Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку; необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы. Оборудование. Карта "Природные зоны", образцы растений; грамзапись "Голоса птиц", учебник "Природоведение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект интегрированного урока русского языка »
Интегрированный урок
по природоведению и русскому языку в 4 классе
Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. Упражнения в правописании безударных окончаний существительных
в р.п. и д.п.
Учитель начальных классов II категории: Кравчук А.Н.
Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку; необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить делать выводы.
Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.
Актуализация прежних знаний.
(списывание текста с доски)
"Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке (дательный падеж, 1-е склонение).
В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь из каждой чаши (родительный падеж, 1-е склонение), отпиваешь глоток, пока голова не закружится".
Задание: Списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.
(включить грамзапись с голосами птиц).
Формирование новых понятий.
Понятие о лесе.
- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?
Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе?
- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.
- А какую пользу приносит лес человеку?
- Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты.
Защитник воздуха, водоемов, почв.
Дом для растений, животных, грибов.
Место для отдыха человека.
Источник ягод, грибов, лекарств.
Источник древесины. В учебнике природоведения нашли текст "Роль леса в природе и жизни людей".
Задание: Найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно).
- Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую телеграмму получил однажды из леса Виталий Бианки:
"Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь, какую?
-А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?
Применение знаний.
Прочитать вслух текст "Лесная столовая". Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.)
- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
Письмо по памяти.
Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.
Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения. Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес".
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших.
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
Итог урока. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов?
К чему это приводит?
По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?