-Чашечку сделал(Упр. «Чашечка»), подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали).
-На сладкое осы налетели – З-З-З.
-За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж.
-Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л.
-В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш.
-Собака на нее зарычала – Р-Р-Р.
-Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. (Упр. «Поцокаем, как лошадка»).
-Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. (Упр. «Барабанщики»)”.
2. Сообщение темы занятия.
-Сегодня на занятие мы с вами будем говорить о двух звуках. А вот о каких, вы должны догадаться сами. В этом нам помогут загадки.
1). Теремок ползет.
На себе его везетХозяюшка богатая, рогатая.
- Кто это? Послушайте, какой вопрос я задаю. «Кто?» На этот вопрос отвечают какие слова? ( Одушевлённые).
- Значит наша отгадка, это одушевлённый предмет.
- Кто это? (Улитка). Вот она, посмотрите на экран. (Слайд 3)
2). Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.- Что это? На вопрос «Что?» какие слова отвечают? (Неодушевлённые)
- Что это? (Гнездо). Правильно. (Слайд 4)
- Давайте определим звуки в словах. В этом нам поможет числовой ряд. (Слайд 5)
-Назовите четвёртый звук в слове «улитка».(«т»). Какой это звук? Дайте характеристику.(Т – согласный, глухой, может быть мягким и твердым).
-Назовите пятый звук в слове «гнездо».(«д»). Какой это звук? Дайте характеристику. (Д – согласный, звонкий, может быть мягким и твердым).
Звук «т» на письме обозначается буквой Т. (Слайд 6)
Звук «д» на письме обозначается буквой Д. (Слайд 7)
-На нашем сегодняшнем занятии будем говорить о различении этих звуков и букв на письме и в произношении.3. Преобразование слов – игра «Наоборот»
- Поиграем в игру «Наоборот». Я называю слова со звуком «д», а вы меняете на звук «т» и произносите:
Дам – там Док – ток Дома – Тома
Удочка – уточка Дочка – точка Плоды - плоты
4. Игра «Вставь букву».
-Следующее задание. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте их и вместо точек вставьте подходящие по смыслу буквы Т или Д.
Трак...ор, боро...а, воро...а, гра...усник, ве...ка, ве...ро, пого...а, моло...ок, те..радь, ...ождик, с…акан.- Давайте проверим, какие слова у вас получились.
6. Физминутка.
8. Дифференциация [д] - [т] в предложениях. (Слайд 9)- Посмотрите на экран. Нам даны два предложения и две картинки. В каждом предложении потерялось слово. Прочитайте их и подберите нужную по смыслу картинку.
На озере плавала … .
Рыбаку нужна хорошая … .
(Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце ставится точка. Между словами в предложении оставляем пробел.).
- Посчитайте сколько слов в первом предложении? (В первом предложении четыре слова).
- Давайте проговорим каждое слово. Запишите, диктуя себе по буквам.
-Запишите второе предложение самостоятельно.
III.Итог урока
- Над какими звуками работали?
- Чем похожи эти звуки и чем различаются?
- Вспомните слова со звуками «д» и «т», которые мы сегодня использовали.