;
3) развитие речи обучающихся,активизация словаря,развитие воображения,оперативной памяти, отработка мыслительных операций (обобщение,исключение).
Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки с изображением грибов, домики (синий и зеленый),конверты с текстами на каждой парте,слоговые карточки,
Ход урока
- Орг. момент.
Дети: Мы умные,мы дружные,
Мы старательные,мы внимательные,
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится.
Психологический настрой.
-Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.Сели удобно,закрыли глаза,положили головы на столы и повторяем за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2. Упражнения для развития речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика.
«Именинный пирог»
Сделать глубокий вдох носом, постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом пироге. В процессе выдоха воздух не набирается.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Хомячок». Дети набирают в рот воздух и перемещают его вверх и вниз.
2.«Конфета». Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
3.Повторение,актуализация знаний.
Вопросы.
- Что обозначают буквы? (Звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Произнесите гласные звуки.
- Произнесите согласные.
- Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)
- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)
Классификация букв.
- На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)
- Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)
- А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы отправимся на сказочную полянку. А к кому мы пойдём в гости, вы узнаете, отгадав загадку:
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.(грибы)
- Ребята, чтобы выйти на сказочную полянку, нужно найти одинаковый звук в словах:
а)гусь, грач, гном ([г]); б) гитара, герой, гимн ([г']).
-А теперь сформулируйте тему нашего урока.
- Итак, тема нашего урока «Буквы Г, г, звуки [г], [г']».
5.Постановка целей урока:
-Учитывая тему урока, постарайтесь определить цели нашей работы.
-познакомиться с новым звуком и новой буквой;
-учиться находить новую букву в тексте;
-учиться читать слоги, слова с новой буквой;
-Звук [г] гласный или согласный? Почему?
-Чем отличаются звуки [г] и [г']?
Звуки [г] и [г'] обозначаются буквами Гг.
6. Ознакомление с новым материалом.
а) Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Давайте произнесем слово-отгадку.Какой новый звук вы услышали в слове? Давайте дадим этому звуку характеристику. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый, живёт в домике синего цвета. Но у него есть брат-близнец [г'], который живет в зелёном домике. У него добрый, мягкий характер.)
- Вспомните и назовите слова, в которых слышится звук [г].
- А какие слова можно образовать от слова гриб?(грибной, грибник,грибница)
б) Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах (чистоговорки).
Га-га-га - вот дремучая тайга! (Восхищённо.)
Гу-гу-гу - мы прибыли в тайгу! (Восторженно.)
Ге-ге-ге - заблудились мы в тайге. (Печально.)
Ги-ги-ги - наконец мы вышли из тайги.
в ) Беседа по картинке.(«Грибная полянка»)
- А теперь, ребята, мы с вами оправимся в путешествие. И поведёт нас на грибную полянку героиня сказки, о которой говорится в загадке:
В гости к бабушке пошла, Серый Волк за ней следил,
Пироги ей понесла. Обманул и проглотил.
- Кто это такой? (Красная Шапочка) На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной Шапочки.
-Жила-была Красная Шапочка.Умная, способная и любознательная. Бабушка очень любила свою внучку и подарила ей чудесный зонтик. Раз решила Красная Шапочка навестить свою бабушку. Взяла корзинку, зонтик и пошла. Идет по дорожке, мечтает и не заметила, как споткнулась и упала.Сама в одну сторону, а зонтик и корзинка в другую укатились. Вскочила Красная Шапочка,смотрит, а на тропинке что-то круглое, коричневое. Присела она на этот пенек, задумалась. И вдруг почувствовала, будто кто-то её поднимает.
- Кто это тут?
- Я гриб Боровик. Тяжело мне тебя поднимать. Но мы, грибы, народ сильный!
Глянула Красная Шапочка по сторонам и увидела кругом столько разноцветных зонтиков. «Возьму-ка я любой», - думает она. А грибы оказались хитрыми, решили они её испытать. Побежала она к рыжим сестричкам, золотистым!. (Лисичкам.)»
А лисички говорят: «Мы не зонтики, но если выполнишь наше задание, то поможем тебе отыскать твой зонтик».
- Ребята, поможем Красной Шапочке?(Да.)
г ) Чтение текста в «Азбуке» на стр. 123. Эмоционально-оценочная беседа.
-А теперь давайте прочитаем текст и узнаем о том, как дети собирали грибы.
а) чтение вполголоса;
б) чтение по цепочке;
в) беседа по прочитанному:
-Что собирали Гена и Галя?
-Как их можно назвать?
-Какие грибы нашли Галя и Гена?
-Как можно назвать Гену? (Горе-грибник, грибник-неудачник)
- Молодцы, ребята! Справились с заданием!
-А какие правила поведения в лесу и сбора грибов вы знаете?
7. Физкультминутка
Гномик шел, шел, шел
Белый гриб нашел,
Раз – грибок, два – грибок,
Положил их в кузовок.
д)Загадки.
- Красная Шапочка хотела продолжить свой путь да не знает в какую сторону. Попросила помощи у лисичек.
-«Отгадай загадки про грибы, и мы тебе поможем».
1) Вот в траве приметные шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя, но не ешь сырыми! (Сыроежки.)
2) Очень дружные ребята, 3) Где хвоинок многовато,
У пенька живут. (опята). поджидают нас. (маслята).
4) Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)
- И лисички показали Красной Шапочке тропинку: «Дойдёшь вон до тех зонтиков, которые под берёзками и осинками стоят. Они тебе помогут.» Обрадовалась Красная Шапочка и поспешила дальше. А пока она идёт, я вам немного расскажу о грибах.( показ иллюстраций)
8. Работа в группах. ( Учебник с. 122-123)
Девиз совместной работы:
Вместе – не трудно,
Вместе – не тесно,
Вместе легко и
Всегда интересно!
-Ребята, давайте откроем учебники. Здесь тоже чудо-полянка и на ней живут грибы-боровики. Рассмотрите внимательно их городок.
-Сколько грибочков здесь живёт? Чем они занимаются?
-Какие слова со звуком г можете назвать?
(Один ученик из каждой группы озвучивает выполненное задание)
9. Работа в парах.
- Ребята, на столах у вас лежат конверты, достаньте тексты. Прочитайте текст в паре – сначала один из вас, затем второй. Затем составьте и задайте всему классу вопросы по данному тексту.
Текст «Грибы».Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовиками и подосиновиками. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
(Проверка чтения, понимание смысла прочитанного. Ребята составляют и задают вопросы по тексту)
-Какие несъедобные грибы вы знаете?
Этот гриб нам всем знаком:
С кружевным воротником,
Он стоит на белой ножке,
Среди травки у дорожки.
Ярко-красная панама
В белый модненький горох.(мухомор)
Белая панамка, бледная. (поганка).
- Молодцы, ребята! Грибы очень довольны вашими ответами и показывают дорогу Красной Шапочке к хвойному лесу. А какие деревья растут там? (Сосны и ели.) А они просят прочитать текст на доске и расшифровать слова.
Текст «Бор» (1 минута).
Дети вошли в есл. Они увидели высокие сосны и иле. На ветках капли сыро. Под соснами и елями было много бовгри.
10. Работа по учебнику. (с.122)
Чтение пословиц и выяснение понимания их смысла детьми.
11. Итог урока.
-Все ли задачи, поставленные в начале урока, мы смогли выполнить?
-С каким новым звуком познакомились?
-Какие выводы для себя вы сделаете, собираясь с родителями идти за грибами?
12. Рефлексия.
-Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.
-Какие задания вам больше всего понравились на уроке?
-Закончите фразу:
Я узнал ….
Мне понравилось … .
Теперь я могу… .