Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Звук и буква И"»
Тема: «Звук [и]. Буква И и»
Дидактическая цель: способствовать знакомству детей с буквой И и , звуком [и] ; содействовать знакомству учащихся с основными теоретическими вопросами.
Планируемые результаты:
Предметные: научатсясоставлять устный рассказ по картинке; называть звуки, из которых состоит слово ( гласные – ударные, безударные)
Метапредметные:
Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные: научатся оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, выполнять различные роли.
Личностные: научатся воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
- Добрый день, ребята. Сейчас мы с вами поиграем. Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
- Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)
- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)
- Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)
- Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)
- Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и зада урока
Игра «Соотнеси картинку и звук»
- Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук. Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный? Звуки гласные, так как их можно пропеть, при произношении рот широко открыт, нет преград.
- Посмотрите внимательно на экран. Давайте пропоем гласные, которые там изображены. (АО,ОА,АОА,ОАО,ОО,АА.)
III. Формирование новых знаний, умений, навыков
- Ребята, послушайте внимательно загадку.
Говорят, упрямый он
И не очень то умён,
Но словам таким не верь-
Это очень славный зверь.
Просто любит он покой.
Он задумчивый такой. ( Осёл)
- Какой звук в слове «осел» вы слышите первым? Он гласный или согласный? Ударный или безударный?
- А как кричит осел? ( ИА-ИА-ИА) Какой новый звук вы слышите?
- Подумайте звук [и] гласный или согласный? Давайте произнесем его.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Чему сегодня мы будем учиться на уроке обучения грамоте? ( Познакомимся со звуком [и] и буквой И и)
1.Беседа по предметной картинке.
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик … ( Иголка)
- Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.
У каких растений есть колючие иголки?
У какого животного есть иголки?
А у какого дерева есть иголки? Молодцы!
- Ребята вам бы хотелось попробовать шить? Может, кому – нибудь из вас приходилось работать с иголкой? Какие вы знаете профессии связанные с вышиванием? ( вышивальщица, швея, портной, закройщик)
2. Слого – звуковой анализ с опорой на схему.
- Давайте хором по слогам произнесем слово И-ГОЛ-КА. Сколько слогов в слове?
- Еще раз произнесем слово целиком и определим ударный слог.
- Обратите внимание на схему данного слова, из чего оно состоит?
- Произнесите первый слог, какой звук вы слышите? Он согласный или гласный? Ударный или безударный?
3. Артикуляция и характеристика звука.
- К нам на урок пришла девочка Ира и принесла игрушки и ириски (картинки вывешены на доске). Назовите первый звук в словах Ира, игрушки, ириски. ([И]).
- Произнесите звук [и], понаблюдайте за положением губ, языка, рта. Повернитесь друг к другу и продемострируйте произношение данного звука. - Рот открыт, губы расширяются в улыбке, зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
- Произнесите звук [И]. Есть ли преграда, когда мы произносим звук [И]? Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Значит, какой звук [И] – гласный или согласный? Запомните: звук [И] - гласный. Звук [и] «живет» в красном домике. ( показ на «ленте» букв )
4. Упражнения, развивающие фонематический слух.
Игра «Угадайте звук [и]»
- А сейчас поиграем в игру. Я вам буду называть слова и если вы услышите звук [и], то хлопаете, а если звука [и] нет, то топаете. (Липа, ива, аист, грач, ирис, лето, слива.)
- Молодцы! Вы справились с заданием.
- А сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача обвести предметы, в названии которых есть звук и. ( На парту дается карточка с изображением предметов)
- Прочитайте стихотворение Валентина Берестова «Ивы». А теперь найдите в стихотворении все слова с буквой И. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. ( ивы(2 раза), красивы, шепнули, стоим, красивою)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
5. Обозначение звука буквой.
- Звук и обозначается буквой И, и. Это заглавная печатная буква И, а вот это- строчная (маленькая) буква и. ( демонстрация на плакате, в учебнике)
- На что похожа буква и?
На калитку посмотри:
Чем она не буква и?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (демонстрация картинки)
- Построим из пальцев букву «И».
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
- А сейчас выложите букву из палочек, найдите её в кассе букв. Теперь напишем букву в воздухе. Чем похожи и чем отличаются буквы И – и?
IV. Формирование практических умений и навыков
1.Логические упражнения
- Откройте учебник на с. 30 соотнесите схемы и рисунки. Назовите предметы одним словом. Какой предмет можно назвать лишним? Докажи.
- Теперь обратите внимание на предметы, которые изображены вверху учебника. Соотнесите рисунки со схемой. Какой вывод мы можем сделать? Верно, предмет один , а значений у него много. Приведите еще примеры таких слов, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.
2. Составление рассказа.
- Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.30. Кто на ней изображен? Что они делают? Какие предметы нужно взять с собой мальчику? Ваша задача составить небольшой рассказ, по данной иллюстрации.
3. Рассказывание сказки по серии картинок.
- Рассмотрите рисунки. Кто на них изображен? Вспомни сказку . Восстанови последовательность событий. Озаглавь каждую часть. Придумай с соседом по парте другой конец сказки.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква И , гласная или согласная?
- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если на уроке у вас все получалось и вам было легко работать, то возьмите в правую руку солнышко, а если вам были затруднения и сложности в работе, то возьмите в правую руку тучку. А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы!