Конспект урока
Предмет: Литература
Класс: 5
Учитель: Чернов Дмитрий Александрович
УМК: Меркин Г.С. Литература 5 класс (Ч. 1) – М., 2014.
Тема: «Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
Цель урока: Подвести итог изученного рассказа; рассмотреть образ Герасима, его отношение к героям рассказа.
Задачи:
Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа; умение работать в группах и парах: умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Образовательные: закрепить знания учащихся по рассказу И.С. Тургенева «Муму»; развить интерес к личности писателя и его творчеству; провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем.
Развивающие: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы; формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; учить сжато излагать повествовательный текст; развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные: подвести итог изучения рассказа; проверить знания текста; умение ориентироваться в содержании произведения; определять роль портрета, пейзажа, интерьера в раскрытии характеров героев и замысла автора.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; уметь характеризовать исторические события, описанные в тексте; уметь применять полученных знаний, умений и навыков анализа произведения на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; умение анализировать высказанные мнения; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Тип урока: повторение, обобщение изученного (комбинированный)
Методы и формы обучения: наблюдение, создание проблемной ситуации; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.
Основные понятия: портрет, пейзаж, интерьер, герой и др.
Длительность урока: 30 минут.
План урока:
- Организационный момент – 2 минуты
- Целеполагание – 2 минуты
- Повторение пройденного материала – 10 минут
- Физминутка – 2 минуты
- Развитие навыков по теме – 10 минут
- Рефлексия – 2 минуты
- Домашнее задание – 2 минуты
Ход урока:
- Организационный момент
– Здравствуйте! Сегодня урок литературы проведу с вами я, зовут меня…
– Приятно, что передо мной такие красивые, приятные, улыбчивые ребята. Вы очень похожи на моих пятиклашек, таких же добрых и непосредственных, и я надеюсь, что урок у нас обязательно удастся, правда?
- Целеполагание
– Учитель читает стихотворение Есенина «Песнь о собаке».
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать.
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
– На доске показаны слайды с собаками.
– О чем это стихотворение?
– Учитель: – А с каким, раннее изученным произведением, его можно связать? (просмотр ролика)
– Учитель: Вы узнали главного героя произведения? Кто это?
–Да, главный герой рассказа крепостной глухонемой Герасим. С первого взгляда непонятный, противоречивый, отталкивающий. Сегодня на уроке мы поговорим о том, какой на самом деле был этот человек, почему после прочтения произведения Тургенева он остаётся в сердцах читателей.
– Учитель: Ребята, просмотрев видеофрагмент, у каждого из вас уже частично сложился образ Герасима. Но для того, чтобы образ был более полным, мы составим кластер (другими словами схему),то есть, объединим несколько однородных понятий, которые помогут понять всю сущность этого человека.(выставляется имя – Герасим)
Для этого, я предлагаю объединиться в 4 группы, каждая из которых будет работать по своему направлению:
- 1 группа: портрет Герасима, его внешний вид (вывесить)
- 2 группа: обязанности Герасима (вывесить)
- 3 группа: поведение Герасима(вывесить)
- 4 группа: Поступки Герасима, его отношения к другим героям(вывесить)
Из предложенного вам помощь материала, вы должны выбрать только ключевые слова, которые нам помогут составить собирательный образ главного героя.
Ответы детей
– Учитель: Молодцы! А чего не хватает в нашем кластере? Какая из предложенных иллюстраций подходит под наше общее описание? Вы абсолютно правы, дети, Герасим был с виду огромный, нескладный,угрюмый, а его физический недостаток от природы – неумение говорить и слышать окружающих, отталкивал людей, заставлял их с опаской относиться к нему, даже где-то и побаиваться. Но в тоже время, как оказалось, Герасим был ранимым, добродушным, милосердным и любящим человеком.
В настоящее время, людей с физическими недостатками государство защищает, опекает, создаёт лучшие условия для жизни. А как бы вы общались с человеком, которому не дано слышать и говорить. Давайте попробуем поговорить с вами жестами и мимикой.
- Физминутка
- Повторение пройденного материала
У каждого из нас, дети, есть в жизни определённые жизненные ценности: Родина, Семья, Любовь, Друзья
– А какие жизненные ценности были в жизни главного героя?
- Деревня.
- Татьяна.
- Муму.
Да, встреча с Татьяной. Это тот человек, к которому Герасим великодушен, можно сказать, что это его первая жизненная ценность. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне, единственный из всех, кто пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом, не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок.”.
– Учитель: Почему же он не борется за свое счастье? (Исполнение барской воли)
- Развитие навыков по теме
– Учитель: Какое еще радостное событие происходит с Герасимом? (знакомство с Муму)
– Учитель: Да, встреча с Муму- это вторая жизненная ценность Герасима. Как Герасим относится к собаке?
– Учитель: А что происходит в финале? Почему Герасим утопил Муму? Как объяснить этот его поступок? Какие эмоции он у вас вызывает? (ответ учащихся)
Обратите внимание, Ваши мнения разделились: кто-то оправдывает героя, а кто-то осуждает его. Давайте организованно обоснуем наше мнение, поработав в парах. Я предлагаю вам совершить объективный литературный суд над героем.
– 1 ряд – выступят в роли защитников Герасима; 2 ряд – в роли присяжных; 3 ряд – выступают в роли обвинителей Герасима;
Присяжные заседатели - это судьи-непрофессионалы, участвующие в судебном рассмотрении уголовного дела наравне с профессиональным судьей.
– Учитель: Ваша задача, используя карточки – помощницы в парах вынести своё независимое справедливое решение.
Против:
Обвиняемый ………………… совершил ………………., собака мертва. Да, …………. отдала приказ убить собаку, но выбор был только за …………. Сам-то он Барыню оставил, мог бы не совершать ……………, а ……………. вместе с собакой (дописать самостоятельно о том, что Герасим мог забрать Муму и уйти в деревню).
За:
Человек с физическим недостатком, безвольный, совершает свое деяние не по своей ………. Он нашел эту …………. сам, вытащил ее из …………., ухаживал за ней, не причинял ………… и желание ее убить у него ……………., он исполнял приказ своей Барыни, он не мог иначе. ……… был крепостной, подневольный человек, он подчинился Барыне.
Присяжные:
У …………… нет другого выбора, другого пути. ……………. собаки было неизбежным. Человек, которого лишили всего, вновь обретает …………. (свободу), т.к. ему уже нечего ……………. Барыня уже не властна над ним. Люди имеют власть над другими до тех пор, пока могут у них отнять что-либо.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за объективную оценку поступка Герасима. Да, мы вольны осуждать героя, обвинять его в минутной слабости, или бесхарактерности, чёрствости. Или же, наоборот, находить массу доводов в его оправдание, сострадать и сочувствовать ему, морально поддерживать его. Т.е. у каждого из нас на это может быть своё мнение и своё отношение к совершённому поступку. Но, я точно уверен, что прочитав это произведение, равнодушных читателей просто не остаётся.
- Рефлексия
Сегодня поработав с вами, я оставляю своё “сердце” здесь. Потому, что искренне сочувствую главному герою, переживаю его жизненную трагедию, и конечно, ещё и потому, что получил массу удовольствия от общения с вами. И если, в вашем сердце, ребята, рождаются подобные чувства, вы можете свои сердечки, которые лежат на партах прикрепить к моему, в знак солидарности со мной. (крепятся сердечки)
– Учитель: Посмотрите, ребята, все наши сердца соединились в одно. Герасим не испытал долговечной любви, но мы с вами постарались дать ему ее. Надеюсь, главный герой останется в наших сердцах надолго (ролик без объявления!)
- Домашнее задание:
Учитель: Да жаль, что конец этого произведения плохой, но возможно с другим более позитивным концом оно утратило бы свой смысл? Решить эту проблему, я предлагаю вам! Напишите дома мини-сочинение о том, как бы вы хотели закончить это произведение. С обратной стороны сердечек написан адрес моей электронной почты. Кто из вас пожелает, может своё сочинение прислать мне. Я буду очень ждать!
Сообщение оценок за урок: всем спасибо за урок и до связи!