Цели урока:
- закрепить сравнение чисел с помощью составления пар, использование для сравнения знаков = и =;
- отработать навыки порядкового счёта в пределах 10, взаимосвязь между частью и целым;
- развивать мышление, память, речь, внимание, познавательные и математические способности, воображение;
- воспитывать любовь к математике, чувство взаимовыручки, коллективизма.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Внимание! Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки — все для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Ребята! Прежде чем начать урок, давайте создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу!
Сегодня на уроке мы отправимся с вами в сказку. Жили-Были Царь и Царица. Жили они, поживали в любви и согласии. И была у них дочка - красавица, звали её Василиса. Царь и Царица её очень любили. А у Василисы был жених - Иван-царевич. Был он парень бравый, смелый. Но вот однажды ворвался во дворец к Царю и Царице злой разбойник Кощей. Напугал он всех, и Василису похитил. Иван-царевич, ни о чем не догадываясь, прискакал во дворец Царя, а там родители Василисы рыдают. Узнав о беде, добрый молодец поклялся освободить свою красавицу невесту. Решил Иван-царевич отправиться на поиски Василисы. Далеко - далеко раскинулся дремучий страшный лес, полный чудес и волшебства. И чтобы пройти через него, необходимо выполнить задания.
- Хотите помочь Ивану-царевичу?
2. Устный счет.
1) - Посчитайте до 10 и обратно
- Сосчитайте от 10 до 20, от 8 до 14, от 9 до 5
- Назовите предыдущее число 5,9, 11.
- Назовите последующее число 7, 3, 14.
- Как получить предыдущее число? А последующее?
- Какое число стоит между 6 и 8, 2 и 4?
- Какое число стоит справа от 7 (8), слева от 6 (5)?
2) Игра " Потерялось число".
Восстановите порядок
1 2 3 4 6 7 8 9 10 (5)
-Что вы можете сказать о числе 5?
3) Вставьте нужные знаки "+" или "-"
4 1 =5
3 2 =5 -Прочитайте примеры разными способами.
3 1 =2
4 2=2
Идет Иван-царевич дальше. А перед ним поляна с заданием. Давайте поможем Ивану-царевичу пройти через эту поляну.
- Молодцы, ребята!
А Иван-царевич должен идти дальше. Много ли, мало ли времени
прошло, идет он, а перед ним бурная река. А вот мостика через
реку нет. Что же делать? Как вы думаете? (построить мост)
- Да, нужно построить мост через реку из геометрических фигур.
- 4) Работа с математическим набором.
- Положите на парту 5 кругов.
- Под ними 4 квадрата.
- Положите под 1 и последний квадраты по треугольнику.
- Каких фигур больше всего? Каких меньше?
- На сколько кругов больше, чем квадратов?
- Как сделать так, чтобы кругов и квадратов стало поровну?
- Уберите 1 кружок. Сколько всего фигур стало? (10)
Наш мост готов. Переправился Иван-царевич на другую сторону
реки. Только устал он очень. Давайте вместе с ним отдохнем.
3. Физминутка
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По дорожке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немножко отдохнём
И опять мы в путь пойдём!
Итак, в путь!
- Ой, ребята, кто это у дерева?
Это сказочное существо, житель леса, Гном-математик.
Я — Гномик, я живу в лесу,
Я тут за все ответственность несу,
Я наблюдаю в лесу за туристами,
Чтоб лес оставался чистым.
- И ты, Иван-царевич, так просто здесь не пройдешь. Сначала
выполни мои задания.
4. Работа по учебнику, (по рядам)
1) Сравнение групп предметов.
- Откройте учебник с. 40. Найдите № 1.
- Что здесь надо сделать? (поставить знаки равно или неравно)
- Посчитайте, сколько чашек слева (4). Запишите их количество цифрой в синем квадрате внизу.
- Сколько чайников? Запишите.
- Как сравнить предметы? (составить пары) Давайте составим пары. (1 ученик работает на доске).
- Что можно сказать о количестве чашек и чайников? (поровну, столько же)
- 2 группу сравниваем самостоятельно, 3-е комментированием.
- Молодцы! Гномик остался доволен тем, как вы выполнили задание. Он решил, что тоже должен помочь Ивану-Царевичу найти дорогу к Василисе и в подарок дал ему волшебный клубочек, который привёл его в геометрический лес.
- 2) Работа с геометрическим материалом.
- Кто встречает Ивана-Царевича в лесу? (Ёжик и белка - учебник №3)
- Какие это животные? (дикие) Почему?
- А какие деревья растут в этом лесу? (Ёлки)
- Как называется такой лес? (ельник)
- Сколько треугольников спряталось в каждой ёлочке? (1-2, 2-3,3-3,4-5)
- (Ёлочки на доске, ученики по очереди выходят к доске и показывают количество треугольников)
- Молодцы!
- А теперь попробуйте самостоятельно нарисовать ёлочку из 4 треугольников.
- Давайте посмотрим, какие могут получиться варианты.
- Ох и трудно Ивану-Царевичу. Притомился он. Давайте поможем ему набраться сил, да и сами отдохнём.
5. Физминутка.
Раз — поднялись, потянулись.
Два - согнулись, разогнулись.
Три - в ладоши 3 хлопка.
Головою 3 кивка.
На 4 руки шире.
Пять —руками помахать.
Шесть - за парты тихо сесть.
6. Самостоятельная работа на карточках.
- Подошёл ёжик к Ивану-Царевичу и шепнул, что знает он, где его Василиса спрятана. Но не справиться ему одному, нужно и примеры решить, и слово расшифровать. Давайте, ребята, поможем ему.
А 4-2 О 5-1 3 2-1
М 2+1 К 3+2
1 2 3 4 5
- Расположите буквы, соответственно числовому ряду.
7. Составление равенств и неравенств по рисункам.
1) - Наконец-то понял Иван-Царевич, где спрятана Василиса. Шёл он, шёл и видит впереди замок. А перед замком - Кощей. Не хочет он пускать Ивана - Царевича к Василисе и выстроил забор из геометрических фигур.
-Какие это фигуры, назовите?
-Открываем учебник, находим №2.
-Посмотрите на 1 строчку. По какому признаку можно разбить фигуры на группы? (по цвету)
-Давайте выполним это задание и составим равенства буквенные и числовые. ( с комментированием).
- Вот и пришёл Иван-Царевич к замку. Осталось ему подняться по ступенькам лестнице и открыть дверь. Но Кощей был очень коварным и не хочет отдавать Ивану ключ. Но мы обхитрим Кощея! Сейчас мы с вами нарисуем специальный ключик, который поможет открыть этот замок. Слушайте меня внимательно и у вас всё получится!
8. Графический диктант.
- 6 клеток вверх
- 2 вправо
- 2 вниз
- 5 вправо
- 1 вверх
- 2 вправо
- 3 вниз
- 7 влево
- 2 влево
- 2 вниз
-1 вверх
Молодцы! Теперь Иван - Царевич может открыть этот замок и встретится с Василисой.
9. Итог урока.
- Спас Иван - Царевич Василису, привёз её к царю и царице. Царь стал расспрашивать Ивана - Царевича, какие трудности ему пришлось преодолеть?
- Ребята, расскажите какие задания вы выполняли сегодня на уроке? Понравился ли вам урок?
Мы сегодня вычитали,
Мы сегодня прибавляли,
И задачки мы решали,
И все числа мы сравнили.
И Кощея победили!
Всё сумели! Всё смогли!
Мы сегодня молодцы!