I.Организационный момент. Психологический тренинг. Контроль осанки II.Введение в тему урока Дыхательная разминка. III.Словарная работа IV. Работа над пройденным материалом. V.Работа в группах Тестирование VI.Практическая работа Подготовка экспертной справки VII.Итог Релаксация с аромотерапией. VIII.Домашнее задание. | Начать урок с «круга рукопожатий». - Обратите внимание на схему как правильно сидеть за партой. (Схематично указано как правильно сидеть за партой) -Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем! (на доске плакат с темой урока) «Воздух нашего села» Экологическое расследование. -Сейчас, ребята, мы за счет дыхательной разминки постараемся улучшить функции дыхания и кровообращения. Обогатим мозг кислородом. Пилка дров Погреться на морозе Листья шелестят Покатай карандаш Экология - «экос» - дом «логос» - наука о взаимодействии человека и природы. Модернизация-преобразование (слова на плакате) Дана нам возможность исследователями стать, Проблемы экологические решать. Природа дарит людям чудеса, Мы навечно стали должниками. Долг природе мы обязаны отдать, Ведь иначе мы не сможем выжить сами. -Почти каждый день вы слышите слово «воздух». А можно увидеть воздух? -Почему? -Из каких газов состоит воздух? (доска) Диаграмма «Газовый состав воздуха» Задание для 1 группы: разгадайте кроссворд . Газы, входящие в состав воздуха. Впишите правильный ответ. (Кроссворд. Приложение 2) Задание для 2 группы: Выбери правильный ответ. Тест. 1. Атмосфера - это: а) водная оболочка Земли б) каменная оболочка Земли в) воздушная оболочка Земли г) все живые организмы, населяющие Землю 2. Воздух - смесь газов: а) голубого цвета б) белого цвета в) бесцветная г) серого цвета 3. Газ, входящий в состав воздуха и необходимый для дыхания а) азот б) углекислый газ в) озон г) кислород -Ребята, теперь вы знаете, какой воздух можно считать чистым, какой газ нам необходим для дыхания. Сейчас я проведу тест и узнаю, правильно ли вы выбираете место для прогулок. «Как выбрать для прогулок безопасный участок». 1. Как часто вы гуляете после занятий? а) каждый день (сколько по времени) б) по выходным дням в) другие варианты 2. Чаще всего вы гуляете: а) в парке (сквере), (укажите, каких) б) во дворе в) в других местах 3. Вспомните, есть ли недалеко от мест ваших прогулок: а) автомобильная дорога б) гаражи в) автостоянки г) свалки д) предприятия 4. Много ли зелени в таких местах: а) много деревьев, кустарников б) есть отдельные деревья в) растения практически отсутствуют 5. Назовите растения, которые вы видели в местах прогулок. Знаете ли вы, как они влияют на состояние воздуха? 6. Слышен ли какой-нибудь шум на этой территории? а) сильный б) слабый в) отсутствует г) постоянный в) бывает изредка 7. Как вы сами оцениваете состояние воздуха в местах ваших прогулок . а) чистый б) загрязненный 8. Как вы себя чувствуете после прогулок. а) самочувствие очень хорошее б) иногда болит голова, тошнит в) часто болит голова, чувствую недомогание. -Сегодня мы с вами подведем итог нашему расследованию и докажем математическим путем, что на улице Советской необходимо принимать меры, так как воздух на этой улице нельзя назвать чистым и это грозит здоровью людей которые там постоянно живут. С результатами расследования и своими предложениями обратимся ТЭСИ. 4 этап расследования. -Подсчитали количество машин, проезжающих за 30 минут по ул. Советской и ул. Гагарина, разделили их на следующие типы: легковые, грузовые, автобусы, работающие на бензине, автобусы, работающие на газе. Подсчет вели 2 раза в день: с 10часов до 11часов (время затишья) и с 17часов до 18 часов (час пик). Произвели обработку данных: m-количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем(г/км) n- среднее количество автомобилей определенного типа, проехавшие за 30минут. M-масса угарного газа. Сделали вывод: ( Таблица.). -По построенной диаграмме сделайте вывод. -Какой тип автомобилей выбрасывает в окружающую среду наибольшее количество угарного газа? (С опорой на построенную диаграмму) -Какой тип автомобилей выбрасывает в окружающую среду наименьшее количество угарного газа? (С опорой на построенную диаграмму) -На какой из обследованных улиц меньше проходит транспорт, а также соответственно меньше угарного газа выходит в атмосферу? -Какие будут предложения по улучшению экологии улице Советской? -Используя данные рабочей таблицы, заполните «Экспертную справку о состоянии воздушной среды по улице Гагарина и улице Советская», начертите сравнительные диаграмму выбросов угарного газа после модернизации двигателей, сделайте вывод, запишите предложения. . Оценка ответов и работ учеников. Группа, набравшая большее количество «умов», получает право подписи экспертной справки. «Экспертная справка о состоянии воздушной среды улице Гагарина и улице Советской» отдается представителю ТЭСИ для рассмотрения материалов экологического расследования и принятия решения. Тематическая подборка стихов «В защиту воздуха» (задание №2)в сопровождении Аудиозаписи, симфонии №40 В.А.Моцарта в исполнении инструментального ансамбля П.Мориа. -А сейчас, ребята, обратитесь к природе. Вдохните ее аромат, послушайте ее голос, постарайтесь расслабиться. 1 группа -Подобрать из периодической печати, интернета, как в других регионах идет борьба за чистоту воздуха, за здоровье человека. 2 группа -Подготовить заметку в местную газету, об исследовании уровня загрязненности, воздуха нашего села. | Дети с учителем становятся в круг и берутся за руки. Учитель здоровается с детьми, желает им хорошего дня и «отправляет» свое дружеское пожелание- «заряд»- пожатием руки соседям справа и слева. «Заряды» проходят по кругу и возвращаются учителю. Дети правильно садятся за парты, обращают внимание на схему. Дети отгадывают загадку. Ответ–воздух. Читают название темы урока. Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая его через рот, как бы согревая руки. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы отклонились и шелестели. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш. Дети читают вслух хором словарные слова, отвечают, что они обозначают. Класс делится на две группы исследователей. За каждый правильный ответ дети получают цветной жетон «ум». Нет нельзя. Воздух - газообразное тело, не имеет постоянной формы. Воздух легкий, прозрачный, бесцветный. Воздух-смесь газов и примесей. Азота- 78% Кислород- 21% Другие газы- 1% Дети читают по диаграмме «Газовый состав воздуха» Дети разгадывают кроссворд «Газы, входящие в состав воздуха», вписывают правильный ответ. Дети 2 группы выбирают правильный ответ на вопрос теста. Взаимопроверка. Дети выбирают ответы на вопросы теста, делают вывод. Чтобы быть здоровым, нужно дышать чистым воздухом. (Запись на диске) Учащиеся заполнили таблицу и посчитали массу газа, выбрасываемого автомобилями определенного типа на протяжении одного километра пути . Дети делают вывод по диаграмме (задание №1). Вывод: грузовые автомобили работающие на бензине, выбрасывают в окружающую среду наибольшее количество угарного газа. Вывод: автобусы, работающие на газе, выбрасывают в окружающую среду наименьшее количество угарного газа. Вывод: на улице Гагарина меньше проходит транспорта, соответственно меньше угарного газа. Ребята внесли предложения, модернизировать все типы автомобилей, значит перевести их на более экологически чистый вид топлива, на газ. Дети заполняют «Экспертную справку о состоянии воздушной среды по ул. Гагарина и ул. Советская». Чертят сравнительную диаграмму выбросов угарного газа после модернизации двигателей, если в среднем 25 г /км (сравнительная диаграмма). Делают вывод и записывают предложения по улучшению качества воздушной среды, это модернизация двигателей автомобилей. Дети подсчитывают жетоны «умы», говорят учителю. Подписывают «Экспертную справку о состоянии воздушной среды по улице Гагарина и улице Советской». Дети наизусть читают стихотворение «В защиту воздуха», тем самым подводят итог расследования, для чего необходимо беречь воздух, чтобы не погубить самого себя, сохранить здоровье. Дети, закрыв глаза, расслабляются. Слушают по записи звуки природы (шелест листвы, пение птиц, шум воды) , вдыхают аромат можжевельника через аромолампу. (звуки природы оказывают успокаивающее действие на организм, а аромат можжевельника оздоравливает его). Дети записывают домашнее задание по группам. |