Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков и ктп»
Тема : «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»
Цель : формировать первоначальные представления о звёздах как о космических телах и учить сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе Солнца.Создать условия для мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи.Помочь обучающимся выявить сходства и различия звёзд на основе моделирования формы, цвета, сравнения размеров некоторых звёзд.Способствовать установлению причины света Солнца днём, а звёзд ночью.Учить распознавать созвездия Лев и Большая Медведица.Организовать контроль и самооценку деятельности обучающихся на уроке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные:иметь представление о звёздах как о космических телах;сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звёзд;распознавать Полярную Звезду, созвездия Лев и Большая Медведица на небе;иметь представление о способах ориентирования на местности по расположению созвездий - Полярной Звезде.
Метапредметные:
Регулятивные:ставить учебные задачи под руководством учителя;планировать учебную деятельность;удерживать цель и задачи в течение урока;оценивать свою деятельность на уроке на основе критериев достижения результата учебно-познавательной задачи урока;
Познавательные:осуществлять поиск, извлечение и представление информации о звёздах, в том числе о Солнце;моделировать космические тела (звёзды);наблюдать, сравнивать, делать умозаключения о форме, видимых и реальных размерах звёзд;установить причину видимости Солнца и звёзд в разное время суток;
Коммуникативные:строить монологические высказывания;работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир». 1 класс (А.А. Плешаков), пластилин красного, белого, жёлтого синего цветов, листы для работы в паре, презентация
Ход урока
Орг нач ур
- Сегодня у нас необычный урок. Чего вы ожидаете от урока?
- Чего вы ожидаете от меня?
II.Актуализация знаний
На прошлом уроке мы закончили изучать раздел «Где и когда?». Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ» - вспомним и ответим на вопросы Муравьишки –Вопросика.
Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.(страус)
Животные, которые вымерли очень-очень давно. (диназавры)
Время года, которое наступает после осени.(зима)
Основная работа этого человека - печь хлеб.(пекарь)
В нее одевались первобытные люди. (шкуры)
Первый месяц весны. (март)
Излюбленная пища белых медведей.(рыба)
Он бывает только зимой. Про него говорят: «Хоть невелик, да стоять не велит». (мороз)
Крупное животное - житель жарких стран.(слон)
Третий день недели.(среда)
III. Самоопределение к деятельности
- Мы начинаем изучать новый раздел, заключительный в курсе 1 класса. Откройте в учебнике стр.31 и прочитайте его название.
- Раздел «Почему и зачем» - самый сложный. Он поможет нам понять причинно-следственные связи в окружающем нас сложном мире. Давайте прочитаем, чему мы будем учиться, изучая раздел «Почему и зачем?»
- кто хочет всё это узнать?
IV. Определение темы и постановка цели урока
-Но всё сразу за один урок мы познать не можем. Давайте начнём по порядку. Сегодня на уроке мы будем добывать знания вот о чём:
1. Всем оно нам нравится, Без него мы плачемся А едва появится – взгляд отводим, прячемся: Уж больно оно яркое И жаркое-прежаркое. (солнце)
2. Лишь солнце погасло и стало темно, Как по небу кто-то рассыпал зерно. Какое? Не знаю. Одно лишь добавлю, Что было блестящим и ярким оно.(звёзды)
- кто же будет главным героем нашего урока? (солнцу и звёздам)
- что вы хотите о них узнать?
- посмотрите на слайд. Что вы заметили? (солнце не может быть на звёздном небе) Почему?
- а хотите узнать, почему солнце светит днём, а звёзды ночью? (тема урока на доске) СЛАЙД
-А муравей Вопросик предлагает нам научиться изготавливать модели звёзд и учиться находить на небе созвездия.
.V. Работа над темой урока. Открытие новых знаний.
1.Вступительная беседа.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую работу. Я даю вам лист бумаги. Он разделён на 2 части.
-работа в парах
День
Ночь
- Посовещайтесь и решите, какое слово будет дружить со словом день? А теперь подумайте и выделите главное.
- Давайте построим модель солнечной системы.
- Что должно делать Солнце? А что Земля? Почему?
Опыт.Смена дня и ночи.
(Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У «солнца» фонарик. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи. Один ученик будет исполнять роль Солнца, а другой- роль Земли. Дети выходят к доске.
Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг своей оси. Значит нужно медленно покрутиться на месте.)
- Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают её поверхности. СЛАЙД
- На какой вопрос мы сейчас ответили?
- Какой вывод можно сделать?
- Когда же у нас наступит ночь?
- Мы открыли, что Солнце не просто светит днём, оно-то и создаёт нам день. Когда Солнце всходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, наступает ночь.
- Ребята, что такое Солнце? Солнце – это огромный огненный шар. Это ближайшая к нашей планете звезда. Температура на его поверхности 6000 градусов, а внутри достигает 15 млн °С. Это очень высокая температура, Солнце пылает как огонь. На самом деле Солнце очень большое. Его масса в 330 000 раз больше Земли. (СЛАЙД)
Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии. От Земли до Солнца 150 млн. км, поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле со скоростью 80км/ч, пришлось бы ехать без остановки 200 лет.
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.
- Давайте вернёмся к нашим листам со словами. Каким рисунком мы можем дополнить колонку со словом день?(из пластилина солнце и Землю. Солнце больше Земли. Один ученик в паре лепит Солнце , другой - Землю)
- Посовещайтесь и решите, какое слово будет дружить со словом ночь?(звёзды)
– В старину люди думали, что звёзды -это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Это так? – Кто знает, что такое звёзды?( Звёзды – громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Звёзды появляются сложно, а жизнь звезды длится миллиарды лет)
- когда мы видим звёзды? (Вечером, когда солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звезды) СЛАЙД звёздное небо
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками? (Многие из них гораздо больше Солнца. Звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.) -Одни светятся ярче, другие слабее. ( из пластилина разного цвета по ходу рассказа лепим звёзды)
Цвет звезды зависит от ее температуры: если температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубого цвета. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звёзды и белые карлики. Звезд бесчисленное множество. Никто не в силах точно сказать, сколько существует звезд. Задача с пересчетом звезд становится еще труднее с учетом того, что эти светила рождаются и умирают. СЛАЙД – СПЕКТР ЦВЕТА ЗЁЗД
-Как вы думаете, светят ли звезды днем? (и днем и ночью)
(Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звезды становятся невидимыми. Во время полетов в космос космонавты хорошо видят одновременно и звезды и Солнце, потому что в космосе нет воздуха. После того как солнце скрылось за горизонтом и солнечный свет, а с ним и свет, рассеянный воздухом, «выключается», атмосфера становится « прозрачной» и на небе видны звезды.)
Методика «Дневные звёзды» (исследование) 1. Дыроколом пробиваем в картоне несколько отверстий. 2. Вкладываем картонку в конверт. 3. Находясь в хорошо освещённой комнате, держим в одной руке конверт с картонкой, в другой фонарик. 4. Включаем фонарик и с пяти сантиметров святим им на обращённую к вам сторону конверта, а потом на другую.
- Вы видите отверстия?
А что скажите теперь? Результат исследования. Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращённую к вам сторону конверта, дырки становятся хорошо заметными когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас. В освещённой комнате свет пройдёт через дырочки независимо от того, где находится зажжённый фонарик, но видно их станет только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через неё свету, начнёт выделяться на тёмном фоне. Со звёздами происходит тоже самое. Вывод: днём они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звёзд затмевается. Лучше сего смотреть на звёзды в безлунные ночи.
СЛАЙД –названия звёзд
- Звёзд на небе много. Многие звёзды имеют свои имена.
Самая яркая звезда на ночном небе - Сириус из созвездия Большого Пса. Это одна из ближайших звезд, свет от нее идет почти 9 лет.
-Лепим звёзды ( в парах) - СЛАЙД
- Чтобы разобраться в звёздах, люди объединили их в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идёт речь? – Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? - Большая Медведица (Иллюстрация)
– Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звёзд. Это созвездие напоминает не царя зверей, а …утюг. Самая яркая звезда Льва, его «сердце», называется Регул, что означает «царственная звезда».
СТР – 33 УЧЕБНИК
Созвездие Льва напоминает нам об одном из подвигов сказочного силача Геракла, который победил свирепого льва, держащего в страхе людей.
- изготовление модели созвездия Льва – В тетради на странице 22 соедините звёзды линиями так, чтобы получилось созвездие Льва.
– Звёзды изучают астрономы. Раньше их называли звездочётами. – С помощью чего астроном изучает звёзды?
- Они используют прибор, который называется телескоп. (Иллюстрация) – Для чего он служит?
Итог урока
- Ребята, давайте вспомним ,какие цели мы перед собой ставили? Смогли мы их реализовать?
Солнце –это огромный пылающий (шар). Солнце –зто ближайшая к Земле (звезда). Нам кажется оно маленьким кружочком, т.к. находится (далеко отЗемли). Звёзды отличаются друг от друга (поокраске и по величине). Звёзд на небе очень много, и люди объединили их в (созвездия). Днём звёзды светят, но мы их не видим, т.к. (их затмевает солнечныйсвет), светят они только (ночью). Днём можно увидеть только одну звезду (это Солнце).
Рефлексия
- У вас на столах лежат звёздочки .На доске есть слова, с помощью которых я узнаю ваше отношение к уроку. Прикрепите свою звёздочку к выбранному вами слову.