kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по обществознанию и праву в 10 классе "Развитие парламентаризма в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обществознанию и праву в 10 классе

90мин. В ктп. 37-38 уроки

Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения парламента, как законотворческого института власти, в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по текстам, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки- задания с дополнительными заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию и праву в 10 классе "Развитие парламентаризма в России"»

Развитие парламентаризма в России


Урок по обществознанию и праву в 10 классе

90мин. В ктп. 37-38 уроки

Цели: подвести учащихся к пониманию роли и значения парламента, как законотворческого института власти, в жизни человека, общества и государства; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по текстам, излагать «сквозные» вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки- задания с дополнительными заданиями.

Ход урока.

I Организационный момент-3-5 мин

(1 слайд)Сегодня, как вы заметили ,не обычный урок по сетке расписания, на нем помимо учителя то есть меня, присутствуют члены администрации гимназии, депутат городской Думы, гости- все они официальные лица. Согласно регламенту и полагающему в этих случаях протоколу слово представляется зам директора по УВР Самарцевой Наталье Владимировне и депутату Гор.Думы……….(2 слайд)

II Основная часть-65-70 мин

(3 слайд)1Классики российской литературыXIX века часто поднимали вопросы «Кому на Руси жить хорошо»-Некрасов «кто виноват- то есть в чем беда только ли проблема в дураках и дорогах -задавался вопросом Гоголь и «что делать»- спрашивал Чернышевский.

Ныне в XXI веке правильнее задаться вопросами как сделать ,используя чужой и российский опыт, жизнь более совершенной, справедливой - пусть для разных людей различную по уровню , но все же достойную для каждого- сегодня такой рецепт известен и опробован в разных странах и в разные времена и имя ему –ДЕМОКРАТИЯ(4 слайд)


Как дословно переводиться данный термин что он обозначает( спросить пару учеников) где зародился этот термин во времена какого гос. деятеля.

Демократия -власть не просто народа , а народа образованного, просвещенного, с правовой культурой, а в противном случае это будет Охлократия- власть толпы, в русской языке от «Охлоса» напомню, происходит слово «Охломон»(5 слайд)

Демократия это принцип народовластия который формирует на всех уровнях власть и контролирует ее через гражданское общество , это принцип когда все решает большинство , но с учетом мнения меньшинства и не важно это этническое , религиозное или социокультурное меньшинство.

Одна из важнейших составных частей демократии это принцип разделения властей обоснованный Д.Локком и Ш.Монтескье, из которой и родился парламентаризм


Сегодня на двух уроках мы заслушаем и посмотрим презентации ,которые были подготовлены учениками по темам:

1.Истории возникновения парламента в Англии в 1265 году и мировой опыт парламентаризма (конечно в сжатом виде)

2.Первый российский парламентский опыт начала XX века(6 слайд)

3.Федеральное собрание в современной РФ

3.Парламентаризм на региональном и местном уровнях власти в РФ(7 слайд)

(по10 мин на презентацию)


После первой презентации «Истории возникновения парламента в Англии в 1265 году и мировой опыт парламентаризма» сообщить « ЭТО ИНТЕРЕСНО»: Век XIII подарил миру не только английский парламент Симона де Монфора, но и один жест Робина Гуда который, благодаря ему и его вольным стрелкам, знают во всем мире и используют (особенно молодежь ) часто. Покажите этот жест, если вы знаете. Что он обозначает и почему именно так расположены пальцы?(8 слайд)

Ответ: Знак «виктория-победа» символ победы «маленького человека» над несправедливой государственной системой. В средневековой Англии отрубали пальцы правой руки за охоту на оленей в лесах принадлежащих королю и феодалам. Но вольные стрелки были не уловимы и демонстрировали пальцы, которыми натягивали тетиву лука при встрече с шерифом короля.

А теперь напишите под заданием 1 в какой стране и в каком веке учреждался данный законодательный сословно представительный орган власти(9слайд)

1Задание

А) Генеральные штаты-

Кортес-

- Сейм-

Земские соборы-

Конгресс-

Ответ:А) Генеральные штаты- Франция XIVв

Кортес-Испания XVв

- Сейм-Польша XIV-XVв.в.

Земские соборы- Россия XVIв

Конгресс- США XVIIIв


Б) Ответьте: почему в Англии форму правления определяют как парламентская монархия и почему спикер нижнее палаты до сих пор садится на мешок шерсти.

Ответ: Реальная власть в « руках» парламента, который формирует исполнительную власть. Потому что овечья шерсть обеспечила в начале нового времени благосостояние страны.


Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа было создано лишь в 1906 году ,в связи с этим событием следующую презентацию «Первый российский парламентский опыт начала XX века» подготовили ученики……

И хотя первые две думы за их радикализм император Николай II распустил через 2-3 месяца с начала их работы, все же это был опыт российских подданных по построению демократии

Интересно что партии участвовавшие в первых выборах представляли весь спектр политических идеологий а давайте встанем на их позиции, сейчас каждый из этой четверки попробует «поагитировать» за представителя одной политической силы, не той чьи интересы и симпатии разделяет. а по жребию. Каждому дается 3-5 минут, затем если есть вопросы задайте их и проголосуйте, поставив галочку в импровизированном «избирательном бюллетене»,выбрав одну из следующих партий началаXX века :

Кадетов (Конституционные демократы - либеральное западное направление).

Октябристов (право-центристы или умеренные либералы)

Монархистов и черносотенцев

Левые социалисты революционеры

Конечно, избирком с регистрацией электората мы создавать не будем, но подсчитать голоса мне помогут 2 ученика Оглашение результатов, кстати, в первой Думе, было, напомню, кадетское большинство.

Выполните задание 2(10 слайд)

1)Госдума времен НиколаяII не являлась парламентом в современном понимании потому что… (подчеркните 2 позиции)

А - работала на не постоянной( профессиональной ) основе

Б - не могла преодолеть царское вето

В-правительство было не подотчетно Государственной Думе

Г – состояла из одной палаты.

Ответ:Б,В.

2) В начале XX века в России прошли демократические или недемократические выборы в ГД, свой ответ обоснуйте

Итак, а что такое демократические выборы. Первое это выборы свободные, то есть право человека самому решать идти на выборы или нет, конечно, лучше идти, если только отказ голосовать не является пассивной формой протеста. Можно убеждать придти на избирательный участок за день до выборов, но, ни в коем случае в день выборов нельзя давить на человека, суля подарки или запугивать возможными неприятностями

Затем выборы должны быть тайными, то есть ни кто не в праве знать выбор человека, если только он сам не скажет, скажем во время экзеспула (предварительного опроса независимыми наблюдателями на выходе из избирательного участка), кабинки для голосования не должны иметь аппаратуры для наблюдения, избирательный бюллетень не должен иметь какие либо отметки позволяющие определить выборщика. Выборы должны быть прямыми или двухстепенными, то есть за кого голосует человек тот и становится избранным, или за человека голосует тот кто имеет аналогичные политические взгляды, ну и немаловажно то что, выборы должны быть альтернативными, то есть что бы было из кого выбирать – две и более кандидатур, а голоса избирателей равны не зависимо от статуса, социального положения.

А теперь просьба повторить, какие выборы являются демократическими

(свободные, тайные, прямые, альтернативные, равные).(слайд 11)

Сейчас мы посмотрим небольшой фрагмент фильма снятого американским режиссером Оливером Стоуном ( известного по фильмам «Взвод», «Александр Македонский»)Фильм рассказывает о событиях произошедших в Сальвадоре, небольшой латиноамериканской стране в центральной Америки, фрагменты иллюстрируют важность свободных, тайных и альтернативных выборов.(Демонстрация смонтированных фрагментов фильма «Сальвадор» /англ. «Salvador»/ — Фильм режиссёра Оливера Стоуна, вышедший в 1986 году, номинированный на премию «Оскар».

Краткий сюжет: Американский журналист Ричард Бойл специализируется на материалах из «горячих точек». Услышав, что в Сальвадоре накаляется обстановка после вооруженного переворота, Бойл решает отправиться туда на свой страх и риск — собрать материалы и попытаться продать в какое-нибудь солидное издание. Бойл сразу попадает в самое пекло переворота 1980 года, и на его глазах происходит убийство студента отказавшегося регистрироваться на избирательном участке. Журналист видит как под дулами автоматов «эскадронов смерти», людей заставляют голосовать за диктатора совершившего переворот. Позже один из местных жителей показывает Бойлу ущелье в горах, где свалены в большом количестве тела тех, кто отказывался голосовать за главу военной хунты, сторонников оппозиции.)


О значение парламентаризма в современной России подготовили презентацию «Федеральное собрание в современной РФ» следующая группа…

Выполните задание 3(12 слайд)

А)Государственную Думу РФ сформированную по конституции 1993 называют V Госдумой и она проработала 2 года -почемуV. И, какая она, по счету, ныне действующая ГД

Б)Первые члены Совета Федерации(сенаторы) работали на (подчеркните правильный ответ)

-непрофессиональной основе(приезжали на время сессии)

-на профессиональной основе(работали полный срок в Москве)

(13 слайд)В)

Определите идеологию и лидеров (главу) партий

«Единая Россия»-

«Справедливая Россия –

«ЛДПР»-

«КПРФ»-

Ответ: « Единая Россия»-неконсервативная (правоцентристы)В.А.Васильев ( лидер Д.А.Медведев )

«Справедливая Россия –левоцентристы С.Миронов

«ЛДПР»-популистская (нет ярковыраженной идеологии)В.Жириновский

«КПРФ»-левая( коммунистическая) Г.Зюганов


Г)Вставьте пропущенные слова в схему прохождения процесса законотворчества

-Законодательная инициатива исходит от президента РФ, членов СФ, правительства, Судов, ------

-Подготовка законопроекта в проходит в профильных -----

-Количество ------чтений законопроектов ГД

-Утверждение закона в верхней палате----( Совете Федерации)

-Подписание---------- и обнародование закона в прессе

Ответ: Законодательная инициатива президента РФ, членов СФ, правительства, Судов, (депутатов)

-Подготовка законопроекта в профильных (комитетах)

-Количество (Три ) чтения законопроектов ГД

-Утверждение закона в верхней палате (Совете Федерации)

-Подписание( Президентом РФ) и обнародование закона в прессе.


Общеизвестен факт ,что большинство проблем граждан РФ призваны решать власти на местном или региональном уровнях. В современной России происходит реформирование и усовершенствование местного самоуправления и реализована административная реформа, презентацию Парламентаризм на региональном и местном уровнях власти в РФоб этом подготовили ученики…


Поскольку сегодня на нашем уроке присутствует депутат местного законодательного собрания

Попробуем провести импровизационную пресс-конференцию и если вопросы будут корректными ( в чем я не сомневаюсь) и ответы не будут требовать длительной подготовки мы их услышим


Какую политическую партию вы представляете

Вы являетесь депутатом от какого избирательного округа(какого района, улиц)

Чем принципиально отличается ваша политическая платформа от избирательных программ другой партии

Расскажите немного о себе как человеке, личности и депутате

После успешного и кратковременного второго возвращения Наполеона во власть политики взяли традицию: отчитываться о первых 100 днях во власти. Не могли бы вы рассказать о самых главных результатах работы нынешней городской Думы или вашей депутатской деятельности.

Что делается в сфере молодежной политики ( образования)

Ваши пожелания нам. как будущим избирателями, как просто жителям Отрадного.


III Заключительная часть. 5-10 мин.

( Написать на доске домашнее задание, разобрать порядок выполнения письменной части) п. 19.Письменное задание; сравнить преимущества и недостатки прецедентного и нормативно-правового права, указать в каких странах применяется. Написать по 2-3 закона федерального,

регионального и местного уровней.


Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе власти современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений- от вече, Боярской Думы и Земских Соборов до современного парламента очень важно , но не менее важно понимание своей роли в формировании политической власти в Росси на любом уровне так что будьте демосом ,а не охлосом. Наш урок подходит к концу, а заключительное слово предоставляется Самарцевой Наталье Владимировне и депутату Городской Думы…(14 слайд)


















Приложение

1Задание

Напишите под заданием 1А в какой стране учреждался данный законодательный сословно представительный орган власти


А) Генеральные штаты- XIVв

Кортес- XVв

- Сейм- XIV-XV в.в

Земские соборы- XVIв

Конгресс- XVIIIв


Россия, США, Франция, Польша, Испания.


Б) Ответьте: почему в Англии форму правления определяют как парламентская монархия и почему спикер нижней палаты до сих пор садится на мешок шерсти.


Задание 2

А) Государственная Дума времен НиколаяII не являлась парламентом в современном понимании потому что(подчеркните 2 позиции)

1- работала на не постоянной ( непрофессиональной ) основе

2- не могла преодолеть царское вето

3-правительство было не подотчетно Государственной Думе


Б) В начале XX века в России прошли демократические или недемократические выборы в ГД, свой ответ обоснуйте


Задание3

А)Государственную Думу РФ сформированную по конституции 1993 называют V Гос.Думой и она проработала 2 года -почемуV. И какая, по счету, ныне действующая ГД


Б)Первые члены Совета Федерации(сенаторы) работали на (подчеркните правильный ответ)

-непрофессиональной основе(по 2 представителя от субъекта приезжали на время сессии)

- профессиональной основе(работали полный срок в Москве)


В)Определите идеологию и лидеров (главу) партий

«Единая Россия»- Г.Зюганов

«Справедливая Россия – В.А.Васильев ( лидер Д.А.Медведев)

«ЛДПР»- С.Миронов

«КПРФ»- В.Жириновский

популисткая (нет ярковыраженной идеолгии)

неоконсервативная (правоцентристы)

левоцентристы

левая( коммунистическая)


Г)Вставте пропущенные слова в схему прохождения процесса законотворчества

-Законодательная инициатива президента РФ,членов СФ, правительства, Судов, ------

-Подготовка законопроекта в профильных -----(комитетах)

-(Количество )------ чтения законопроектав ГД

-Утверждение закона в----

-Подписание----------- и обнародование закона

( Президентом РФ) (три ) ( Совете Федерации) (депутатов)


Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 

Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 


Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 




Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 

Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 

Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 

Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 

Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 

Избирательный бюллетень

Кадеты

 

Октябристы

 

Монархисты и черносотенцы

 

Социалисты революционеры

 





Слайд 1


Слайд 2

Слайд3



Слайд 4


Слайд5

Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8



Слайд 9

Слайд 10


Слайд 11



http://www.kinopoisk.ru/film/902/








Слайд 12

Слайд 13



Слайд 14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по обществознанию и праву в 10 классе "Развитие парламентаризма в России"

Автор: Абдулов Равиль Гильманович

Дата: 07.11.2015

Номер свидетельства: 249468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства