- Сегодня у всех хорошее настроение? Посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию.
- Вспомните названия времён года. Сколько их? Назовите их.
- Поговорим о времени года весна. Перечислите месяцы весны.
- Какие признаки характерны для этого времени? (Какие изменения в природе мы замечаем с наступлением весны?)
- Какими событиями (праздниками) вам запомнилась весна? (8 марта, первый день весны и т.д.)
- Молодцы. Вы меня удивили своими знаниями о весне.
- В начале послушайте имена и определите место нахождения звука «Р»: Артур, Виктор, Владимир, Петр, Александр, Сергей, Рудольф, Руслан, Ратмир, Марина, Рита, Рая, Карина.
- Определите место нахождения звука «Л» в словах: лиса, слон, волк, дельфин, лошадь.
Логопед:
-С какими звуками мы сегодня будем работать?
-Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия. (Дети).
-Мы сегодня работаем со звуками «Р» и «Л».
-Запишите сегодняшнее число.
2. Знакомство с темой.
1) Уточнение характеристики звуков «Р» и «Л».
Звук «Р» какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
Звук «Л» какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
2) Уточнение артикуляционных укладов звуков.
Где находится язычок, когда мы произносим «Р»? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает.
Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим «Л»? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.
3.Речевая разминка
Чики - чики -чики - чок
Чики - чики - чики – чок
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р
В стойле коровы мычали: м-м-м
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж
Мимо машины бежали: тр-р-р
В небе далеком гудел самолет: л-л-л
Свистели от ветра все провода: с-с-с
Капала в кухне из крана вода: к-к-к
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш
А комары все пели: з-з-з
Непоседа-мяч и ночью,
Успокоится не хочет: бум-бум
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое ели: кха-кха.
4. « Найди место».
Логопед:Вот картинки животных. Распределяем их на две группы: в левый столбик со звуком «Л» (логопед вывешивает на доске карточку с буквой «Л»), в правый - со звуком «Р» (логопед вывешивает на доске карточку с буквой «Р»): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Записываем. Делим слова на слоги. В каких словах один (два, три) слогов?
5. Задание «Какая буква пропала?».
Логопед вывешивает на доске все карточки со словами:
Колесо, характер, плакат, влево
Коридор, апрель, размер
Генерал, зеркало, балерина, плохо
Логопед: Читаем слова, определяем пропавшую букву. Какое слово «лишнее»?
Почему оно лишнее?
6. Физкультминутка.
Руки резко разгибаем и обратно их сгибаем.
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Шаг на месте. Ходим строем, чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.)
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за парты.)
7. Задание «Подбери словечко».
Логопед: Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова
Дети получают карточки с текстом
Этот зверь зовётся … (лама)
Столяр сделал оконную ...(раму)
…(Рак) - речное животное
В магазине продаётся ...(лак)
Осторожно шей острой ...( иглой)
Дети увлеклись интересной ...(игрой)
В Африке очень ... (жарко)
(Жалко) ... будить рано малыша.
8. Упражнение "Изменим слово".
- Сейчас поупражняемся в изменении слов. Это упражнение на предельную внимательность. Я буду произносить слова со звуками «Л» или «Р», а вы должны быстро подумать и вместо звука «Л» в слове произнести «Р», и вместо звука «Р» произнести «Л». Поняли?