Развивать логическое и творческое мышление,внимание, речь, воображение, интерес к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать познавательную активность, культуру общения, бережное отношение к своему здоровью;
Способствовать повышению работоспособности на уроке, формированию положительного эмоционального настроя.
Оборудование:
Карточки с названиями станций;
Картинка с изображением поезда;
Рисунки с овощами, фруктами;
Плакат с кроссвордом; картинки с изображением витаминов А, В и С;
Рисунки с героями – Мудрая Черепаха, Муравьишка.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение: Презентация к уроку.
Предметные результаты:
Знания: усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов.
Умения: научатся приводить примеры овощей и фруктов.
Навыки: правила мытья фруктов и овощей перед едой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни).
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека).
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Характеристика деятельности учащихся:
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;
— работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
— запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок!
Приветствие:
Доброе утро солнцу, доброе утро небу,
Доброе утро приветливым лицам,
Доброе утро всем-всем-всем!
– Внимание, внимание. Становитесь все в паровозик, я вас развезу по местам. Вам задание: Слушаем внимательно песенку поезда.
Введение в тему.
Дети образуют поезд.
Едет поезд необычный
Он большой и симпатичный. Чух-чух-чух-чух!
В нем капуста и горох
Лук, петрушка и укроп… Чух-чух-чух-чух!
Остановка! Поезд, стоп!
– Кто из вас запомнил, что везет поезд? – Как назвать одним словом все это? (Овощи)
3. Станция Загадок. - Отгадайте следующие загадки:
(Отгадки открываю на слайдах) (Слайд 3)
.И зелен, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко, Под кустом… (картошка-картофель).
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (лук)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)
4 На грядке длинный и зеленый, А в кадке желтый и соленый (огурец)
5. В огороде перед нами куст усыпан колпачками,
Каждый пламя прячет, А кто съест – заплачет. (перец)
6. Красная мышка с белым хвостиком, в норке сидела под зелёным хвостиком. (редиска)
7. Он на юге вырастал, как гроздь плоды свои собрал.
А суровою зимой Придет изюмом к нам домой.(виноград)
8. . Этот фрукт в рубашке яркой, Любит, чтобы было жарко.
Не растёт среди осин Круглый рыжий … (апельсин).
9. Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа,
но на фрукт похожа ... (груша)
10. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
11. Жёлтый цитрусовый плод, В странах солнечных растёт.
Снаружи с картофелем схож Внутри на крыжовник похож? (киви)
13. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран Высоко растёт … (банан).
- На какие 2 группы можно разделить данные плоды и корнеплоды? (овощи и фрукты)
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Слайд 1)
-Что нового вы бы хотели узнать на уроке?
- А что такое овощи?
-А что такое фрукты?
- Что нам можно кушать: овощи или фрукты?
-А что важнее?
Таким образом, цель нашего урока какая? (Научиться узнавать и различать овощи и фрукты и познакомиться с их пользой.)
А тема звучит так:
- Зачем нужно есть много овощей и фруктов?(Слайд 1)
В ходе урока мы должны ответить на вопрос “Почему нужно есть много овощей и фруктов?” (Или не нужно)
4. Создание проблемной ситуации. Работа в группах (девочки и мальчики)
- Сегодня на урок я принесла две интересные корзинки. (Заглядываю в корзинки)
- Ой, к нам в класс опять забегал Незнайка и, как всегда, всё перепутал.
Задание:
Разложить содержимое корзинок в 2 ведёрка (овощи и фрукты)
-Доказать, почему именно так разложили.
Посмотрите, нет ли здесь чего-нибудь лишнего?
- Почему вы считаете, что этот предмет лишний?
-Какие ещё овощи и фрукты вы знаете?.
- С какой целью человек выращивает овощи и фрукты?
-Какие овощи и фрукты мы употребляем в пищу почти каждый день?
-А какие реже?
-А зачем нам нужно их кушать?
- Какие из продуктов вы считаете полезными?
- Какие вредными?
Слайд 6 «Кроссворд»
- На Фруктовой станции для вас есть задание. Впишите названия фруктов в кроссворд и вы прочитаете новое слово.
1. Ягода известная Прозрачная, полезная Этой ягоде я рад, Это вкусный… (Виноград)
2. Под шершавой кожурой, Сочный плод хранится мой, Он зеленый и зернистый, Нежный, сладкий и мясистый. Как же называюсь я, Мякоть вкусная моя — Кладезь витаминов ценных, Для здоровья драгоценных. (Киви)
3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат)
4. Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт-то как похожа ... (Груша)
5. Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он, А зовут его (Лимон)
6. С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин - Это спелый ... (Апельсин)
7. Диковинка заморская С зеленым хохолком. Не растет он у нас Это полезный… (Ананас)
8. Как назвать это все одним словом? (Фрукты)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Витамины).
– Ребята, как вы думаете, почему появилось это слово? Причём тут витамины? (Слайд 16)
-Что такое витамины? Это вещества, необходимые для поддержания здоровья нашего организма. Этих веществ много именно в овощах и фруктах.
5. Сообщение учителя о пользе овощей и фруктов для здоровья.
Давным–давно было замечено, что моряки, питавшиеся во время путешествия только тем, что захватили с родины, постепенно заболевали: у них распухали десны, из них шла кровь, под кожей лопались сосуды, лицо отекало. Это заболевание получило название «Цинга». От цинги моряков погибало больше, чем от кораблекрушений. Где для питания моряков вместе с другим питанием был лук, цингой болели меньше.
Причину этого заболевания установил русский ученый Николай Иванович Лунин (фотография на слайде 17). Он исследовал на мышах, как на них влияет тот корм, который им дают, и установил, что если мыши недополучают определенных , неизвестных тогда, веществ, а едят только химически чистые смеси, то они быстро погибают. Эти неизвестные вещества позже были названы витаминами, т. е. веществами жизни. ( От латинского слова vita-жизнь). С этого началось исследование этих веществ, которые нужны человеку ничтожно малых, по сравнению с другими питательными веществами, количествах, но без которых человек заболевает и может даже умереть.
6. Работа с учебником
- Работая в парах, выполним задание в учебнике: с помощью фишек отметьте изображения овощей красными фишками, а фруктов – зелёными.
- Проверим. Назовите только овощи; - только фрукты.
(с.54-55) (прочитать сообщение, изготовить мини-проект и защитить его (рассказать другим детям самое важное )
Задание: 1ряд – о витамине А
КарточкаВитамин А — витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Его можно найти в моркови, петрушке, луке, абрикосе, свёкле, капусте, помидоре, салате, сельдерее, шпинате, рябине ) (Слайды 18-21)
2 ряд- о витамине В
Карточка Витамин В — в капусте, бананах, гранате, зеленом горошке, репе, капусте, свёкле, яблоке, красном перце, черном хлебе. Недостаток витамина В приводит к болезням желудка, суставов, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость. (Слайды 22-25)
3 ряд- о витамине С
Карточка - Витамин С — защищает организм от неблагоприятных факторов окружающей среды, влияет на кровь, укрепляет иммуннитет. Витамин С содержится в шиповнике, в черной смородине, рябине, апельсинах, лимонах, киви, малине, чесноке, яблоке, лимон, апельсин, щавле, луке, чесноке, красном перце, репе, шпинате, капусте . (Слайды 26-30)
Это наши памятки. Мы поместим их в классный уголок, чтобы знать, как можно сохранить здоровье)
-Но существуют ещё и другие витамины. С ними вы познакомитесь в старших классах (Слайд 31)
7. Физминутка. «К нам пришёл в гости Человечек»
8. Самостоятельная работа в тетради.
Работа в паре. (2 минуты)
- Работая в парах, выполним задание в учебнике: с помощью фишек отметьте изображения овощей красными фишками, а фруктов – зелёными.
- Проверим. Назовите только овощи; - только фрукты.
– Мудрая Черепаха решила сварить борщ или овощной суп, а муравей – сладкий компот.
Распределите роли, определитесь, кто из вас Черепаха, а кто- Муравей и приготовьте эти блюда.
9.Закрепление. Слайд 33
Муравьишка и Злючка-Грязнючкапришли к нам в гости.
Слушал Муравьишка нас очень внимательно и узнал он, что морковка очень полезна и побежал за ней в огород. Какой витамин есть в моркови? + Витамин А. – А что будет с Муравьишкой, если он будет есть только морковку? + Он все равно может заболеть, т.к. он не ест витамины В и С. Он может простудиться, не будет сильным, будет иметь плохой аппетит. – Какой вывод можно сделать? + Надо есть овощи и фрукты, потому что в них разные витамины и полезные вещества. – Для чего организму человека нужны витамины? + Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит, не огорчаться, не плакать по пустякам, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни.
– Муравьишка выкопал морковку и понес ее домой. На его пути появилась Злючка-Грязючка. Чему она так обрадовалась?
- Но зря Злючка-Грязючка сюда прибежала. Муравьишка знает очень важное правило. Как вы думаете, какое? (слайд 34)
9. Тест. (Слайды ) Самооценка вишенки 5 штук на веточке тест +?
10. Самостоятельная работа в тетради. Работа в паре. (2 минуты)
- Работая в парах, выполним задание в учебнике: с помощью фишек отметьте изображения овощей красными фишками, а фруктов – зелёными.
- Проверим. Назовите только овощи; - только фрукты.
– Мудрая Черепаха решила сварить борщ или овощной суп, а муравей – сладкий компот.
Распределите роли, определитесь, кто из вас Черепаха, а кто- Муравей и приготовьте эти блюда.
Какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв?
Игра«Украсим наше село» (поля и сады)
- Ребята, а какое сейчас время года? (Весна.)
-Особенно весной организм человека нуждается в витаминах, поэтому ежедневно нужно употреблять овощи, фрукты. И с наступлением весны, люди начинают работать в садах и огородах.
- А для этого, чтобы получить вот такой урожай, какой ежегодно получают жители города «Здоровейск», нужно много потрудиться. Помогайте своим родителям ухаживать за фруктами и овощами. И на вашем столе витамины будут круглый год. И не забывайте, что в свежих фруктах и овощах их намного больше.
IV. Подведение итогов.
Итог (рефлексия).
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что полезного сегодня узнали? Дидактическая игра
- На какой же вопрос мы должны были ответить?
- Почему нужно есть много овощей и фруктов?
-Овощи нам дают очень полезный совет:
Ешьте больше овощей -
Будете вы здоровей!
- Понравилось ли вам работать на уроке?
- Чтобы вам ещё хотелось об этом узнать?
- Наш урок я хочу закончить словами. ( Слайд 16.)
Если хочешь быть здоров,
Не бояться докторов,
Ешь побольше ягод,
Овощей и фруктов -
Самых витаминных продуктов.
VII. Домашнее задание.
- Нарисовать любимый овощ, ягоду или фрукт. Рассказать о его пользе.
VIII. Рефлексия.
Вспомни свои впечатления на уроке.
Дополни предложения:
- Я чувствовал себя.....
- Я ….. доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда ….
Я бы хотел стать более ….
- Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали наш класс светлым и красивым, а мне подарили радость.