Конспект: "Употребление ь знака после шипящих на конце существительных"
Конспект: "Употребление ь знака после шипящих на конце существительных"
В данной работе Вы найдёте конспект урока русского языка по УМК ПНШ (Перспктивная начальная школа), который соответствует требованиям ФГОС, полностью прописана структура с названием этапов урока. Дети активно заняты в поиске правильных решений, совместно составляют алгоритм рассуждения при выборе правильного написания. Проводится работа в паре и индивидуальная, присутствует фронтальная работа. В конце урока дети сигнализируют об уровне понимания материала при помощи сигнальных карточек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект: "Употребление ь знака после шипящих на конце существительных"»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Правописание ь знака после шипящих на конце имен
существительных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные: получить представление о правописании ь после шипящих на конце существительных; составить алгоритм и запомнить правило.
Метапредметные:
Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку литературного чтения, формируется учебно - познавательный интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД: Учащиеся будут учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД: учащиеся смогут высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; научатся сопоставлять различные точки зрения, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.
Ход урока.
Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и не слышно
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
-Начнем наш урок русского языка.
- Ребята, откройте, пожалуйста свои тетради, запишите число, классная работа.
2. Актуализация изученного.
- Прочитайте слова, записанные на доске. По какому основанию их можно разделить на две группы?
Брешь - и, ж. 1. Пролом в стене, в корпусе корабля, пробоина. Б. от снаряда. Заделать б. Б. в обороне (перен.). 2. перен. Недостача, ущерб. Б. в бюджете.
Как вы понимаете слово горбач? Как вы думаете одно или несколько у него значений?
1. м. Рубанок для строгания выпуклых или вогнутых поверхностей. 2. м. Морское млекопитающее семейства полосатиковых; длиннорукий кит. 3. м. разг.-сниж. То же, что: горбун.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Про какое слово вам было трудно однозначно сказать с ь знаком оно пишется или без? (рожь) Почему?
-Сегодня мы будем рассматривать случаи употребления «ь» после ж и после щ.
4. Построение выхода из затруднения.
- Что нам может послужить помощником при решении этой задачи? (учебник, словарь, учитель)
5.Реализация построенного проекта.
- Мы отправляемся с вами за знаниями в словарь «Пиши правильно» Как вы думаете, слова с какими окончаниями мы должны сегодня исследовать? (на – ж, - жь; на –ш, - щь)
- А на какую букву вы будете искать эти слова? Летучая мышь на с. 154 У 1 держит плакат, который вам подскажет правильный путь.
- Работаем в парах.
- Первый вариант ищут слова с основой на –ж, - жь. Найдите слово рожь. Дайте точный ответ на поставленный в начале урока вопрос. Второй вариант: на –щ, - щь. - Выписываете по 2 слова на каждый пример в два столбика.
-Дайте названия столбикам. (ж.р.; м.р.)
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Давайте сформулируем последовательность действий, которые точно нам помогут определять, писать или не писать ь знак после шипящих звуков (ч,ж, ш, щ) в названиях слов – предметов (существительных)
1. Читаю или произношу слово
2. Определяю часть речи.
3. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
4. Если существительное мужского рода, то ь не пишу.
5. Если существительное женского рода, то ь пишу.
- Проверьте свои выводы ( плакат с.156)
- Выполняем упражнение (с. 154 № 121)
Запиши правильно: (комментируют дети по составленному алгоритму)
- Помогли ли вам приобретённые знания?
- Выполним упражнение 122.
- Прочитайте слова.
- Изучите информацию, принесённую летучей мышкой на с. 155.
- Объясните, о чём предупреждает Мышь?
- Устно проверь слова с буквой парного согласного на конце слова. Запишите их.
7. Самостоятельная работа (соотнесение с эталоном) Упражнение 124, с. 156.
- Сравните результаты с соседом по парте.
- Сверьте свою запись с записью на доске.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Послушайте и постарайтесь запомнить такое шуточное стихотворение про наше правило.
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
Если род мужской -
Нет там знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
9. Рефлексия.
- Кто теперь точно может определить, когда после шипящих надо писать ь, а когда не надо? (зелёный сигнал – понял, красный – не смогу, жёлтый – затрудняюсь)
- Подведём итоги работы учащихся на уроке.
- Кто был активен и давал правильные ответы? («5»)
- Кто был активен, но допускал неточности в ответе? («4»)