Ребята, давайте наше занятие начнём с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдёт интересно и увлекательно.
II Орфографическая минутка.
Отгадай загадки змейки: отделяя слова друг от друга. Определи границы предложений: где нужно заглавная буква, а где – точка. Запиши предложения.
(Ответ: Рано утром Миша пошёл в парк. Облетела листва с клёнов и берёз. Под ногами пёстрый ковёр. Стал Миша собирать листья.)
О каком времени года говорится в тексте?
(Ответ: осень)
Назовите осенние месяцы.
(Ответ: сентябрь, октябрь, ноябрь)
күз осень autumn
Қыркүйек Сентябрь September
Қазан Октябрь October
Қараша Ноябрь November
Сообщение темы занятия.
Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном море - море слов - Купаться ежечасно!
Отгадайте кроссворд.
Делу – время, потехе – …..(час)
Труд человека кормит, а лень ….(портит)
Золото добывают из земли, а знания — из ….(книги)
Правда в огне не горит и в воде не …(тонет)
Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много…( знает)
Нет друга – ищи, нашёл – …(береги)
Школа — лодка, знание — …(море)
В каждой шутке есть доля …(правды)
Ответы:
ч
а
с
п
о
р
т
и
т
к
н
и
г
и
т
о
н
е
т
з
н
а
е
т
б
е
р
е
г
и
м
о
р
е
п
р
а
в
д
ы
Прочитайте, какое слово у вас получилось (СИНОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего занятия.
Сегодня тема нашего занятия "СИНОНИМЫ"
Прослушайте сказку.
В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали ее Лексика, а богатая она была тем, что имела трех хороших сыновей. Звали их антонимы, синонимы и омонимы. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном районе.
Лучше жилось семье синонима, ибо, хотя он и имел больше детей, но все в его семье было дружно и слаженно, ведь все они поддерживали друг друга. И если кому-то из семьи Синонимов было грустно, то все также были печальные, невеселые. Или наоборот, когда кто-то один смеялся, то все его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому хотя и были в этой семье все с разными именами, но такие близкие по характеру и натуре.
Исследовательская работа.
Работа со словами из словаря
Я называю вам слова, близкие по значению словарным, вы записываете слова из словаря. Радостно (весело), труд (работа), друг (товарищ), торжество (праздник), путь (дорога), дети (ребята), наряд (одежда), холод (мороз).
Задание № 1
Прочитай, раскрась слова синонимы разными карандашами:
неразговорчивый
отважный
неудачный
алчный
несложный
чудесный
жадный
молчаливый
смелый
ошибочный
прекрасный
простой
Динамическая пауза "Игра наоборот"
Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз.
Вперед - назад Вниз - вверх Назад - вперед Присел - подпрыгнул Подпрыгнул - присел
Задание №2
К словам – картинкам подберите слова-синонимы, подпишите картинки.
МЕСЯЦ-… ДОКТОР – … ЕЛЬ - …
ПЁС- … ЛОШАДЬ - … РОМАШКА-…
ГИППОПОТАМ - … КАРАНДАШ -…
(Ответ: луна, врач, собака, конь, бегемот).
Продолжите фразу:
- Полученные подписи - это слова - …(синонимы)
- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
Работа в группах.
Задание № 3
Прочитайте отрывок. Найдите в тексте или предложениях синонимы и подчеркните их.
1 группа.
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.
2 группа.
Кот ходил, ходил, набрёл на избушку. Захотел есть - пошёл в лес, птичек, мышей наловил. Вот навстречу ему идёт лисица.
3группа.
С веточки на веточку Прыгает, резвится, Ловкая, проворная, А не птица.
4 группа.
Плохо жить без забот, худо без доброго слова. Приятелей много, а друга нет. Свой хлеб слаще чужого каравая.