«МЫ – АРТИСТЫ»
Конспект НОД
с элементами
театрализованной деятельности
для детей старшей группы
Программные задачи:
- Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.
- Продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, голос, движение)
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.
Словарная работа:
Пропажа, мимика, жесты, интонация
Предварительная работа:
Поучить с детьми стихотворение «Чтоб красиво говорить»
Материал к занятию:
Шапочки сказочных героев
Индивидуальная работа:
Работа с Димой над интонацией, выразительностью движений при воплощении образа ежа в стихотворении «Кража»
Работа с Ксюшей над мимикой и жестами в роли вороны при разыгрывании стихот-ворения «Кража»
Ход занятия:
Зал разделить на две части: большая часть – сцена, меньшая – зрительный зал. По бокам сцены стоят стулья. Дети входят в зал и поют любую песню о театре.
Ведущий:
Ребята, где это мы с вами оказались?
Дети:
На сцене!
Ведущий:
Как называются люди, которые выступают на сцене?
Дети:
Артисты!
Ведущий:
А артистом стать не так-то просто! Скажите пожалуйста, какими навыками надо обладать, чтобы стать артистом?
Дети:
Владеть мимикой, жестами, интонацией, чётко и правильно выговаривать слова.
Ведущий:
Т.е. должна быть хорошая дикция. Хорошо! Необходимо владеть и мимикой. Давайте мы с вами ребята поиграем в театр! Наши ладошки окажутся занавесом.
Дети закрывают лицо. Ведущий называет “эмоции”, а дети открывают лицо и изображают мимикой поочерёдно: грусть, радость, злость, гордость, испуг, усталость.
Ведущий:
«Заячий дом»
Был у зайца дом как дом, под развесистым кустом.
И доволен был косой. (Дети улыбаются)
Дети:
Крыша есть над головой. (Показывают над головой руками крышу)
Ведущий:
А настала осень,
Куст листочки сбросил. (Дети опускают руки)
Дождь как из ведра полил. (Дети бьют руками по коленкам – быстро)
Зайцу шубу промочил (Изображают грусть на лице, и обнимают себя
руками)
Мёрзнет заяц под кустом. (Трясут руками перед грудью, как лапки у зайцев)
Дети:
Никудышный этот дом. (Разводят руками).
Ведущий: (начинает)
Что бы чётко говорить…
Дети: (продолжают)
Чтоб красиво говорить,
Надо гласные все звуки
Широко произносить!
И согласных ты не бойся,
Ты о них не беспокойся!
Ведущий:
А чтоб губы и язык были подвижны и чётко произносили текст, помогают специальные упражнения:
- Давайте ребята подтянем губы к дёснам и покажем наши зубки.
- А теперь давайте сомкнём губы и выпятим их вперёд как хобот у слона.
- А теперь сильно откроем рот и снова покажем хобот слона.
- И подвигаем хоботом вправо, влево.
- И язычком сделаем укольчики в щёчку.
Ведущий:
Вот мы размяли ротик.
Ведь актёру нужно ещё научиться произносить слова с разной интонацией. Давайте произнесём высказывания:
«Приходите завтра» грустно, весело, спокойно, важно, раздражённо.
Ведущий: (начинает)
«Волк Волчёк…»
Дети: (продолжают)
Серый твой бочок, чего такой злой презлой? Чего сердишься?
(Дети произносят слова с вопросительной интонацией,
приставив указательные пальцы к бровям по методике.
Продолжают жалобной интонацией)
Как же мне злым не быть?
Где зимой мне жить?
Нет ни домика, ни шалашика.
Ведущий:
«Лягушка»
Дети:
Вот лягушка по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки,
(хлопают по коленям ритм и говорят спокойной интонацией)
Ква - ква - ква, (пауза)
Ква - ква - ква. (пауза)
(на паузу разводят руками в стороны, ладошками вверх)
Вот из лужицы на кочку,
Да за мошкою вприскочку.
(указательным пальцем правой руки бьют об указательный палец левой руки
и говорят тонким голосом)
Ква – ква- ква, (пауза)
Ква – ква – ква. (пауза)
(на паузу разводят руками в стороны, ладошками вверх)
Больше есть ей не охота,
Прыг опять в своё болото.
(хлопают в ладоши и говорят низким голосом - басом)
Ква – ква- ква, (пауза)
Ква – ква – ква. (пауза)
(на паузу разводят руками в стороны, ладошками вверх)
Ведущий: (начинает)
«Ванна – море»
(Дети разводят руками в стороны.)
Дети: (продолжают)
(Говорят спокойным голосом)
Я – пароход.
(соединяют прямые руки впереди – берутся в замок)
(Говорят грубым голосом)
Полный назад!
(Замок тянут к груди, чуть наклоняясь назад)
Полный вперёд!
(Замок тянут от себя вперёд, чуть наклоняясь вперёд)
Право руля!
(Замок вправо с небольшим наклоном)
Лево руля!
(Замок влево с небольшим наклоном. Говорят спокойным голосом)
Мчусь я по волнам, ногами бурля.
(Делают движения в соответствии с текстом)
Я бы доплыть до Австралии мог,
(Движение как - будто плывут брасом)
(Писклявым голосом)
Но у соседей протёк потолок
(Соединяют пальцы правой руки и стучат о ладошку левой руки)
Ведущий:
Теперь мы покажем для зрителей маленький этюд театра кукол: ведь именно эти артисты должны великолепно владеть своей речью.
Этюд “Кража”.
Выходят два ребёнка, у одного на руке игрушка бибабо «ворона», а у другого любая другая игрушка, например «ёж»)
Ворона:
Кар!
Ведущий:
Кричит ворона.
Ворона:
Кража! Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано.
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
Ёж:
Стой ворона, не кричи!
Не кричи, а помолчи!
Жить не можешь без обмана –
У тебя ведь нет кармана!
Ворона:
Как?!
Ведущий:
Подпрыгнула ворона, и моргнула удивлённо.
Ворона:
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-рман! Укр-р-рали!