kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по математике по теме «Величина. Длина. Сантиметр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока

по математике по теме  «Величина. Длина. Сантиметр»

 

Цели:

 

- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);

 

- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;

 

- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;

 

- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы;

 

- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;

 

- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

 

 

Оборудование:

                                                                                                                                                      - полоски красного, синего (2 * 15 см.) и зелёного (2 * 18 см.) цвета,                        - звукозапись о старинных единицах измерения,                                                            - мультфильм «38 попугаев»,                                                                                              - мультимедия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по математике по теме «Величина. Длина. Сантиметр»»

Конспект открытого урока

по математике по теме «Величина. Длина. Сантиметр»


Цели:


- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);


- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;


- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;


- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно делать выводы;


- обучать приёмам самооценивания и самоконтроля;


- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.



Оборудование:

- полоски красного, синего (2 * 15 см.) и зелёного (2 * 18 см.) цвета, - звукозапись о старинных единицах измерения, - мультфильм «38 попугаев», - мультимедия.





















Ход урока.


  1. Организационный момент.

Релаксационная игра «Дерево».

Цель игры: данная игра проводится для снятия волнения, напряжения, она придаёт чувство уверенности в себе и своих силах.


- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела. Глаза закройте. Представьте себя могучим. Сильным дубом, стройной берёзкой или ивой склонившийся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви - руки свободно «колышутся» вдоль тела. Листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы прекрасное дерево. Вы уверены в себе и спокойны. И у Вас всё получиться!!! Откройте глаза и садитесь.


Девиз урока:


Математика нужна!

Математика важна!

В жизни пригодиться!

Изучая математику ,

Не следует лениться!


  1. Актуализация опорных знаний.


- Сегодня на уроке мы продолжим с вами восхождение по лестнице знаний. А начнем урок со сравнения. Ведь ещё великий Аристотель говорил : « Сравнение –это акт мышления.»

- На протяжении многих уроков мы с вами учились сравнивать предметы, числа, выражения.

- Перед вами полоска достижений. Оцените себя: определите на какой точке по этим умениям вы находитесь. Может проверим?


7 * 9 5 * 2

6 * 4 7 * 7


- Молодцы!

- Почему 7 9? (В натуральном ряду стоит перед числом 9)

- На сколько число 7 9? (На 2)


- Какие фигуры мы с вами видим?

- Что можем о них сказать?

- Как узнали? (Посчитали.)

- Как видите сравнение предметов сводиться к сравнению чисел.

- А теперь скажите, какой больше?

- Как вы догадались? Как это проверить? (Наложить один квадрат на другой.)


- Зачем мы так подробно опять повторили то, что уже знаем и умеем.

- Действительно, эти знания нам пригодятся для изучения новой темы.


  1. Создание проблемной ситуации.


- Скажите, а какой цвет больше: красный или розовый ?

- Почему вы не можете ответить на этот вопрос? В чём затруднение? Может недостаточно знаний, чтобы ответить на него?


(Дети могут утвердительно ответить, что сравнить нельзя, но не смогут доказать)


-Сегодня мы с вами, ребята должны узнать, какие свойства предметов можно сравнивать, а какие нет, и почему.


  1. Изучение нового материала.


- Вспомните первые уроки математики. Скажите: по каким признакам мы делили предметы на группы?

( По форме, по размеру, по цвету…)

- Сегодня мы начинаем изучать такие свойства предметов, которые можно сравнивать с помощью знаков . Такие свойства называются величинами.

- Итак, первое слово из названия темы нашего урока – ВЕЛИЧИНА.


ВЫВОД: Величина – это то, что можно измерить, и результат измерения выразить числом.


- Вы сказали, что нельзя сказать, какой цвет больше. Является ли цвет величиной? (Нет.) Следовательно, цвет нас не будет интересовать на уроке.


- А можем ли мы сравнить: какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной? (Нет.) Следовательно, форма нас тоже не будет интересовать на уроке.


- Чей запах меньше: ели или сосны? Является ли запах величиной? (Нет.) Следовательно запах нас тоже не будет интересовать на уроке.


- А чей размер ноги меньше: мой или Дианы? Как догадались? Как доказать? Будет ли размер являться величиной? (Да.)


- Придумайте примеры таких свойств предметов, которые являются. На ваш взгляд величинами. (Размер, рост, температура, длина.)


- Давайте выясним, является ли величиной длина предметов. Перед вами три полоски разных цветов. Попробуйте сравнить полоски по длине. Какая из них самая длинная? (Зелёная.) Мне почему – то кажется, что красная длиннее. Как это доказать?

(Уч – ся накладывают полоски друг на друга.)


- Кто покажет, как правильно это сделать? Какие результаты вы получили?

З К, З С, К = С.

- Какой вывод мы можем сделать? Является ли длина величиной.?


ВЫВОД: Длина является величиной.


К названию урока добавляем ещё одно слово: ДЛИНА.


- На доске нарисованы отрезки АВ и СО. Как узнать, какой из них длиннее? Как это доказать? На глаз верить нельзя, наложить не получиться. Что ещё можно придумать? Может нам поможет наша красная полоска?

АВ – 5к, СО – 6к; 5к 6к АВ СО.

-Таким образом, с помощью измерения сравнения длин отрезков свелось к сравнению чисел. Так как же измерить длину предметов?


ВЫВОД: Чтобы измерить величину, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.


- А сейчас я предлагаю вам посмотреть замечательный мультфильм «38 попугаев». Будьте внимательны, потомучто после просмотра мы с вами должны будем сделать ещё один вывод.

(Мультфильм «38 попугаев»)

- Какие животные мерили длину удава? (Попугай, мартышка, слоненок.)

- Эти мерки были: одинаковые или разные?

- Изменялась ли длина удав?

- Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

- А мартышка? (5)

- А в попугаях длина удава? (38)

- Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

- Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

- Что вы заметили?

- Чем больше единичный отрезок, тем меньше раз он укладывается.


ВЫВОД: Если изменяется мерка, то изменяется и значение величины.


- Ребята, сегодня специально к нашему уроку, наши друзья из страны математики прислали нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.


ПИСЬМО.

- Здравствуйте. Дорогие знатоки математики. Я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины. Как и при счете. Люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был локоть т.е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку. А также высоту дерева. Срубленного на постройку дома. У древних египтян было установлено соотношение локтя и других единиц измерения. Например, 1 локоть был равен 6 ладоням. На одном из древнейших египетских памятников – осколке каменной плиты – высечено: «Нил поднялся на 3 локтя и 10 пальцев.»

Кроме локтя применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины. Которую в одних местах называли «лапоть», а в других «фут», что в переводе с английского означает «нога, ступня». Кстати, многими единицами длины мы пользуемся и по сей день, например шагами.

- Посмотрите внимательно на рисунки в учебнике и назовите единицы измерения длины. О которых услышали от меня. Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания.


Работа в группах:

1-я; 2-я группы. Измеряют длину подоконника ладонями и локтями.

3-я; 4-я группы. Измеряют ширину класса шагами и метровой линейкой.

5-я; 6-я группы. Измеряют длину парты вершками и пядью.


Отчёт групп о результатах работы.

- Зависит ли результат от мерки?


ВЫВОД: Разные мерки – разные результаты.


ПИСЬМО (продолжение)


- Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. В 1875 году представители 17 государств подписали соглашение о признании единой метрической системы измерений. Сейчас используются более точные. Общие для всех стран единицы измерения. Одной из них является…

- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня познакомимся, вы узнаете из учебника.( стр.14.)

- Прочитайте мне, как же называется одна из единиц измерения длины? (Сантиметр)

- К названию темы урока добавляем ещё одно слово: САНТИМЕТР.

- Посмотрите на отрезок АК. О таком отрезке говорят, что его длина 1 сантиметр.

Слово сантиметр после числа пишут кратко: см.


Инструмент, при помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой. Мы с вами уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки. Чтобы получить нужный результат, надо уметь правильно ей пользоваться. Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой, обозначенной цифрой 0.


Стр.15 № 21 -Измерьте линейкой длину отрезков АО и КМ и запишите результат измерения на доске.


  1. Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке? (О старинных измерениях длины.)

- С какой величиной мы сегодня познакомились? (Длина.)

- Какой инструмент нам помогает измерить длину? (Линейка.)

- С какой мерой измерения длины мы познакомились? (Сантиметр.)


- Скажите, кому было трудно на уроке? Кто испытывал трудности?

- Я не удивлюсь. Мы изучили еще слишком мало, чтобы сразу было легко и понятно. На следующем уроке мы продолжим работу, которую сегодня начали.


- Ребята, посмотрите, пока шёл урок., снег на нашем дереве растаял. Не хорошо дереву зимой без снега. Давайте укроем его вашими снежинками. У вас на партах снежинки 2-х цветов. Если вы довольны своей работай и вам понравился урок возьмите голубую снежинку. А если испытывали затруднения возьмите тёмную снежинку.

(Дети подходят и прикрепляют к дереву снежинки)


- Молодцы! Не дали дереву замёрзнуть. Я довольна вашей работой на уроке. Всем спасибо за понимание и активность. Попрощаетесь с нашими гостями. На этом наш урок окончен.







Приложение №1



Группа №1.



Длина подоконника ладоней.



Группа №2.


Длина подоконника локтей.



Группа №3.


Ширина класса шагов.



Группа №4.


Ширина класса метров.



Группа №5.


Длина парты пядей.



Группа №6.


Длина парты вершков.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект открытого урока по математике по теме «Величина. Длина. Сантиметр»

Автор: Cаубанова Римма Голусовна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока математики на тему:"Величины.Длина." "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-vielichiny-dlina"
    ["file_id"] => string(6) "115293"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411919261"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока на тему "Длина.Сантиметр" с презентацией  по системе сингапурского обучения "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-na-tiemu-dlina-santimietr-s-priezientatsiiei-po-sistiemie-singhapurskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162671"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422379422"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Разработка урока по математике "Величины""
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka_uroka_po_matematike_velichiny"
    ["file_id"] => string(6) "544454"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1585240963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме: "Различные единицы измерения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-razlichnyie-iedinitsy-izmierieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104709"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402752081"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "конспект урока по математике на тему : «Практическая работа «Как люди измеряли и измеряют длину». Сантиметр. » "
    ["seo_title"] => string(115) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-praktichieskaia-rabota-kak-liudi-izmieriali-i-izmieriaiut-dlinu-santimietr"
    ["file_id"] => string(6) "114537"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411557622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства