Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике по теме «Величина. Длина. Сантиметр»»
Конспект открытого урока
по математике по теме «Величина. Длина. Сантиметр»
Цели:
- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);
- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;
- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;
- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы;
- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;
- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.
Оборудование:
- полоски красного, синего (2 * 15 см.) и зелёного (2 * 18 см.) цвета, - звукозапись о старинных единицах измерения, - мультфильм «38 попугаев», - мультимедия.
Ход урока.
Организационныймомент.
Релаксационная игра «Дерево».
Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах.
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим. Сильным дубом, стройной берёзкой или ивой склонившийся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви - руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь.
Девиз урока:
Математика нужна!
Математика важна!
В жизни пригодиться!
Изучая математику ,
Не следует лениться!
Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок со сравнения. Ведь ещё великий Аристотель говорил : « Сравнение –это акт мышления.»
- На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы, числа, выражения.
- Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. Может проверим?
7 * 9 5 * 2
6 * 4 7 * 7
- Молодцы!
- Почему 7 9? (В натуральном ряду стоит перед числом 9)
- На сколько число 7 9? (На 2)
- Какие фигуры мы с вами видим?
- Что можем о них сказать?
- Как узнали? (Посчитали.)
- Как видите сравнение предметов сводиться к сравнению чисел.
- А теперь скажите, какой больше?
- Как вы догадались? Как это проверить? (Наложить один квадрат на другой.)
- Зачем мы так подробно опять повторили то, что уже знаем и умеем.
- Действительно, эти знания нам пригодятся для изучения новой темы.
Создание проблемной ситуации.
- Скажите, а какой цвет больше: красный или розовый ?
- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чём затруднение? Может недостаточно знаний, чтобы ответить на него?
(Дети могут утвердительно ответить, что сравнить нельзя, но не смогут доказать)
-Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнивать, а какие нет, и почему.
Изучение нового материала.
- Вспомните первые уроки математики. Скажите: по каким признакам мы делили предметы на группы?
( По форме, по размеру, по цвету…)
- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков . Такие свойства называются величинами.
- Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА.
ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.
- Вы сказали, что нельзя сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.
- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.
- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.
- А чей размер ноги меньше: мой или Дианы? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)
- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются. На ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура, длина.)
- Давайте выясним, является ли величиной длина предметов. Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине. Какая из них самая длинная? (Зелёная.) Мне почему – то кажется, что красная длиннее. Как это доказать?
(Уч – ся накладывают полоски друг на друга.)
- Кто покажет, как правильно это сделать? Какие результаты вы получили?
З К, З С, К = С.
- Какой вывод мы можем сделать? Является ли длина величиной.?
ВЫВОД: Длина является величиной.
К названию урока добавляем ещё одно слово: ДЛИНА.
- На доске нарисованы отрезки АВ и СО. Как узнать, какой из них длиннее? Как это доказать? На глаз верить нельзя, наложить не получиться. Что ещё можно придумать? Может нам поможет наша красная полоска?
АВ – 5к, СО – 6к; 5к 6к АВ СО.
-Таким образом, с помощью измерения сравнения длин отрезков свелось к сравнению чисел. Так как же измерить длину предметов?
ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм «38 попугаев». Будьте внимательны, потомучто после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.
(Мультфильм «38 попугаев»)
- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)
- Эти мерки были: одинаковые или разные?
- Изменялась ли длина удав?
- Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)
- А мартышка? (5)
- А в попугаях длина удава? (38)
- Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.
- Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.
- Что вы заметили?
- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.
ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины.
- Ребята, сегодня специально к нашему уроку, наши друзья из страны математики прислали нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.
ПИСЬМО.
- Здравствуйте. Дорогие знатоки математики. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счете. Люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева. Срубленного на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев.»
Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины. Которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.
- Посмотрите внимательно на рисунки в учебнике и назовите единицы измерения длины. О которых услышали от меня. Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания.
Работа в группах:
1-я; 2-я группы. Измеряют длину подоконника ладонями и локтями.
3-я; 4-я группы. Измеряют ширину класса шагами и метровой линейкой.
5-я; 6-я группы. Измеряют длину парты вершками и пядью.
Отчёт групп о результатах работы.
- Зависит ли результат от мерки?
ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.
ПИСЬМО (продолжение)
- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является…
- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника.( стр.14.)
- Прочитайте мне, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)
- К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР.
- Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина 1 сантиметр.
Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.
Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.
Стр.15 № 21 -Измерьте линейкой длину отрезков АО и КМ и запишите результат измерения на доске.
Рефлексия.
- Что нового мы узнали на уроке? (О старинных измерениях длины.)
- С какой величиной мы сегодня познакомились? (Длина.)
- Какой инструмент нам помогает измерить длину? (Линейка.)
- С какой мерой измерения длины мы познакомились? (Сантиметр.)
- Скажите, кому было трудно на уроке? Кто испытывал трудности?
- Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.
- Ребята, посмотрите, пока шёл урок., снег на нашем дереве растаял. Не хорошо дереву зимой без снега. Давайте укроем его вашими снежинками. У вас на партах снежинки 2-х цветов. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите голубую снежинку. А если испытывали затруднения возьмите тёмную снежинку.
(Дети подходят и прикрепляют к дереву снежинки)
- Молодцы! Не дали дереву замёрзнуть. Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.