Конспект занятия в средней группе комбинированной направленности
Тема: «Знакомство с буквой У»
Учитель-логопед:
Романова Светлана Анатольевна
Абакан 2018г
Цели занятия:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;
- учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
- познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать дыхание и голос;
- закреплять понятие «слово»;
- развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке), предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т. д.; картинка для звукоподражания, схема для характеристики звуков, односюжетные картинки для составления предложений, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква «У».
Ход занятия
1.Орг.момент: Игра «Узнай по голосу». Дети становятся в круг. Один из детей выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал.
2.Развитие общей моторики. «Осенью».
Туча небо кроет, солнце не блестит, (Взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет, (Изображают рупор)
Дождик моросит. (Взмахи руками перед собой)
Воды зашумели, быстрого ручья, (Топают ногами на месте)
Птички улетели в теплые края. (Изображают улетающих птичек)
3.Развитие мелкой моторики «Дождь».
Кто там топает на крыше? (Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук)
- Топ – топ – топ. (Удары по столу ладонями)
Чьи шаги всю ночь я слышу?
- Топ – топ – топ.
Я теперь усну едва ли –
- Топ – топ – топ.
Может, кошек подковали?
- Топ – топ – топ. (Далее – такие же движения по тексту)
4.Массаж лица. Знакомство с основными массажными движениями. Дети выполняют массаж перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями:
Дождик, дождик, веселей (От середины лба к вискам)
Капай, капай не жалей! (Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам)
Только нас не замочи! (По мышцам щек от крыльев носа к вискам)
Зря в окошко не стучи! (От середины подбородка к ушам)
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
5.Развитие мимических мышц «Осень».
Осень наступила, высохли цветы - грусть.
И глядят уныло голые кусты - поникший взгляд.
Вянет и желтеет травка на лугах - печаль.
Только зеленеет озимь на полях - спокойное выражение лица.
6.Развитие артикуляционной моторики.
- «Окошко» - удержать под счет до пяти, «Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта, «Улыбка» - «Трубочка», «Лопаточка», «Иголочка», «Накажем непослушный язычок» -пя-пя-пя.
7.Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра "Подуй как ветерок". Вдохнуть, губы вытянуть "трубочкой" и подуть на бумажные игрушки для поддувания (воздушные шарики вырезанные из бумаги и прикрепленные к ниточке).
8.Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У и паровозиком, который любил его произносить.
9.Акустико – артикуляционный образ звука.
Логопед: Ребята! Посмотрите на картинку и произнесите любимый звук паровозика. (У-у-у!)
- посмотрите в зеркале, в каком положении находятся губы (вытянуты трубочкой), язык (спокойно лежит на дне рта – «домика»), зубы (сближены, но не сомкнуты), воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. Звук У – гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
10.Связь звука и буквы.
Логопед выставляет букву У, а дети называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д.
Логопед: Буква У кричит Ура!.
Руки тянет вверх она.
11.Развитие фонематического слуха.
- Узнавание звука У из ряда изолированных звуков (различных по артикуляции и акустическому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У, Ы, А, У, О, У…
12.Закрепление звука в слогах.
Игра «Запомни - повтори». Дети вслед за логопедом повторяют слоговые ряды: ум-ум-ам; ам-ам-ум; ну-ну-на; оп-уп-уп; ут-от-ут; ку-ка-ку.
Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У и просит детей назвать первый звук.
Физкультминутка. Упражнение «Это я».
Это глазки. Вот.Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка. Тут живот.
Это ручки: "Хлоп, хлоп".
Это ножки: "Топ, топ".
Ой, устали. Вытрем лоб.(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
13.Закрепление звука в словах. На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок – это слова, а дети называют первый звук в этих словах. После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.
14.Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует Узор».
15.Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом:
Ку-ку-ку – сидит дятел на суку.
Ут-ут-ут – две улитки ползут.
Ух-ух-ух – Вася ловит мух.
16.Итог занятия. Логопед: Какой звук у паровозика самый любимый? (Звук У). Какой это звук? (Гласный). Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.)