аудиозапись чтения стих-я профессионального артиста;
презентация урока
толковые словари
цветные листья
рисунки уч-ся
Ход урока:
1.Организационный момент.(Слайд №1)
-Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.
-Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.
2. Актуализация опорных знаний
-Определите тему нашего урока.
Листьям - время опадать.
Птицам - время улетать.
Грибникам - блуждать в тумане,
Ветру - в трубах завывать,
Солнцу - стынуть,
Тучам - злиться.
Нам с тобой - Идти учиться.
-О каком времени года говорится? (об осени) (слайд №2- осень)
-Какие ассоциации вызывает у вас слово «осень»? (листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…..).
-Придумайте красивые предложения об осени.
(Например, такие:
Подбирается поздняя осень..Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце. Улетают перелётные птицы. Голые и прозрачные становятся сады и леса. ---)
Учитель: Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
3. Постановка учебной проблемы (слайд №3- проблема)
-Работая на уроке, мы должны решить проблему:
Осень - это грустное время года или радостное?
4.Работа с рисунками уч-ся (на доске вывешены )
-Своё отношение к этому времени года вы выразили в своих рисунках. Посмотрите на них. Это время года вы изобразили как сумели.
5. Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (слайд № 4)
- Имного известных художников посвятили свои работы этому времени года. Рассмотрите одну из картин известного художника Исаака Ильича Левитана
-Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он!
-Что чувствуете, глядя на картину?
-И.И.Левитан назвал картину «Золотая осень».Почему? Догадайтесь.
-Можно ли почувствовать, какая вода в речке?
-Какие краски показывают красоту этой картины?
-Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет в полотнах художников, но она живет и в стихах поэтов.
6.Подготовка к первичному восприятию стихотворения (слайд № 5)
- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету) .О жизни и творчестве этого замечательного человека мы уже с вами знакомы.
- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его художник Тропинин. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: «Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов».
7.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.
-Послушайте ещё одно из стихотворений А.С. Пушкина . Это отрывок из его романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»
Задание перед слушанием:Слушайте внимательно и постарайтесь представить картины, которые рисует поэт.
8.Чтение стих-я учителем под музыку Чайковского «Времена года» «Осень» (на слайде №5- 6 звучание музыки)
-Поделитесь своими впечатлениями.
-Какие картины представили?
-К какому жанру относится произведение?
9.Самостоятельное чтение. Работа с толковым словарём
Задание:-А теперь откройте учебники на стр. 108 и прочитайте произведение ещё раз шёпотом.
-Выясните значение непонятных вам слов по словарю.
(работа со словарём)
10.СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд № 7)
- Как понимаете слово сень?(Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь)
- Как понимаете слово караван?(Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)
- обнажалась ?
11.Чтение стих-я уч-ся
Цель: -Давайте прочтём это произведение и найдём слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?
(читают вслух)
- Обратите внимание, скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш» - скушная. Запомните это.
- О какой осени идёт речь?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд №8)
(Звучит мелодия вальсового характера)
Осенние листья по ветру летят,
Друг с другом они попрощаться хотят.
Осенние листья кружатся,
Ковром разноцветным ложатся.
-И мы с вами побывали в роли листочков.
12.Анализ произведения. Выборочное чтение. Работа в парах
Уч-ль: - А сейчас вы самостоятельно поработаете в парах над этим произведением.
(эти вопросы раздаю на листочках уч-ся, по 1 вопросу на парту)
1..- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)
2..- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)
3..- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)
- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)
4..- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…С печальным шумом»)
- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)
5..- Найдите строки, где говорится о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)
- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)
- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)
-Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)
6..- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)
- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)
7..- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)
8..- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)
Уч-ль:- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.
13. Работа с картинами других художников (показ презентации 4-х картин). Выборочное чтение. (слайды № 9,10, 11,12)
-Посмотрите, какие картины увидели художники в его стихах
-Какие строки подходят к этим картинам? Прочитайте.
14.Работа с иллюстрацией в учебнике
-А теперь посмотрим, как в учебнике нарисовали иллюстрацию к этому произведению.
-Прочитайте строки из произведения, которые относятся к этому рисунку.
15.. Отработка выразительного чтения стих-я
-Какое по настроению стих-е?
- Как будем читать его: быстро или медленно? (неторопливо)
-Почему? (Природа засыпает…………)
- Достаньте свои памятки-таблицы и пользуйтесь ими при чтении.
-Поэт предложил нам слова, а мы постараемся при чтении вложить душу!
- Давайте ещё раз прочитаем это произведение красиво, чтобы все мы ещё раз увидели картины осени.
( читают уч-ся)
-А сейчас чьё чтение вам понравилось больше всех? Почему?
19. Физминутка 2 Слушание музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь». (слайды № 14-15)
-Читая это произведение, у вас создалось своё впечатление, вы представили другие осенние картины. И теперь под музыку П.И. Чайковского «Времена года» «Октябрь» вы побудете мысленно маленькими художниками. Будем рисовать стоя, как художники на природе. Закройте глазки, представьте, что у вас в руках кисточка, перед вами альбом. Одновременно послушайте, какой увидел осень великий русский композитор. Осень была его любимым временем года.
(слушают музыку и выполняют рисование в воздухе)
--Какая музыка по своему характеру? (тихая, печальная, задумчивая)
-Какие картины вы нарисовали?
20. Итог урока (слайд №16-проблема)
-К какому жанру относится это произведение? (стих-е, написано в рифму, соблюдается ритм при чтении)
-Какова тема? (осень)
-В начале урока был поставлен проблемный вопрос:
«Осень - это грустное время года или радостное?».
-Докажите.
Уч-ль: (слайд № 17) Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов, прозрачный ароматный утренний воздух…
- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.
21. Рефлексия. (слайд № 18)
1. На уроке я научилась (ся)….
2.Самым интересным сегодня было….
3.Самым трудным для меня было….
(слайд № 19) - У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените своё настроение на уроке: если оно у вас радостное – возьмите зелёный листочек, если у вас настроение менялось в течение урока: было то радостное , то грустное – жёлтый листик, а если после нашего урока вам стало совсем грустно и хочется плакать, то возьмите красный листочек.
- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.
Спасибо за интересную работу.
-И хочется закончить наш урок такими прекрасными словами:
У природы нет плохой погоды
Каждая погода благодать!
Дождь ли, снег
Любое время года
Надо благодатно принимать.
22.Выставка книг (произведения об осени)
23.Домашнее задание: (слайд № 20)
-Сегодня домашнее задание по выбору:
1)Выучить наизусть стих-е « Уж небо осенью дышало….»
2)или выучить другое стих-е об осени, подготовиться к конкурсу стих-й, которое мы проведём завтра