Цель и задачи деятельности педагога | Цель: активизация познавательного процесса и развитие творческих способностей младших школьников через интерактивные формы и методы обучения. Задачи: 1) познакомить детей с особенностями построения русских изб; с составными частями избы; с профессией - плотник 2) развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к истории, народному творчеству; координацию движения, фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук, навыки самостоятельной работы и соблюдения правил безопасной работы; 3) повысить учебную мотивацию через использование компьютерной техники, интерактивной доски, игровых форм обучения; 4) развивать умение строить диалог, умение рассуждать ,применять эти умения в групповой работе |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Изба, окно, крыша, причелина, наличник, дверь, порог, венец, строитель, плотник, |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийная презентация; иллюстрации разных изб; изделие «Теремок»; деревянный макет дома. |
Оборудование | интерактивная доска, компьютер; картон, бумага А4, линейка, ножницы, шаблоны, простой карандаш, ластик, клей - карандаш, цветная бумага, заготовки-изображение сказочных героев, маски сказочных героев по количеству учеников. правилами техники безопасности при работе с ножницами и клеем. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: узнают из какого материала строили дома в старину; из каких частей состоит изба; познакомятся с профессиями: строитель, плотник, и инструментами: пила, топор, молоток, стамеска; выполнять макет теремка из бумаги. |
| Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из, иллюстраций, презентаций; на основе анализа объектов делать выводы; регулятивные – научатся планировать свою деятельность, алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие старинных деревянных построек – теремка. |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Приветствие. Сообщение темы урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Дети рассаживаются по группам. - Здравствуйте, ребята. Как вы уже успели заметить, у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их, пожалуйста. Дети здороваются с гостями. Обращает внимание на доску -Какая красивая у нас сегодня лесная полянка, просто сказочная. Но как-то одиноко на ней. Ребята у вас на столах маски сказочных героев, я попрошу вас выбрать и одеть их. -Ну вот теперь наша полянка действительно сказочная! -Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, как вы думаете из какой русской народной сказки ваши герои? («Теремок») - Да, действительно, это сказка «Теремок» Учитель читает стихотворение. . На просторе в чистом поле, Где гуляет ветерок, Абсолютно самовольно Появился Теремок! Кто построил – непонятно! Выглядит вполне опрятно, Сам не низок, не высок Терем-Терем-Теремок!..... Учитель: Ребята, скажите, о чем говорится в стихотворении? Вы уже догадались, какая у нас сегодня тема урока? (О тереме, о доме, о старинной избе.) Учитель: Правильно, ребята. Тема нашего занятия – «Изба». Учитель открывает надпись на доске. – Сегодня вы не только узнаете, как строится изба, но и сделаете ее модель. | Слушают учителя, играют, отвечают на вопросы | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Изучение нового материала | Беседа «Как строится изба». Просмотр презентации «Деревянные постройки» | - Ребята, а давайте заглянем в далекое прошлое, как вы думаете, из чего изготавливали дома наши предки? (из дерева) В древней Руси строили из разных материалов. Но основным доступным материалом было дерево. Давайте посмотрим видеоролик и внимательно послушаем, о чем в нем говорится. (На экране фрагмент видеоролика из электронного приложения к учебнику) - Какие инструменты нужны для постройки избы? Учитель показывает настоящий топор и говорит: - Это топор. Им мы подметаем пол. Дети исправляют неправильные высказывания учителя. Учитель: Это молоток. Им мы пилим доски… - Это пила. Ею мы забиваем гвозди. Дети называют правильное назначение инструментов. - Молодцы! - Кто же строит дома? (Строители) - Может кто-то знает, как в старину называли строителей? Послушайте загадку. - Он бревно отешет ловко, Стены сделает, навес. У него смолой спецовка, Как сосновый пахнет лес. (Плотник) | Слушают учителя, отвечают на вопросы; разгадывают загадки, анализируют ин- формацию; смотрят презентацию | фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и просмотра презентации. Коммуникативные: умеют слушать учителя , строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы, разгадывать загадки. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: проявляют интерес к творчеству предков-строителей; уважительно относятся к людям строительных профессий | |
Работа у доски | Учитель организует работу по выполнению задания. Заслушивает ответы учащихся, отвечает на вопросы - Молодцы! Давайте узнаем, как называются части избы. Посмотрите на доску и прочитайте слова глазами. Теперь хором по слогам, и как говорим. - Какие слова вам знакомы? -Окно, крыша. - Соотнесите знакомые вам части избы и их названия. - Сегодня мы познакомимся с несколькими новыми словами и узнаем их значение. - Наличник - это планка для оформления проёмов окна или двери. Кто найдет наличники на рисунке и поставит их на свое место? | Выполняют задания | Фронтальная | Познавательные: осознанно читают слова с целью освоения и использования информации; умеют строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме о частях избы, осуществлять поиск деталей избы, анализировать полученную информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы. Выполнение задания |
| - Причелина. Резная доска на крыше, которая защищает её от влаги. Кто найдет причелину на рисунке и поставит ее на свое место? Молодец! - Это венец. Обработанное бревно, основный строительный материал для избы. - Найдите, пожалуйста, венец на рисунке. Молодец! - С этим заданием вы справились. Теперь вы знаете названия всех частей избы. - Молодцы! Сегодня мы с вами узнали, из какого материала строили избы, как называются части избы. - Вы отлично поработали и, наверное, устали? | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, слушать учителя и сверстников. Личностные: уважительно относятся к людям строительных профессий | | Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске правильного ответа, отвечать на вопросы, делать выводы Личностные: уважительно относятся к людям строительных профессий | |
| Физкультминутка | Проводит физкультминутку. Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений |
III. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места. Работа у доски | Проверяет организацию рабочего места учащихся, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в организации рабочего места. Организует беседу о безопасных приемах работы. -А сейчас ребята я предлагаю вернутся нам к сказке. Скажите пожалуйста, чем закончилась сказка ? (пришел медведь и сломал теремок, звери начали строить новый теремок вместе ) . - Я предлагаю нам сегодня тоже построить теремок, но немного изменив конец сказки. Каждый изготовит аппликацию -теремок для своего героя, и попробуете передать красоту деревянных построек с помощью бумаги, но обязательно помогая друг другу.. - Итак, давайте вспомним, как строили дома в деревне? (всем миром). - Объясните значение этого выражения (не ругались, уважали друг друга, помогали друг другу). - В какой форме будем работать? (группами, вместе, помогать друг другу) - Молодец! Но , сначала мы вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем. Правила работы с ножницами: 1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. При работе внимательно следите за направлением резания. 3. Не держите ножницы лезвием вверх. 4. Не режьте ножницами на ходу. 5. Не подходите к товарищу во время работы. 6. Передавай ножницы кольцами вперёд и с закрытыми лезвиями. 7. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия. 8. Не роняй ножницы. Правила работы с клеем: 1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! 2. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. 3. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. 5. По окончании работы обязательно вымыть руки. 6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой. - И так, прошу встать мышек и раздать за своим столом ножницы и клей. - Рабочее место мы подготовили. | Организуют свое рабочее место, рационально располагая необходимые ин- струменты и материалы | Фронтальная. Индивидуаль- ная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | Устные ответы, организация рабочего места |
| Практическое задание. | Демонстрирует изготовление бревен для будущего венца Выполняет макет теремка на доске, дети повторяют этапы работы В процессе работы контролирует правильность приемов работы с ножницами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. - Перед вами лист картона на него мы будем приклеивать наше изделие. Возьмите перед вами листы цветной бумаги- заготовки, нам необходимо скрутить бревна для будущего теремка. - Приклеим венцы к заготовке. Брёвна кладём ровно. Иначе изба получится некрасивой. 6 одинаковых брёвен приклеили. У нас осталось 2 бревна разного размера. Берём сначала венец побольше и приклеиваем его к верху избы, и на самый верх приклеиваем последний венец. -Осталось оформить изделие. Для этого возьмём заготовки причелины -Прошу встать лягушек, взять желтый конверт, раздать каждому за столом шаблоны и заготовку причелины - Итак, обводим шаблоны, вырезаем. Приклеиваем причелины на венец - Прошу встать зайцев, взять красный конверт, раздать по 2 листочка цветной бумаги и шаблоны, наличника, окна. - Обводим шаблон, наличника, окна, вырезаем, приклеиваем по середине дома - Изделие готово! - Но это не все, я предлагаю нам заселить теремочки сказочными героями. Прошу встать Лисичек –сестричек, взять из корзинок маленькие конверты и раздать картинки с изображением сказочного героя. - Приклеиваем вашего героя в окно домика | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение макета дома |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся | В процессе просмотра работ организует обсуждение выполненных изделий, их оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, оригинальность оформления и т. д. - Прошу встать волков, и помочь мне, принесите все ваши изделия, мы создадим сказочный городок. | Рассматривают выполненные изделия, оценивают их | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу, - Ребята, что мы научились делать сегодня на уроке? - Скажите, как называется специалист по обработке дерева? (плотник). - Какими инструментами он работает? - Какие части есть у избы? - Получилось ли у нас передать красоту деревянных построек? - Какое настроение у вас в конце урока? Молодцы! Давайте поблагодарим наших гостей за то, что пришли к нам на урок и скажем: « До свидания». | Слушают учителя | Фронтальная | Устные ответы. Работа |