Конспект урока по литературе во втором и четвертом классе в малокомплектной школе.
Тема: Л.Н.Толстой. Басни.
Цели урока: ознакомить детей с биографией и баснями Л.Н.Толстого, учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста, развивать логику, технику чтения, воспитывать любовь к своим близким, учить чуткому, бережному отношению к людям.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого,
Второй класс.
«Старый дед и внучек»
I. Речевая разминка.
Три сороки тараторки тараторили на горке (с удивлением, с вопросительной интонацией, с веселой, «жужжащим» чтением).
II. Постановка цели урока.
Дети отгадывают шифровку:
ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ (ответ: Лев Николаевич Толстой)
Сегодня мы познакомимся с басней Толстого «Старый дед и внучка».
III. Изучение нового материала.
(Дети слушают рассказ своего старшего товарища).
Дети дополняют рассказ с учебника.
IV. Чтение учителя «Старый дед и внучка».
(Объяснение слов: лохань, невестка, слаживает).
V. Первичная проверка понимания.
Интересен ли рассказ? Чем он вам понравился? Все ли слова вам понятны? Почему дедушку не сажали за стол? Почему родители Миши заплакали? А как бы вы поступили?
VI. Физминутка.
VII. Продолжение изучения темы (обсуждение пословиц).
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. При солнышке тепло, при матери добро. Вся семья вместе - и душа на месте.
VIII. Самостоятельное чтение текста.
IX. Совместное чтение по ролям со старшими товарищами.
X. Домашнее задание.
Чтение по ролям, пересказ от имени мальчика.
XI. Итог урока.
Четвертый класс.
«Как мужик убрал камень»
I. Речевая разминка.
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят (прочитать птичьим базаром, с огорчением, с удивлением).
II. Постановка цели урока.
Дети отгадывают шифровку и самостоятельно записывают в тетрадь:
ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ (ответ: Лев Николаевич Толстой)
Сегодня мы познакомимся с басней Толстого «Как мужик убрал камень».
III. Изучение нового материала.
(Рассказ детей: Л.Н.Толстой родился в 1828 году, почти 200 лет назад, а умер в 1910 году. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование. Но самое главное он очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне школу).
IV. Самостоятельное чтение «Как мужик убрал камень» и составление «паутины».
мужик
100 р.
камень 8000 р. инженер 1
6000 р.
инженер 2
(Обсуждение «паутины» с соседом по парте).
Физминутка.
Продолжение изучения темы (обсуждение пословиц).
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. При солнышке тепло, при матери добро. Вся семья вместе - и душа на месте.
Чтение по ролям.
Совместное чтение по ролям.
Домашнее задание.
Придумать поучительный рассказ «Ты погоди хвалиться». Выразительное чтение «Как мужик убрал камень».
Итог урока.