Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Т-Д "»
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков Т-Д» Содержание занятияОрганизационный момент (настрой на занятие) Встанем все в круг протянем друг к другу руки, образуя «цветок», улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. «Цветок» наш открывается, занятие начинается (дети встают в круг протягивают в центр руки, образуя «цветок». Развитие фонематических процессов.В начале занятия работа ведётся на уровне звука, т.е. мы идём от звука к букве. - Сегодня к нам пришли в гости первоклассники. - Послушайте, как зовут мальчика - Толя. - С какого звука начинается это имя? (со звука «Т»). - Какой буквой мы обозначим звук «Т»? (буквой «Т»). - Послушайте, как зовут девочку Поля. - С какого звука начинается имя Поля? (со звука «П»). - Какой буквой мы обозначим звук «П»? (буквой «П»). (Показ букв П п и Т т). Фонетическая зарядка - Вспомним, как строчит пулемёт? (Т-Т-Т) (предъявляется картинка-символ) - Вспомним, как пыхтит тесто? (П-П-П) (предъявляется картинка-символ) - упражнение на зрительно-слуховую дифференциацию: «Пулемет – Тесто» (с использованием картинок-символов). - Какая преграда встречалась, когда мы произносили звук «П»? (Губы) - Какая преграда встречалась, когда мы произносили звук «Т»? ( Язык и верхние десны) - Итак, нам встретилась преграда в виде «сжатых губ» или «язык, упирающийся в десны». - Если есть преграда при произнесении звука, какой вывод вы можете сделать об этих звуках? (Они согласные). - Приложим к горлышку руку и определим звонкие они или глухие. (Если голосовые связки не дрожать, то они глухие) - Сколько звуков может обозначать буква п? (Два). - Сколько звуков может обозначать буква т? (Два). Сообщение темы занятия. - Толя и Поля принесли свои любимые буквы, с которых начинаются их имена. - Кто догадался, какая тема нашего занятия? - Какие буквы и звуки мы будем сегодня учиться выделять и различать на занятии. (Мы будем учиться различать рукописные буквы «П и Т»). Работа над выделением звука - Толя и Поля спрятали свои звуки среди других звуков. Послушайте, как только услышите звук «П» хлопните в ладоши. Услышите звук т - топните. Работа с цифровой линеечкой. - Разложи цифры по порядку. Послушаем и определим место звука [п] в словах: Пух, лаПа, шаПка, Пуля (Слушатели определяют на цифровой линеечке место звука в словах). - Теперь определим место звука [т] в словах: коТ, Танец, ваТа, Том (Работа проводится аналогично) Основная часть. Сравнение букв «П п и Т т» по начертанию. - Вспомним как пишутся рукописные буквы «П п и Т т». (Дети достают из мешочка буквы Д и Т ,ощупывают их.) - Сколько «ножек» у рукописной буквы «П п»? (дети отвечают, что 2) - Возьмите из тарелочки цифру 2 - Сколько «ножек» у рукописной буквы «Т т»? (дети отвечают, что 3) - Возьмите из тарелочки цифру 3 Работа по развитию слухового внимания. - Поля и Толя решили усложнить задания. Поля заменила звук [п] - цифрой 2, а Толя заменил звук [т] - цифрой 3. - Я произнесу звуки, а вы покажите нужную цифру. [Т], [П] (дети показывают нужные цифры). - Посмотрим, как вы теперь справитесь с заданием на звуковой линеечке. - упражнение «Будь внимательным» Пара – 2ара саПоги – са2поги гиТара – ги3ара монеТа – моне3а кроТы – кро3ы ТоПор – 3о2ор ПоТолок – 2о3олок (дети обозначают место П и Т, соответствующей цифрой). - Молодцы! Динамическая пауза. - упражнение «Дермалексия» Звучит музыка. (дети разбиваются на пары). Первый ребенок пишет букву на правой ладони соседа, затем по хлопку на левой ладони, за тем по хлопку на спине. Потом меняются местами. 6.Развитие мыслительных операций. - Толя зашифровал буквы п и т цифрами. Откройте тетради и расшифруйте, какие буквы спрятал Толя: 22323333233223322 (дети работают в тетрадях). - Поля приготовила для вас ребусы. Подойдите к доске. Расшифруйте ребусы используя дежурные буквы нашего занятия: 2уховик, са2оги, ша2ка, бо3инки, 3уфли, 2аль3о, 2 ла3ье, 3а2ки - Распредели получившиеся слова на группы. Какие предметы выберет себе Поля? Какие - Толя?А какие слова хитрые, которые нравятся и Толе и Поле?- Упражнение «Разведчик» Достаньте из мешочка слоги, прочитайте слог, придумайте слово с этим слогом. А теперь зашифруйте свое слово так же как сделали Толя и Поля. 7.Развитие, зрительно – пространственного восприятия и ориентировки, памяти. - Упражнение «Фотограф» Детям предлагается таблица с цифрами , а дети по памяти переносят в тетрадь такую же таблицу, только с буквами (таблица показывается детям в течение 3-5 сек, затем убирается ). 2 3 2 3 2 2 8.Развитие мелкой моторики. (В конце занятия должна быть какая - то поделка).Дети выбирают по желанию: лепят буквы П и Т из пластилина ,из мягкого конструктора, выкладывают из мозаики и т.д.Итог занятия. - Какие буквы мы учились различать? - Какие задания были самыми интересными? - Какое настроение у вас? - Я благодарю вас за работу. - Встали, занятие наше завершается, цветок закрывается. РЕКОМЕНДАЦИИ
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:
-ощупывать, вырезать, лепить их из соленого теста (пластилина), обводить по контуру, писать в воздухе; определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. ;
-конструировать и реконструировать буквы из элементов;
Эффективным, является использование зрительных опор в виде карточек с дифференцируемым и буквами.
Библиографический список
Галбай И.Г. Опыт работы по коррекции кинетически смешиваемых букв. // Школьный логопед. – 2004. - № 1. – с. 39;
Закирова Н.С., Царевская Е.Г. Преодоление смешений букв по кинетическому сходству. // Логопед. – 2006. - № 3. – с. 104;
Леонова С.В., Воронина С.П. Содержание и приемы коррекционной работы при оптической дисграфии. // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 108;
Новикова Ю.А., Разделкина Н.О. Преодоление смешения графически сходных букв б – д. // Логопед. – 2012. - № 8. – с. 86;
Смирнова М.А., Тегза Т.А. Профилактика оптико-кинетической дисграфии у старших школьников. // Логопед. – 2011. - № 6. – с. 46;
Услугина О.Н. Преодоление смешения на письме букв, имеющих кинетическое сходство. // Логопед. – 2010. - № 8. – с. 85;
Шаевская Н.А. Упражнения для дифференциации букв И, Ш. // Логопед. – 2012. - № 2. – с. 90;
Шипилова Е.Н. Дифференциация букв п, т по оптическому сходству. // Логопед. – 2007. - № 5. – с. 92;
Ястребкова И.В. Основные направления работы по коррекции кинетически смешиваемых букв. // Логопедия. – 2003. - № 1-2. – с. 97.