обучающие: формирование умения и навыка чтения текста с полным осмыслением; выработка умения критически оценить и самостоятельно применить новую информацию; закрепить общие учебные умения и навыки самовыражения учащихся;
развивающие: формирование навыка получения и моделирования информации, развитие познавательной самостоятельности;
воспитательные: воспитание нравственного отношения к старым, пожилым людям.
Тип урока урок усвоения новых знаний
Наглядности слайды к теме урока, видео-ролик «Ата-ананы? а?ысы», аудио-запись притчи Л.Толстого «Старый дед и внучек»
Пед.технологии РКМЧП (стратегии «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Эссе») ИКТ
Дополнительная литература Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, начнем урок литературного чтения. А читать мы будем с вами рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Волки». С творчеством этого русского писателя вы знакомились и раньше например в 6 классе на уроках литературного чтения вы читали сказку «Серая Шейка», во всяком случае мультфильм уж точно смотрели.
Вызов:
И так «Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе?
2. Вопрос ученикам: Какие ассоциации у вас возникают ? (слайды )
Вопрос ученикам: А какие пословицы и поговорки вы знаете о волках?
Волка ноги кормят.
Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит и т.д.
Вопрос ученикам: Вы бы хотели встретиться с волком?
-2-
Осмысление.
Чтение рассказа до остановки (читает учитель)
Волки
Д.Мамин – Сибиряк
Шли мы с одним крестьянским мальчиком по лесу. Идём, говорим. Вдруг как вскрикнет Сеня:
- Смотрите, волк!
В самом деле, совсем близко от нас, в кустах, показалась желтовато – серая голова. Мы остановились. Но серая голова не подвигалась к нам, и я заметил, что глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало.
- Смирный, - сказал Сеня. – Сытый, видно: зубов не скалит.
- Ай, батюшки! – сказал он потом. – Да ведь зубов у него нет! Глядите, пустая пасть!
Нагнувшись ниже, я увидел, что пасть действительно была пустая. Глаза волка также жалобно глядели на нас.
- Эге! Старичок, значит, беззубый! То-то он и смирный такой! – сказал я.
Волк ещё раз пугливо оглянулся на нас и, видя, что мы его не трогаем, побежал прочь. Мы увидели, что он прихрамывает и тяжело передвигает ноги.
- Как только живёт он? – вымолвил я. – Что ест? Ведь без зубов он никакого зверька добыть не может…
Вопрос ученикам: Как выглядел волк? (дети отвечают сами , также могут цитировать из текста)
Пока самовар пыхтел в углу, мы разговорились. Рассказали про встречу с волком.
- Да есть тут такой, -сказал лесник, - совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили.
Как товарищи? – воскликнули мы с удивлением.
Вопрос ученикам: Какие товарищи кормят старого волка?
Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (сторожка, кабы)
Чтение 3-ой части до конца (читает учитель)
- Да своя ж, значит, братия: волки же. Вы не смотрите, что волк – злой зверь, до своих –то они жалостливые. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Я сам раз видел, право! Обхожу как-то раз лес, а день был жаркий, устал. Вспотел. Лёг на траву отдохнуть, да и заснул. Проснулся, слышу, шорох какой-то. Приподнялся тихонько, гляжу. Старик, волк этот самый, лежит неподалёку. Смотрит жалостно. А рядом молодой стоит. Сусликов каких-то принёс, положил возле старика - волка. Сам не есть, глядит. «Ешь, мол, дедушка.»
Молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. Так и накормил ведь. Подивился я тогда, но не шелохнулся, пока старик - волк всё не съел, а молодой не убежал.
-4-
Подивились и мы с Сеней доброте и заботливости волков. А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают !
Вопрос ученикам: Что нового вы узнали о волках?
Вопрос ученикам: Как помогают молодые волки выживать старым?
Вопрос ученикам: Каково отношение рассказчика к тому что они увидели? Процитируйте из текста.
Вопрос ученикам: Все слова вам понятны?( объяснить значение непонятных слов)
Рефлексия
Вопрос ученикам: Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?
Вопрос ученикам: О чем рассказ?
Вопрос ученикам: Какую мысль хотел донести автор этого произведения?
(Даже волки заботятся о стариках)
А как обстоят дела в мире людей? Мы конечно тоже любим своих стариков- бабушек и дедушек , но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется «Дом престарелых». Это заведение куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков.В Казахстане более 48 домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков. В нашей области 3 таких дома, где доживают свой век 367 дедушек и бабушек.
Я предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Ананы? а?ысы»
Вопрос ученикам: Какие чувства вызвал у вас ролик? Запишите их на листочке . Давайте напишем письмо-эссе сыну, который отправил свою мать в дом престарелых. ( дети пишут письмо и зачитывают)
Вопрос ученикам: Как заботитесь вы о своих бабушках и дедушках? А что им больше всего нужно от вас?
Вопрос ученикам: Так о чем же рассказ Д. Мамина –Сибиряка «Волки»?
( об отношении друг другу ,и заботе о стариках, рассказ о животных , но в назидание людям)
Слово учителя: В конце концов все мы и я,и вы будем старые. ...
-5-
Притча Л.Толстого «Старый дед и внучек» (аудио –запись)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили,глаза не видели,уши не слышали,зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. сын и невестка перестали его за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть ,да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет ,и сказала ,что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.Старик только вздохнул и ничего не сказал.Сидят раз муж с женой и смотрят –сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю . Когда вы с матушкой старые будете , чтобы вас из этой лоханки кормить»
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика ; и стали стех пор саживать его за стол и ухаживать за ним .
(Л.Н.Толстой, Собр. соч.,т.10,с.24)
Слово учителя.
Завершение урока :
Мудрая русская пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь» . На память о сегодняшнем уроке я оставляю вам эти книжки и надеюсь, что все то, о чем мы с вами говорили сегодня, надолго останется не только в вашей памяти , а самое главное в вашем сердце.В конце этой книжки есть строки , которыми я хочу закончить урок:
Не забывайте люди , что вы люди!
Не забывайте о соседях ,стариках.
Не забывайте одиноких, слабых в будни,
Почаще думайте о них, как о долгах!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Рассказ "Волки"" »
Тема урока Д. Мамин –Сибиряк. Рассказ «Волки».
Цели урока
обучающие: формирование умения и навыка чтения текста с полным осмыслением; выработка умения критически оценить и самостоятельно применить новую информацию; закрепить общие учебные умения и навыки самовыражения учащихся;
развивающие: формирование навыка получения и моделирования информации, развитие познавательной самостоятельности;
воспитательные: воспитание нравственного отношения к старым, пожилым людям.
Тип урока урок усвоения новых знаний
Наглядности слайды к теме урока, видео-ролик «Ата-ананың ақысы», аудио-запись притчи Л.Толстого «Старый дед и внучек»
Пед.технологии РКМЧП (стратегии «Ассоциация», «Чтение с остановками», «Эссе») ИКТ
Дополнительная литература Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, начнем урок литературного чтения. А читать мы будем с вами рассказ Д.Мамина-Сибиряка «Волки». С творчеством этого русского писателя вы знакомились и раньше например в 6 классе на уроках литературного чтения вы читали сказку «Серая Шейка», во всяком случае мультфильм уж точно смотрели.
Вызов:
И так «Волки». Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном рассказе?
2. Вопрос ученикам: Какие ассоциации у вас возникают ? (слайды )
Вопрос ученикам: А какие пословицы и поговорки вы знаете о волках?
Волка ноги кормят.
Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит и т.д.
Вопрос ученикам: Вы бы хотели встретиться с волком?
-2-
Осмысление.
Чтение рассказа до остановки (читает учитель)
Волки
Д.Мамин – Сибиряк
Шли мы с одним крестьянским мальчиком по лесу. Идём, говорим. Вдруг как вскрикнет Сеня:
- Смотрите, волк!
В самом деле, совсем близко от нас, в кустах, показалась желтовато – серая голова. Мы остановились. Но серая голова не подвигалась к нам, и я заметил, что глаза смотрели не злобно, а как-то даже испуганно и устало.
- Смирный, - сказал Сеня. – Сытый, видно: зубов не скалит.
- Ай, батюшки! – сказал он потом. – Да ведь зубов у него нет! Глядите, пустая пасть!
Нагнувшись ниже, я увидел, что пасть действительно была пустая. Глаза волка также жалобно глядели на нас.
- Эге! Старичок, значит, беззубый! То-то он и смирный такой! – сказал я.
Волк ещё раз пугливо оглянулся на нас и, видя, что мы его не трогаем, побежал прочь. Мы увидели, что он прихрамывает и тяжело передвигает ноги.
- Как только живёт он? – вымолвил я. – Что ест? Ведь без зубов он никакого зверька добыть не может…
Вопрос ученикам: Как выглядел волк? (дети отвечают сами , также могут цитировать из текста)
Пока самовар пыхтел в углу, мы разговорились. Рассказали про встречу с волком.
- Да есть тут такой, -сказал лесник, - совсем старый. Давно бы погиб, кабы товарищи не кормили.
Как товарищи? – воскликнули мы с удивлением.
Вопрос ученикам: Какие товарищи кормят старого волка?
Вопрос ученикам: Какие слова вам не понятны? (сторожка, кабы)
Чтение 3-ой части до конца (читает учитель)
- Да своя ж, значит, братия: волки же. Вы не смотрите, что волк – злой зверь, до своих –то они жалостливые. Старик ведь уж дряхлый, давно помирать пора, а жалеют, кормят. Я сам раз видел, право! Обхожу как-то раз лес, а день был жаркий, устал. Вспотел. Лёг на траву отдохнуть, да и заснул. Проснулся, слышу, шорох какой-то. Приподнялся тихонько, гляжу. Старик, волк этот самый, лежит неподалёку. Смотрит жалостно. А рядом молодой стоит. Сусликов каких-то принёс, положил возле старика - волка. Сам не есть, глядит. «Ешь, мол, дедушка.»
Молодой волк отрывает куски мяса и бросает старому, как волчица волчонку. Так и накормил ведь. Подивился я тогда, но не шелохнулся, пока старик - волк всё не съел, а молодой не убежал.
-4-
Подивились и мы с Сеней доброте и заботливости волков. А ведь как ругают люди волков! Какими жестокими и злыми их считают !
Вопрос ученикам: Что нового вы узнали о волках?
Вопрос ученикам: Как помогают молодые волки выживать старым?
Вопрос ученикам: Каково отношение рассказчика к тому что они увидели? Процитируйте из текста.
Вопрос ученикам: Все слова вам понятны?( объяснить значение непонятных слов)
Рефлексия
Вопрос ученикам: Почему рассказ назван «Волки», а не «Волк»?
Вопрос ученикам: О чем рассказ?
Вопрос ученикам: Какую мысль хотел донести автор этого произведения?
(Даже волки заботятся о стариках)
А как обстоят дела в мире людей? Мы конечно тоже любим своих стариков- бабушек и дедушек , но есть в нашем обществе людей одно место, которое называется «Дом престарелых». Это заведение куда отправляют одиноких или брошенных собственными детьми или родственниками стариков.В Казахстане более 48 домов престарелых и на сегодняшний день там проживает около 6867 стариков. В нашей области 3 таких дома, где доживают свой век 367 дедушек и бабушек.
Я предлагаю вам посмотреть видео-ролик «Ананың ақысы»
Вопрос ученикам: Какие чувства вызвал у вас ролик? Запишите их на листочке . Давайте напишем письмо-эссе сыну, который отправил свою мать в дом престарелых. ( дети пишут письмо и зачитывают)
Вопрос ученикам: Как заботитесь вы о своих бабушках и дедушках? А что им больше всего нужно от вас?
Вопрос ученикам: Так о чем же рассказ Д. Мамина –Сибиряка «Волки»?
( об отношении друг другу ,и заботе о стариках, рассказ о животных , но в назидание людям)
Слово учителя: В конце концов все мы и я,и вы будем старые. ...
-5-
Притча Л.Толстого «Старый дед и внучек» (аудио –запись)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили,глаза не видели,уши не слышали,зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. сын и невестка перестали его за стол сажать , а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть ,да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет ,и сказала ,что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.Старик только вздохнул и ничего не сказал.Сидят раз муж с женой и смотрят –сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает.Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю . Когда вы с матушкой старые будете , чтобы вас из этой лоханки кормить»
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то , что они так обижали старика ; и стали стех пор саживать его за стол и ухаживать за ним .
(Л.Н.Толстой, Собр. соч.,т.10,с.24)
Слово учителя.
Завершение урока :
Мудрая русская пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь» . На память о сегодняшнем уроке я оставляю вам эти книжки и надеюсь, что все то, о чем мы с вами говорили сегодня, надолго останется не только в вашей памяти , а самое главное в вашем сердце.В конце этой книжки есть строки , которыми я хочу закончить урок: