I. Организация начала урока | На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели | Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу | Совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе |
II. Актуализация знаний | – О чем и о ком мы читали на прошлых уроках? – Как назывался раздел? – Назовите понравившиеся произведения (автора и название). Чем они запомнились? – Какие еще произведения можно включить в этот раздел? | – О детях. – «О детях и для детей». Зачитывают 3–4 названия произведений | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
III. Постановка учебной задачи | – Я хочу пригласить вас посетить волшебное царство. Отгадайте какое? Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая, С замираньем летит на звезду. И в душе, и в долине прохлада, Синий сумрак – как стадо овец. За калиткою смокшего сада Прозвенит и замрет бубенец. С. Есенин – Какое время года описывается в стихотворении? | – Осень | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
IV. Работа по теме урока. 1. Отгадывание загадок | Осень грустная настала, Но не будем унывать, Лучше осень по загадкам С вами будем узнавать. – Отгадайте загадки: Золотые, тихие Рощи и сады, Нивы урожайные, Спелые плоды. (Осень.) Если плачу – не беда, Вместо слёз течёт вода. Я такой плакучий Из-за серой тучи. (Дождь) • Без рук, без ног, дверь в избе открыть смог. (Ветер.) • Синяя шуба покрыла весь мир. (Небо.) • Сидит – зеленеет, летит – желтеет, упадет – почернеет. (Листок.) – В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после большого мороза. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по лесу – свет. В такой час чувствуешь, что живёшь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит земля | Отгадывают загадки |
2. Работа с пословицей | – Составьте пословицу. • В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, и сверху льет, и снизу метет. – Какой поре посвящена эта пословица? – Расскажите о приметах осени | Составляют пословицу | Осуществляют логические действия. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. |
Физкультминутка | Наша ёлка велика. Наша ёлка велика (круговое движение руками), Наша ёлка высока (встать на носочки), Выше мамы, выше папы (присесть и встать на носочки), Достаёт до потолка (потянуться). Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять! | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
3. Чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» | – На пороге уже октябрь на исходе. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. – Изображению разных времен года, особенно осени, посвящено много произведений живописи, музыки и литературы. Но никому не удалось так ярко и проникновенно изобразить осень, как А. Пушкину. Демонстрация портрета А.С.Пушкина | Слушают учителя. | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Владеют навыками работы со справочной литературой. Высказывают и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы |
4. Беседа после прочитанного | – Понравилось ли вам произведение? – Какой изображена осень? | Отвечают на вопросы |
5. Словарная работа | – Объясните значение слов. Караван – здесь: летящие друг за другом гуси. Сень – покров | Работают со словарем |
6. Работа над стихотворением | – Какое настроение вызывает осень у поэта? – «Уж небо осенью дышало…» Как вы понимаете эти слова? Объясните. – Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы услышите? Приходилось ли вам наблюдать за перелетом птиц осенью? – Как они летят? – Почему А. Пушкин употребляет слово тянулись? – Почему называет позднюю осень скучная пора? | Высказывают свое мнение. |
Физкультминутка | Елочки зеленые на ветру качаются, На ветру качаются, низко наклоняются. Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов. Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков. | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
7. Самостоятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень» | | Читают произведение самостоятельно | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Владеют навыками осознанного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия |
8. Беседа по вопросам | – Как вы представляете себе художника Осень? Опишите ее. – Как Осень раскрасила деревья и кусты? Прочитайте. – Как изменилась жизнь в полях и лугах? Прочитайте. | Составляют небольшие рассказы об осени |
9. Работа с моделями | – На доске вы видите две модели. Соотнесите их с прочитанными произведениями, определите жанр. – Что общего у этих произведений? Чем они отличаются? | – Они о природе. Есть заголовок и фамилия автора – авторское произведение. – Стихотворение и рассказ – разные жанры, разные авторы |
V. Итог урока | – С какими произведениями познакомились на уроке? – Что хотели донести до нас А. Пушкин и Г. Скребицкий, описывая осень? – Что особенно понравилось на уроке? | Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одно-классников | Умеют проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности |
Домашнее задание | 1-я и 2-я группы: выучить стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». 3-я группа: выучить 2-й абзац рассказа Г. Скребицкого «Осень» | Записывают задание на дом, задают вопросы | Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество) |