Здравствуйте! Я веду уроки по этикету в начальных классах. Мне не хватает всегда чего-то в конспектах других педагогов. Я предлагаю конспект занятия для учителей и педагогов, которым интересна тема "Мимика и жесты". Игру "Азбука настроения" (картинки) скачала с интернета, я же купила эту игру и картинки увеличила. Получилось здорово. Попробуте провести и вы, дорогие коллеги! До свидания!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект Мимика и жесты. »
Цели: показать обучающихся, что мимика и жесты связаны со словом, выработать умения правильно использовать жесты и мимику во время выступления, в общении с другими людьми, познакомить с ролью жестов и мимики в речевом этикете.
Оборудование: карточки, игра «Азбука настроения»
Ход занятия:
1.Оргмомент.
2. Актуализация ранее изученного материала.
- Что составляет основу этикета? (Вежливость)
- Что такое вежливость? (Вежливость – доброжелательное отношение друг к другу).
3. Изучение нового материала.
а) Понятие о мимике и жесте.
Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки К.И. Чуковского «Цыпленок». Я прочитаю ее дважды, но по - разному. Ваша задача: выяснить, чем же мое первое чтение отличается от второго.
(Сначала читается отрывок сказки без использования мимики и жестов, а во втором чтении эти показатели выразительности используются).
Перед вторым прочтением обратите внимание на мое выражение лица и движение моих рук.
«Жил на свете цыпленок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была такая».
- Когда вам интереснее было слушать отрывок из сказки: в первый или во второй раз?
- Чем же отличается мое второе исполнение от первого? Отличалось ли мое выражение лица, когда я читала сказку в первый раз и когда читала во второй раз? А в движении рук вы заметили различия?
Выражения лица каждого человека называется МИМИКОЙ, а движения рук, пальцев, головы – ЖЕСТАМИ.
- Так, что такое мимика?
- Что такое жесты?
Мимика и жесты дополняют речь говорящего, придают ей особую окраску, привлекают внимание слушателей, делают речь интереснее, насыщеннее.
б) Язык жестов.
Показываю движения.
-Что я делаю? Что это за жесты?
Есть жесты обозначающие прощание, приветствие, подзывание, удивление и другие. Жесты помогают нам общаться, то есть сопровождают, иллюстрируют речь. Особая роль отводится рукам. Многие жесты имеют древнюю историю.
в) Из истории.
Жест, который в настоящее время означает «уйдите» или «помогите» раньше считался отпугиванием нечистой силы. Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки себе сами. В наши дни оратор приветствует этим жестом слушателей.
Оказывается, есть жесты, которые стали международными, и известны всем. Например, поднятая рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.
Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другому народу. Если вы попадете в Тибет, и встречный прохожий покажет вам язык – не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего против тебя не замышляю. Будь спокоен». Но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.
4. ФКМ (физкультминутка) игра «Пожалуйста».
Игра на внимание. Дети выполняют упражнения только со словом «пожалуйста». Кто ошибся 3 раза – садится. Самого внимательного награждаем аплодисментами.
5. Сюжетно – ролевые игры.
- Ребята, я вам представлю несколько жестов. Попрошу определить значение этих жестов и мимики.
1) Улыбка. (Знак одобрения).
2) Поднятые брови (Удивление).
3) Движение рук вверх. (Встаньте).
4) Движение рук вниз. (Садитесь).
5) Топнуть ногой. (Гнев, недовольство).
- А сейчас попробуйте без слов, а только при помощи мимики и жестов показать стихотворение А. Барто «Наша Таня»
- Игра в парах. Показ мимики и жестов (карточки см. ниже)
6. Домашнее задание.
а) Нарисовать выражение лица: радость, грусть, удивление, страх.
(По выбору).
б) Представить образ героя в какой-нибудь ситуации и изобразить его только с помощью мимики и жестов (без слов).
Например:
- мальчик заблудился – куда идти?
- девочка взяла из вазы яблоко. Оно оказалось сладким (кислым).
7. Итог урока.
Урок окончен. Русские, прощаясь, машут кистью руки сверху вниз. Но латиноамериканец воспринял бы этот жест как приглашение. А вот жители Андаманских островов на прощание подносят ладонь знакомого к своим губам и тихонечко дуют на нее. Давайте и мы на прощание друг другу подуем на ладошки.
Приложение № 1 Карточки
Изобрази без предмета мимикой и жестами:
1. Заточить карандаш.
2. Вдеть нитку в иголку.
3. Подбросить и поймать мяч.
4. Понюхать яблоко, цветок, лук.
5. Развернуть и сложить газету.
6. Поправить спадающие с носа очки.
7. Переложить горячую картофелину из одной руки в другую.
8. Разрезать на ломти арбуз и съесть один кусок.
9. Ты проспал и опаздываешь в школу.
10. Поставить несколько тарелок одна на другую.
11. Ты упал с велосипеда и ушиб колено.
12. Повар делает обед.
13. Несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
14. Постовой милиционер, которому жмут ботинки.
15. Трусливый кролик.
16. Разозленный кот.
17. Зубной врач.
Приложение № 2
Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроения»
1. Вспомните, какое бывает настроение: радость, горе, недовольство, испуг, удивление и т.д.)
2. Определите, какое настроение изображено на рисунке.