Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Слова близкие по значению"»
Урок русского языка 2 класс.
Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Цель: углубить знания о словах, близких по значению.
Задачи:
- знать значение термина «синонимы»;
- понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
- уметь подбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
- знать слова-синонимы речевого этикета;
- использовать синонимы в речи для более точного и образного выражения мысли;
- понимать нежелательность повтора слов речи;
- повторить орфограмму «Безударные гласные в корне слова».
Ход урока.
Словарная работа, с использованием карточек с набором букв.
Минутка чистописания.
Запись числа в тетради.
Актуализация темы урока (объяснение сопровождается презентацией).
- Создание проблемной ситуации при выполнении задания завершить сказку.
- Чтение сказки.
- Учитель: «Что сказала сорока?».
Учащиеся должны догадаться, что для ссоры у кота и пса действительно не было причины, потому что слова «умный» - «толковый», «любезно» - «вежливо» очень близки по значению.
- Объявление темы и целей урока.
Основной этап урока.
Откройте учебники на стр. 26 и найдите упражнение 36. Работа по заданиям к упражнению (устно). Характеристика слов-синонимов по сфере употребления.
Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, стр. 27). Введение термина «синонимы».
Учитель: «Где можно узнать значения слов-синонимов?» (в словаре синонимов).
Работа со словарем синонимов при выполнении упражнения 37. Определение оттенка значения в словах-синонимах. Учитель: «Чем различаются синонимы?» (оттенками значения).
Наблюдение над возможностью замены одного синонима другим (учебник, упражнение 38 выполняется письменно с объяснением орфограммы «Безударные гласные в корне слова»). Один ученик на доске выписывает слова с орфограммой и обозначает ее.
Физкультминутка «Гимнастика для укрепления глазных мышц» (показ презентации).
Подбор синонимов к данным словам (упражнение 124, РТ).
Учитель: «Для чего нужны в нашей речи синонимы?». Чтение высказывания профессора Самоварова (стр. 31, учебник).
Работа по устранению в тексте повторяющихся слов (упражнение 45, учебник) и замене их синонимами из слов для выбора. После исправления недостатков текст вторично прочитывается, озаглавливается, проводится работа с орфограммами в словах «прекрасный», «воздушный», «с шарами».
Учитель: «Стал ли от замены текст лучше?»
Текст записывается учащимися самостоятельно в тетради.
Итога урока.
Учитель:
- «Какие слова называются синонимами?»;
- «Чем могут различаться синонимы?»;
- «Для чего в нашей речи надо использовать синонимы?»;
- «Оцените свою работу на уроке. Если хорошо работали на уроке и было все понятно, то поднимите красный кружок, если нет – зеленый» (на партах лежат кружки красного и зеленого цвета).