kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Уж небо осенью дышало"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Уж небо осенью дышало"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Уж небо осенью дышало"»



МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»















Урок литературного чтения

« А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»»



Класс: 2

Учитель: Гамзатова С. А.
















Цели:

  • познакомить с произведениями искусства об осени;

  • показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, как составных частей искусства;

  • совершенствовать все виды речевой деятельности;

  • учить анализировать произведения; познакомить с термином «олицетворение»;

  • формировать специальные читательские умения:

  • правильно называть произведение (автор + заголовок);

  • определять тему и жанр произведения;

воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии.

  • развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

Оборудование:

  • репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень»;

  • портрет А.С.Пушкина;

  • аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года», «Октябрь»;

  • аудиозапись чтения стих-я профессионального артиста;

  • презентация урока

  • толковые словари

  • цветные листья

  • рисунки уч-ся



Ход урока:

1.Организационный момент.(Слайд №1)

-Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.

-Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.


2. Актуализация опорных знаний


-Определите тему нашего урока.


Листьям - время опадать.

Птицам - время улетать.

Грибникам - блуждать в тумане,

Ветру - в трубах завывать,

Солнцу - стынуть,

Тучам - злиться.

Нам с тобой - Идти учиться.

-О каком времени года говорится? (об осени) (слайд №2- осень)



-Какие ассоциации вызывает у вас слово «осень»? (листопад, дождь, грязь, холод, лужи, ветер, красота, солнечные дни…..).

-Придумайте красивые предложения об осени.

(Например, такие:

Подбирается поздняя осень..Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце. Улетают перелётные птицы. Голые и прозрачные становятся сады и леса. ---)

Учитель: Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

3. Постановка учебной проблемы (слайд №3- проблема)

-Работая на уроке, мы должны решить проблему:

Осень - это грустное время года или радостное?

4.Работа с рисунками уч-ся (на доске вывешены )

-Своё отношение к этому времени года вы выразили в своих рисунках. Посмотрите на них. Это время года вы изобразили как сумели.

5. Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» (слайд № 4)

- И много известных художников посвятили свои работы этому времени года. Рассмотрите одну из картин известного художника Исаака Ильича Левитана

-Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он!

-Что чувствуете, глядя на картину?

-И.И.Левитан назвал картину «Золотая осень».Почему? Догадайтесь.


-Можно ли почувствовать, какая вода в речке?

-Какие краски показывают красоту этой картины?


-Левитан любил природу и умел её показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Природа живет в полотнах художников, но она живет и в стихах поэтов.

6.Подготовка к первичному восприятию стихотворения (слайд № 5)

- Ребята, давайте, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил А.С. Пушкин (обращение к портрету) .О жизни и творчестве этого замечательного человека мы уже с вами знакомы.

- Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Задумчивым и сосредоточенным изобразил его художник Тропинин. Этот портрет бережно хранят в Третьяковской галерее. Сегодня, в осенний день, поговорим о том, как любил это время года Александр Сергеевич. Он сам об этом говорил так: «Осень… любимое моё время… пора моих литературных трудов».


7.Работа над стихотворением А. С. Пушкина.

-Послушайте ещё одно из стихотворений А.С. Пушкина . Это отрывок из его романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Задание перед слушанием:Слушайте внимательно и постарайтесь представить картины, которые рисует поэт.

8.Чтение стих-я учителем под музыку Чайковского «Времена года» «Осень» (на слайде №5- 6 звучание музыки)

-Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие картины представили?


-К какому жанру относится произведение?


9.Самостоятельное чтение. Работа с толковым словарём

Задание:-А теперь откройте учебники на стр. 108 и прочитайте произведение ещё раз шёпотом.



-Выясните значение непонятных вам слов по словарю.

(работа со словарём)

10.СЛОВАРНАЯ РАБОТА (слайд № 7)

- Как понимаете слово сень?(Сень – то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь)

- Как понимаете слово караван?(Караван – группа кого, чего-нибудь, двигающихся друг за другом)

- обнажалась ?

11.Чтение стих-я уч-ся

Цель: -Давайте прочтём это произведение и найдём слова, которые указывают, о какой осени идёт речь?

(читают вслух)

- Обратите внимание, скучная – орфоэпически правильно пишется сочетание «чн», но произносится как «ш» - скушная. Запомните это.


- О какой осени идёт речь?


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд №8)

(Звучит мелодия вальсового характера)

Осенние листья по ветру летят,

Друг с другом они попрощаться хотят.

Осенние листья кружатся,

Ковром разноцветным ложатся.


-И мы с вами побывали в роли листочков.


12.Анализ произведения. Выборочное чтение. Работа в парах

Уч-ль: - А сейчас вы самостоятельно поработаете в парах над этим произведением.

(эти вопросы раздаю на листочках уч-ся, по 1 вопросу на парту)

1..- Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь? (о поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»)

2..- Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора»)

3..- Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»)

- Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)

4..- Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться. («…С печальным шумом»)

- Какой это шум? (шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами)

5..- Найдите строки, где говорится о перелетных птицах. Что они делают? («Гусей крикливых караван тянулся к югу»)

- Что это значит? Что мы представляем? (птицы улетают на юг)

- Мы только видим это? (нет, мы еще слышим крики гусей)

-Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)

6..- Почитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)

- Как вы это представляете? ( небо серое, затянутое тяжелыми облаками)

7..- Как поэт изображает осеннее небо? (как живое существо)

8..- Еще о каких признаках осени поэт говорит, как о живых существах? (солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся)

Уч-ль:- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

13. Работа с картинами других художников (показ презентации 4-х картин). Выборочное чтение. (слайды № 9,10, 11,12)

-Посмотрите, какие картины увидели художники в его стихах

-Какие строки подходят к этим картинам? Прочитайте.

14.Работа с иллюстрацией в учебнике

-А теперь посмотрим, как в учебнике нарисовали иллюстрацию к этому произведению.

-Прочитайте строки из произведения, которые относятся к этому рисунку.

15.. Отработка выразительного чтения стих-я

-Какое по настроению стих-е?

- Как будем читать его: быстро или медленно? (неторопливо)

-Почему? (Природа засыпает…………)

- Достаньте свои памятки-таблицы и пользуйтесь ими при чтении.

-Поэт предложил нам слова, а мы постараемся при чтении вложить душу!

16.Чтение стих-я учащимися

- Чьё чтение понравилось? Почему? (читала неторопливо, соблюдала паузы)

17Прослушивание аудиозаписи стихотворения (слайд № 13)

- А сейчас прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста.

18.Отработка выразительного чтения стих-я уч-ся (повторно)

- Давайте ещё раз прочитаем это произведение красиво, чтобы все мы ещё раз увидели картины осени.

( читают уч-ся)

-А сейчас чьё чтение вам понравилось больше всех? Почему?

19. Физминутка 2 Слушание музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Октябрь». (слайды № 14-15)

-Читая это произведение, у вас создалось своё впечатление, вы представили другие осенние картины. И теперь под музыку П.И. Чайковского «Времена года» «Октябрь» вы побудете мысленно маленькими художниками. Будем рисовать стоя, как художники на природе. Закройте глазки, представьте, что у вас в руках кисточка, перед вами альбом. Одновременно послушайте, какой увидел осень великий русский композитор. Осень была его любимым временем года.

(слушают музыку и выполняют рисование в воздухе)

--Какая музыка по своему характеру? (тихая, печальная, задумчивая)

-Какие картины вы нарисовали?

20. Итог урока (слайд №16-проблема)

-К какому жанру относится это произведение? (стих-е, написано в рифму, соблюдается ритм при чтении)

-Какова тема? (осень)

-В начале урока был поставлен проблемный вопрос:

«Осень - это грустное время года или радостное?».


-Докажите.

Уч-ль: (слайд № 17) Осень – это красота: разноцветные листья, горы фруктов, прозрачный ароматный утренний воздух…

- Да, поздняя осень вызывает у человека чувство торжественного и величавого. Природа вечно жива, а её увядание – тоже часть постоянной жизни, необходимый строгий обряд изменения, не нарушающий, а придающий природе особенную красоту.

21. Рефлексия. (слайд № 18)

1. На уроке я научилась (ся)….

2.Самым интересным сегодня было….

3.Самым трудным для меня было….

(слайд № 19) - У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените своё настроение на уроке: если оно у вас радостное – возьмите зелёный листочек, если у вас настроение менялось в течение урока: было то радостное , то грустное – жёлтый листик, а если после нашего урока вам стало совсем грустно и хочется плакать, то возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев.

Спасибо за интересную работу.

-И хочется закончить наш урок такими прекрасными словами:

У природы нет плохой погоды

Каждая погода благодать!

Дождь ли, снег

Любое время года

Надо благодатно принимать.



22.Выставка книг (произведения об осени)

23.Домашнее задание: (слайд № 20)

-Сегодня домашнее задание по выбору:

1)Выучить наизусть стих-е « Уж небо осенью дышало….»

2)или выучить другое стих-е об осени, подготовиться к конкурсу стих-й, которое мы проведём завтра


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока "Уж небо осенью дышало"

Автор: Гамзатова Саният А.

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока на тему "Стихотворение А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stikhotvorieniie-a-s-pushkina-uzh-niebo-osien-iu-dyshalo"
    ["file_id"] => string(6) "124470"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414696666"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока литературное чтение А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie-a-s-pushkin-uzh-niebo-osien-iu-dyshalo"
    ["file_id"] => string(6) "131925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247016"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Конспект урока по литературному чтению о 2 классе по теме: А.С. Пушкин " Уж небо осенью дышало", Г. Скребицкий " Осень", М. Пришвин " Осеннее утро""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_o_2_klasse_po_teme_a_s_pushkin_uzh_nebo"
    ["file_id"] => string(6) "591961"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637326405"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "конспект урока по окружающему миру 2 класс " В гости к Осени". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-v-ghosti-k-osieni"
    ["file_id"] => string(6) "222756"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436788793"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства