Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока старый дед и внучек»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема:Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»
Цели:
Образовательные:
Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом.
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе воспитанию интереса к чтению
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные:
Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.
Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Организация пространства:фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
I.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
-Здравствуйте! Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть.
Посмотрите на слайд и скажите - О чём говорит это солнышко? Слайд1
- Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, и нашим гостям хорошего настроения, радости, и удачи!
- Садитесь! Мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
Чтобы мы хорошо отвечали на уроке, чтобы язык наш слушался нас, давайте проведем речевую разминку Слайд 2
– Прочитайте предложение. (Слайд 2). Как называются такие высказывания?
Семья в куче, не страшна и туча.
– Прочитайте пословицу, делая ударение каждый раз на другом слове.
Прочитайте:
с удивлением,
с вопросительной интонацией,
с веселой интонацией,
– Как вы понимаете эту пословицу?
(если семья дружная, то никакие беды ей не страшны)
– Эта пословица будет как бы девизом нашего урока. А почему на этот вопрос вы ответите в конце нашего урока
III. Постановка учебной задачи
(Работа по технологии продуктивного чтения)
Работа в группах.
- Ребята сейчас будем работать в группах
-Перед вами листочки, на которых написаны пословицы, но эти пословицы потеряли свое начало и конец . Вам нужно будет соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания объяснить смысл этих пословиц, а также ответить на вопрос который тоже лежит у вас на столе.
-1группа объяснит смысл пословицы под №1;
(1когда все членысемьив сборедушаспокойна и человек не волнуетсяпонапрасну.
2когда всемьевсе хорошо никто не ругается(мир датишь),тогда этасемьяпоистине крепка и ничего ее не сломит.)
-2 группа объяснит смысл пословицы под№2;
(Когда человекпочитает своихродителей и прислушивается к их советам, это помогает ему избежать многих ошибок.)
-3 группа объяснит смысл пословицы под №3.
(Это значит что дети приносят роителям как радостьтак игоре. Смысл в том что если ребенок радуется, то радуются и родители, а вот если случилось горе, то родителям горе.
(идет работа в группах )
Теперь давайте проверим, посмотрите на слай3
Вся семья вместе… … тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… …детки же и горе.
Детки - радость… …и душа на месте.
- Что общего у этих пословиц? (1 группа)
- Как вы понимаете слово «семья»? (2 группа)
- Зачем люди создают семьи? (3 группа)
IVФормулирование темы урока
Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей 4-5
-Расскажите, что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет речь
( сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
-Что такое старость?
- Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
-Посмотрите на слайд 6 , прочитайте названия этих книг и скажите с произведением какого писателя мы познакомимся?
(мы познакомимся с произведением Л.Н.Толстого)
-Но для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку слайд7
Он трудится не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый …(дед)
- Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
-Прочитайте, как называется рассказ «Старый дед и внучек»
Слайд 8
- Да, ребята, именно с этим рассказом мы с вами познакомимся на сегодняшнем уроке.
V. Работа по теме урока (Совместная деятельность по достижению цели)
-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это произведение по настроению?
(Знакомство с текстом - первичное чтение. (аудио слушание)
-Какое это произведение по настроению?
(грустное)
-Почему вы так решили?
Какие чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение слайд9
Я почувствовал…
(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)
Вторичное чтение (читают жужжанием)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше время практически не употребляются.
-Возьмите в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.
(выполняют)
-Какие слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на слайде 10
ЛОХАНКА
НЕВЕСТКА
БРАНИТЬ
СЛАЖИВАЕТ
-Есть в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре
Кто живёт в нашей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех могу пересчитать.
Мама, папа, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой, щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
VI. Закрепление знаний и способов действий
Ребята, вы прочитали рассказ, скажите мне на сколько частей можно поделить текст? (на 4)
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы
- Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
- Почему деда стали кормить за печкой? слад11
- Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что случилось во время обеда за печкой?
- А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается).
- Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
Выборочное чтение
- - Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-Как вы охарактеризуете невестку?
(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)
- Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
- Как он повёл себя?
- Почему он вздохнул и нечего не сказал?
(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку. Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)
(выборочное чтение)
- Почему родители Миши заплакали?
- Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
- Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он не заступился за своего родного отца?
( он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
- Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?
Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?
(Справедливый, добрый, умный)
Самостоятельная работа
работа в группах
Задание:
-Составьте кластер – описание данной семьи.
Итоги урока. Рефлексия
- Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?
(уважать старших, терпимости к старым людям…..)
Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас. Листочки этого дерева необычные, в виде ладошек. Ладошка – это символ заботы согласия доброты
Возьмите ладошки соответствующие вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…
1.обещаю любить бабушку и дедушку
2. я постараюсь видеть чужую боль
3. Не буду грубить маме и папе
4.Буду добрым,
5.хочу быть терпимым
6. я постараюсь быть милосердным
7. буду уважать права других
8. постараюсь принять другого таким, какой он ест
9. я хочу быть любящим, помогать своим друзьям
10. я постараюсь быть заботливым
11. буду почитать старших
12. постараюсь быть великодушным
(Дети зачитывают и крепят ладошки к дереву)
Видите наше дерево стало ещё краше.
Семья в куче, не страшна и туча.
Оценивание.
Благодарю вас за работу на уроке.
Домашнее задание.
Составьте кластер своей семьи
А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»
Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.