- применение ИКТ на данном уроке позволяет сделать занятие более интересным для учащихся: технико-операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения дидактический материал;
- с использованием электронных технологий расширяются информационные и технические возможности игры, экономится время на уроке, концентрируется внимание детей;
- электронная версия урока позволяет ориентироваться на учащихся с разными ведущими каналами восприятия (визуалы, аудиты), повышает результативность познавательной деятельности ребёнка.
- повторить и закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе.
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
№ слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1, 2 3. | 1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка цели. 1.- Ребята, посмотрите какой сегодня день? - Здравствуйте. Я снова рада видеть вас на уроке здоровыми и с хорошим настроением. Говорить друг другу «Здравствуйте» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь кивком головы. 2. Инсценировка отрывка из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». – Прослушайте отрывок из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». 3. Беседа с элементами рассуждения – На самом ли деле Правдин считает, что Митрофанушка хорошо изучил грамматику? Докажите. – Почему Митрофанушка кажется нам смешным? – Докажите, что вы не Митрофанушки и поднимите руки те, кто знает, что такое имя прилагательное. 1 группа. Работа в парах. Итак, вспомним определение имени прилагательного – Назовите общие признаки имен существительных и имен прилагательных. В чем различие этих частей речи? А для этого вы должны ответить на ряд вопросов: - Что такое имя прилагательное - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? -Как изменяются имена прилагательные? -Какую форму могут иметь имена прилагательные? -Как имена прилагательные согласуются с именами существительными? Приведите примеры -Чем могут являться в предложении имена прилагательные? 2 группа. Пословицы Прочитайте пословицу Назовите прилагательные, Ответьте на вопрос: – Какова роль прилагательных в пословицах? 3 группа. Рисунки Ответьте на вопросы: - Раскрашивая предметы на рисунке, какие прилагательные вы использовали? - Для чего нам нужны прилагательные? 4. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы начинаем разговор о прилагательных. Запишите тему урока. Наша задача: вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об этой части речи. | Ответы детей Предварительная подготовка. Распределены роли с «обязательным содержанием», продумана тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица -
Имя прилагательное Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета Имя прилагательное отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «чей?» Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам Имена прилагательные могут иметь полную и краткую формы Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже . Например: сильный дождь Имена прилагательные могут являться определением или сказуемым | Знание морфологических признаков и синтаксической роли имён прилагательных. | Коммуникативные Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
4 | 2. Лингвистическая разминка. Работа с текстом Определите, прочитав текст, о ком идет речь. Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки. Какова роль прилагательных в тексте? | Ученики читают текст на доске, отвечают на вопрос | Повторение на практике роли имён прилагательных в тексте | Коммуникативные, личностные |
5 | 3. Повторение материала по теме «Имя прилагательное». - Раскрой скобки, выделите окончания прилагательных. Вспоминается мне (ранний, погожий) осень. Помню (ранний, свежий, тихий) утро. (И.Бунин) - Определите синтаксическую роль прилагательных - Сделайте вывод. Как определить окончание прилагательного? | Ученики записывают предложения в тетради, один ученик работает у доски. Вспоминается мне ранняя, погожая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро. (И.Бунин) имена прилагательные с существительным согласуются в роде, числе, падеже. | Вспоминают синтаксическую роль прилагательных | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
6 | Задашь вопрос - найдешь ответ! Задание: Определите, какие окончания пишутся у прилагательных в безударном положении. От существительного к прилагательному задайте вопрос, вставьте пропущенные буквы: В морозн... воздухе январск ... днем зимн ... вечером погож ... утром рыж... белку соснов... бором чист... полем в темн... лесу кудряв ... березой на мохнат ... ели душист... черемухой жгуч… морозом | Работа по вариантам. Учащиеся записывают словосочетания в тетрадях, проверяют, делают вывод. | Знание правописания имён прилагательных | Регулятивные, познавательные, коммуникативные |
7 | Определи, где О, а где Е? Работа с сигнальными карточками Больш…го озера; в чуж…м краю; накрыться плащ…м; у колюч…го кустарника; дремуч…й чащ…й; о старш…й сестре; идти со свеч…й; обшить ситц…м; о младш…м товарище. | Учащиеся поднимают сигнальные карточки, проверяют, делают вывод. | Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений) | Личностные, познавательные, коммуникативные |
| Релаксация. Звучит музыка. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Полюбуемся красками снежной зимы, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в зимнем лесу? Послушайте, как шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в зимнем лесу! Вдохните ГЛУБОКО этот морозный воздух! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть морозного утра, тепло солнечных лучей, чистоту прозрачного льда на реке. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения. И… открываем глаза. | | | |
8 | Задание: Укажите порядковый номер слов или словосочетаний, в которых у существительных или прилагательных не пишется Ь знак. 1.Кустарник колюч(?). 2.Много дач(?). 3.Пустош(?). 4.Напиток шипуч(?). 5.Лес дремуч(?). 6.Возле рощ(?). 7.Брош(?). 8.Из-за туч(?). 9.Мальчик пригож(?). 10.Голос певуч(?). | Цифровой диктант. Учащиеся работают в тетрадях. | Умение применять полученные знания на практике (при выполнении упражнений) | Личностные, познавательные, коммуникативные |
9 | Задание: 1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой. (вместе) Все ли слова вам понятны? Как вы понимаете выражение «Афанасьевские морозы»? 2.Сравни тексты по выразительности. (задания 2-8 в группе) 3.Ответь на вопросы: -Какой текст больше понравился? Почему? -За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? -Какую роль играют прилагательные в тексте? -Как понимаешь выражения: «свежими снегами» и «радостные краски»? 4.Выпиши 3 словосочетания и разбери их. 5.Подбери синоним к слову «огромный» (запишите) 6.Разбери по составу слова: «золотистый, солнечный» (запишите). 7. Выписать из текста имена прилагательные. 8. Найти среди прилагательных эпитеты и подчеркнуть их. Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются? I. Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет. II. Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Чем отличается первое чтение от второго? | Дети получают карточки с текстом и работают в них. (работа в группе) Сообщение об «афанасьевских морозах» делают речь более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна. Ученик читает стихотворение о прилагательном | Осознание роли прилагательных в устной и письменной речи; эмоционально «проживание» текста, выражение своих эмоций | Личностные, познавательные, коммуникативные |
10 | Подведение итогов. Рефлексия. Объявление оценок Когда научимся пользоваться богатством прилагательных, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных (что, впрочем, одно и то же, как утверждают древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее. | Дети должны продолжить фразы: Я знаю…. Я умею…. Я могу…. | | |
11 | Домашнее задание: «3» учебник стр. 5 упр.318 «4» подобрать к слову КРАСНЫЙ 15 прилагательных. «5» творческое задание: составить четверостишие, используя прилагательные или небольшой рассказ-описание дерева, уголка природы, зимнего дня, используя имена прилагательные-эпитеты. | Запись задания в дневники | | |