- Ребята, наш век – век высоких технологий. Часто вы общаетесь в интернете или с помощью СМС сообщений. Но многие люди не считают обязательным соблюдение правил орфографии и пунктуации при пересылке сообщений. Как вы к этому относитесь? - Что происходит когда не соблюдаются правила орфографии и пунктуации? - Давайте обратимся к такому случаю. Ребята в классе разбились на команды. Маша болела. Она послала СМС Мише с просьбой написать кто из ребят-друзей в какой команде. Миша присылает ей СМС-ответ: «в первую команду записались Света Катя Вася Женя Толик Наташа записались во вторую команду» Вы смогли понять, кто в какой команде? - Почему? - Какие правила не соблюдал Миша? - А вы попадали в такие ситуации? - Запомните: правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой. - Давайте исправим пунктуационные ошибки. Запишем предложения. Первый вариант запишет первое предложение, а второй – второе. Я помогу вам интонацией. (Учитель читает) - Проверим по эталону. Если вы справились с заданием, поставьте + на полях. - А что мы можем сказать об этих предложениях? - Итак, мы сегодня начинаем изучение нового раздела: Новое о строении предложений. (открывается первая часть темы) - Кроме правил обозначения предложений на письме, какие ещё правила пунктуации мы обозначили? - Попробуйте обосновать эти запятые – почему мы их поставили? - А что обозначается интонацией перечисления? Можете ответить на этот вопрос? - Давайте разберёмся. Выделите главные члены в предложениях. Первый вариант – в первом предложении, а второй – во втором. - Выполним взаимопроверку. Если ваш сосед справился с заданием, поставьте + на полях. - Что вы заметили, когда искали главные члены предложения? - Известно ли вам как называются такие одинаковые, повторяющиеся члены предложения? - Такие одинаковые, повторяющиеся члены предложения называются однородными. (Открывается второе предложение темы урока Члены предложения бывают однородными»). Исходя из темы, попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы должны дать ответы в конце урока. - А я поставлю для вас ещё один вопрос, на который вы ответите в конце урока. Как могут обозначаться на письме однородные члены? | Высказывания обучающихся. - Речь становится непонятной, неправильной… - Нет. - Два предложения соединены в одно. - Обозначение границ предложений. Дети записывают предложения. Дети проверяют по эталону на экране. - Эти предложения невосклицательные, повествовательные, распространённые. - Запятые при использовании интонации перечисления. Высказывания обучающихся. Дети сомневаются. Дети находят главные члены предложения. Выполняется взаимопроверка. - В каждом из предложений по три подлежащих. Высказывания обучающихся. (Какие члены предложения называются однородными? Какие члены предложения могут быть однородными? Как обозначаются в речи и на письме однородные члены?) |
- Ответим на первый вопрос. Откройте упражнение 152 на странице 92 в учебнике. - Прочитайте речь профессора Самоварова (с. 92, учебника). – С чем в тексте вы не согласны? Что считаете необходимым исправить? - Какие предложения можно объединить? – Попробуйте прочитать отредактированный текст. - Запишем первое отредактированное предложение. Параллельно решаем орфографические задачи. – Что теперь наблюдаете в предложениях? – Обозначьте главные члены предложений. – Прочитайте объяснение того, что вы увидели в предложениях в упражнении 152. –Какие члены предложения называются однородными? Какие два признака есть у однородных членов? - Расскажите об этом по схеме: – Какими членами предложения выражены однородные члены? – Заполним схему: – Сколько однородных членов может быть в предложении? - Итак, на какой вопрос мы сейчас ответили? – Рассмотрим второй вопрос: Как обозначаются в речи и на письме однородные члены? Запишите первое отредактированное предложение второй части текста. – Что вы можете пояснить о том, как обозначаются в речи и на письме однородные члены предложения? Как разделяются на письме однородные члены? (На доске вывешивается схема: Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно: - Что происходит если два однородных члена соединены союзом И? - На какой вопрос урока мы сейчас дали ответ? - Мы ещё не всё узнали об обозначении на письме однородных членов. Завтра мы узнаем, какими ещё союзами могут соединяться однородные члены, а также новые правила постановки запятых между ними. | Дети читают текст. - Текст необходимо отредактировать – исправить речевые ошибки. Дети показывают. Дети читают отредактированный текст. Записывают первое предложение, решая орфографические задачи. У доски работает ученик. - Видим два подлежащих. Дети читают сообщение. - Однородные члены связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос. - Это однородные подлежащие. - Подлежащие «крик» и «грохот» относятся к одному и тому же слову «слышится», отвечают на один т тот же вопрос «что?». Значит, это однородные подлежащие. Высказывания обучающихся. - Какие члены предложения называются однородными. Дети записывают. - В речи они обозначаются интонацией перечисления. На письме они разделяются запятыми или соединяются союзом «и». - Запятая между ними не ставится. - Мы ответили на вопрос: Как обозначаются в речи и на письме однородные члены предложения. |
– Какие два признака имеют однородные члены? – Как вы думаете, какими членами предложения они могут быть? - Чтобы это выяснить, мы поработаем в группах. Каждая группа имеет листочек с предложением. Вам необходимо списать предложение, расставить знаки препинания, разобрать предложение по членам, найти однородные члены и определить, каким именно членом предложения они являются. Задание выполняйте в тетрадях. В конце работы вы должны заполнить схему, вписав главное слово и связанные с ним одним вопросом однородные члены. Карточка № 1: За ночь зайчишки мои отогрелись, высохли, выспались и плотно наелись. Карточка № 2: Рабочий разложил перед собой рубанки, молотки, ножи и гвозди. Карточка № 3: Мелькают в тумане деревни, реки, луга и леса. Карточка № 4: Зелёные, красные, синие и жёлтые шарики поднимались высоко в небо. Карточка № 5: Ребята в группе чётко, быстро, слаженно и аккуратно выполняли задание. - Итак, проверим вашу работу. Из каждой группы один человек должен рассказать, какие однородные члены вы нашли в предложении, и доказать это с помощью схемы. (Справившиеся с заданием команды ставят + на полях) - Ответим на вопрос: Какие члены предложения могут быть однородными? | - Однородные члены связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос. Высказывания обучающихся. Дети выполняют задания в группах. По одному человеку из группы выходят и «защищаются». - Однородными могут быть и главные члены предложения, и второстепенные. |
- Молодцы, вы хорошо разобрались. И чтобы точно убедиться в этом, я предлагаю вам последнее задание: вам предстоит самим составить предложение с однородными членами. Используйте для этого словарные слова, которые можно объединить одним словом – овощи. | Дети составляют предложения. Если времени достаточно, то одно – самое удачное, записываем. |
- Подведём итог урока. С чем мы сегодня познакомились? - Перед нами стояли три вопроса. Ответили ли мы на них? - Какие члены предложения называются однородными? - Какие члены предложения могут быть однородными? - Как обозначаются в речи и на письме однородные члены? - Что сможем узнать завтра? - А теперь в столбик напишите любые три буквы. Попробуйте с помощью слов, начинающихся на эти буквы, охарактеризовать урок – какой он для вас был. - Поднимите руки те, у кого за урок три +. (Оценивание) | - Мы познакомились с однородными членами предложения. - Однородные члены связаны с одним и тем же словом, отвечают на один и тот же вопрос. - Любые – и главные, и второстепенные. - В речи они обозначаются интонацией перечисления. На письме они разделяются запятыми или соединяются союзом «и». - Как обозначаются ещё на письме однородные члены. |