Цели:
- познакомить с образованием и десятичным составом числа 18; упражнять в упорядочении и сравнении изученных чисел; закреплять умение решать простые задачи изученных видов;
- развивать логическое мышление, внимание, математическую речь, умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать трудолюбие, чувство взаимного уважения, прививать интерес к математике.
Оборудование: учебное пособие Г. Л. Муравьёва, М. А. Урбан «Математика» 1 класс 2 часть, тетрадь «Математика» 1 класс 2 часть, карточки для индивидуальной работы, конверты с карточками красного, жёлтого и зелёного цветов для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, нам пора начать урок.
- Пусть каждый приложит свою ладошку к ладошке товарища, почувствует его тепло, подарите улыбки друг другу.
II. Целеполагание.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с числом 18, продолжим учиться считать в пределах 20, будем учиться рассуждать, делать выводы, решать задачи.
- А девиз урока у нас такой, давайте прочитаем: «Дружно поработаем – больше узнаем». На уроке мы будем путешествовать по необычной стране – по сказке. Нам необходимо помочь героям сказки, чтобы они смогли попасть в «Теремок» и там жить.
III. Устный счёт.
- Стоит в поле теремок
Он не низок, ни высок.
- Первой прибежала к теремку Мышка – норушка. Чтобы двери открылись, ей надо выполнить задания устно. Давайте Мышке поможем, а за одно, и себя проверим.
1. Таблица чисел (на доске).
- Итак, внимание первое задание. Нужно найти и показать в таблице числа в порядке увеличения
2. Самостоятельная работа (у доски 3 человека).
1) Вставить пропущенные числа.
14 10 ? 16 ?
10 ? 3 ? 2 15 11 ? 8 4
2) «Расселить жильцов». Жильцы – это цифры и математические знаки.
? < 12
10 + ? > 15
11 + 2 … 17 - 4
16 - ? < 14
Фронтальная работа.
- Какое число предшествует числу 15?
- Какое число находится между числами 11 и 13?
- Назовите число, в котором: 1дес. 7ед.
- Как из числа 17 получить 16?
- Как из числа 11 получить 15?
- Как из 13 получить 10?
3. Проверка самостоятельной работы на доске.
- Давайте проверим, как ребята справились с заданием.
IY. Работа над новым материалом.
- Прискакала Лягушка – квакушка. Кто в теремочке живёт? Я Мышка – норушка, идём ко мне жить. Обрадовалась Лягушка, как вдруг перед ней появилось число. Это Теремок приготовил задание для Лягушки, изучить число 18. Давайте ей поможем и сами узнаем, как же образуется число 18.
1. Устное упражнение.
- Сколько всего квадратов? (На наборном полотне 17 квадратов).
- Что изменилось? (Добавили 1 квадрат).
- Сколько стало? (18)
- Как получили 18 квадратов? (17 + 1 = 18)
(Учитель открывает на доске карточку с примером 17 + 1 = 18).
2.Устные и практические упражнения.
- Давайте попробуем образовать число 18 другим способом.
- Возьмите карточку.
- Сколько изображено кругов? (10)
- Нарисуйте ещё 8 кругов.
- Сколько было кругов? (10)
- Сколько вы дорисовали? (8)
- Значит 10 + 8 равно? (18)
- 10 кругов или как сказать по – другому?
- Сколько кругов дорисовали?
- Какое число получили?
- Сколько в числе 18 десятков и единиц?
- Если от 18 отнять 8 единиц, то получится 10.
- Прочитайте пример 18 – 8 = 10.
- Если от 18 отнять 10 получится 8.
- Мы слышим в названии числа сочетание 3 слов. Давайте их прочитаем: первое слово цифра - 8, второе слово «на», и третье слово «дцать».
- Итак, мы открыли с вами новое число. Это число 18.
- Теремок остался доволен нашими ответами и пропустил Лягушку –
квакушку в дом. Пока жильцы обустраиваются на новом месте мы с вами отдохнём с героями сказки «Колобок».
Y. Физкультминутка
Учащиеся под музыку выполняют зарядку.
YI. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебным пособием.
- Стоит в поле теремок
Он не низок, ни высок.
- Прибежал Зайчик – попрыгайчик. Мышка и Лягушка предупредили его про условие Теремка. Расстроился Зайчик.
- Что же делать, как мне быть, как примеры мне решить?
- Давайте Зайчику поможем и свои знания проверим.
- Нашли на с. 24 учебника №3 (2 и 3 столбики примеров). Нужно прочитать примеры разными способами и решить их устно, а ответ показать с помощью веера чисел.
18 - 10 0 + 18
18 - 0 10 + 3
10 + 7 15 - 5
- Молодцы, ребята.
2. Работа с тетрадью.
- Теремок увидел, что приближается Лисичка – сестричка, обрадовался и приготовил для неё задание. Но прежде чем его узнать, надо слово из букв собрать. Давайте соберём слово и узнаем задание. (Ребята составляют на доске слово из букв: а, д, з, а, а, ч – задача).
- Давайте, ребята, Лисичке поможем и решим задачу.
- Но сначала вспомните и назовите компоненты задачи.
(Условие, вопрос, решение, ответ).
- Открыли тетрадь и нашли на с. 13 № 3. Давайте прочитаем задачу.
- Молодцы, ребята, задачу решили и помогли Лисичке - сестричке попасть в Теремок (слайд 13). И стали они жить вчетвером.
3. Работа с геометрическим материалом.
– А тем временем прибежал Волчок - серый бочок . Для него Теремок приготовил сложное задание, геометрический материал. Волчок не знает, что же это. Давайте мы ему поможем.
- Что вы видите на экране?. Это геометрические фигуры.
- Назовите эти фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Назовём фигуры по цвету.
YII. Физкультминутка для глаз
- Посмотрите на фигуру (на доске изображение треугольника), обведите её глазами 5 раз начиная с верхнего угла.
YIII. Работа с тетрадью.
1. Математическая пропись.
- Появился Медведь и тоже хотел поселиться в Теремке. Но звери его предупредили про условие Теремка. И Мишка - медведь как начал реветь.
- Обрадовался Медведь, не так уж и сложно писать число 18. И поселился в Теремке. Собравшись вместе, звери приготовили для вас ещё одно задание.
2. Самостоятельная работа в тетради. Решение примеров по вариантам.
Первый вариант выполняет № 2, 2 столбик на с. 13.
Второй вариант выполняет № 2, 3 столбик на с. 13.
3. Устная проверка самостоятельной работы по вариантам.
- Молодцы, ребята. Ответы почти у всех совпали. Все герои нам благодарны!
IX. Итог урока.
- Теремок больше никого не может пригласить к себе жить. Да и героев больше нет и наше путешествие по сказке закончилось.
- Давайте вспомним девиз урока.
- Поработали мы дружно, а что нового вы узнали?
- Как можно образовать число 18? (17 + 1 = 18, 10 + 8 = 18)
- Сколько десятков и единиц в этом числе?
- 18 - однозначное или двузначное число?
- Назовите соседей числа 18.
X. Рефлексия.
XI. Оценка учителя.
- Благодаря старанию, трудолюбию, вниманию вы смогли справиться с заданиями.
- Все ребята молодцы!
- Спасибо за работу на уроке!
- Как вы думаете математика важная наука?
Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.