3.Актуализация знаний. Интерактивные упражнения 4.Обобщение и систематизация знаний. Интерактивные упражнения Физкультминутка. 5.Рефлексия учебной деятельности на уроке и эмоционального состояния. 6. Итог урока. | 2.Представление темы и ожидаемых учебных результатов. (на доске Имя существительное) 3.Постановка целей и задач. (на доске помочь) (на доске вспомнить) (на доске систематизировать) (на доске проверить себя) Работа в группах. (на доске Дерево) Работа в группах. (Мозговой штурм) (на доске Дерево) Фронталь ная работа. Игра «Микрофон». Работа в группах. Игра «Шифрограмма». (на доске Дерево) Индивидуальная работа. Фронтальная работа. «Броуновское движение». (на доске Дерево) Работа в группах. (на доске Дерево) Фронталь ная работа. Инд. работа. Игра «Добавь следующее» /если останется время/ | ТЕМА УРОКА: Имя существительное (на доске открывается табличка с темой урока –ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ). - К нам на сегодняшний урок обещало прийти в гости Имя Существительное. (Стук в дверь). Это видимо оно. (Передают в дверь письмо). Учитель читает: «Имя существительное заболело». Учитель:Как это заболело? :… Вчера Виктор Перестукин выполняя домашнее задание, делал морфологический разбор имени существительного и написал, что имя существительное обозначает действие предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.» Учитель: Опять этот Виктор Перестукин. Какое непростительное незнание русского языка. «…Имя существительное так расстроилось, что потеряло память». Учитель: Как потеряло память? «…Совсем ничего про себя не помнит». Учитель: Какой ужас! Что же делать? -А почему вы считаете, что нужно помочь? (спросить 1-2 учеников) -Но мы и знаем – то пока не всё… -А вы уверены, что сможете всё растолковать имени существительному правильно и точно? Здесь ответственность большая. Все ли хорошо знают изученный материал? -Ребята, я полностью согласна с вами, нужно обязательно попробовать. Тем более что наши мудрые предки давно уже знали, что: «Дружные сороки и гуся утащат» (на доске - пословица) . -Как вы назвали бы это высказывание? -А как вы понимаете её смысл? - Какую же цель мы поставим себе на этом уроке? (на доске цель – ПОМОЧЬ) - А чтобы помочь, что нужно сделать? -Первая задача - ВСПОМНИТЬ (на доске фиксирую). Дальше? -Вторая задача – СИСТЕМАТЕЗИРОВАТЬ (на доске фиксирую). А чтобы не ввести Имя Существительное в заблуждение, придётся проверить наши знания. Поэтому, последняя задача – ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ (на доске фиксирую). -С чего же нам начать? Попробуем собрать воедино всё, что мы успели узнать об имени существительном. Для этого предлагаю обратиться к хорошему способу – «Дереву решений». Но для этого нам придётся объединиться в группы по 4 человека. Выберите: спикера, секретаря, посредника. Докладчик пока не понадобиться.. (На столе у каждой группы лежит «Рабочий лист группы».Задание 1 - "Дерево решений" с формулировкой проблемы: «Имя существительное»).) -В течении 3 минут вы должны заполнить схему, на сколько успеете. Готовы? -Начали работу. - Поменялись столами и продолжили работу. -Посмотрим, что у нас в итоге получилось. -А мы не так и мало знаем о существительном. Но мне кажется. Что этого не достаточно , чтобы вернуть память. Надо разобраться конкретнее. 1.Обозначает предмет. -Вы утверждаете, что существительное обозначает предмет. Когда я слышу это слово, то представляю –вещь. Имя Существительное подумает так же. Но разве это так? - Предлагаю поиграть в «Мозговой штурм». Каждая группа предложит свой список: «Что обозначает существительное?» Для этого нам опять понадобится «Рабочий лист группы». На обратной стороне найдите задание 2. Не забудьте пример для иллюстрации. На задание 5 минут. Готовы? -Начали работу. -Почти каждое второе слово в нашей речи -существительное. Это самая существенная часть речи. Конечно оно не может обозначать только вещи. Слушаем « докладчиков». / По ходу прикрепляю «листочки» со значениями сущ. на соответствующую ветку «дерева»/ 2.Отвечает на вопросы. -Теперь уточним вопросы. Предлагаю вам выступить. Вот микрофон. Продолжите фразу: «Имена существительные могут отвечать не только на вопросы кто? и что?, но и …» 3.Одушевлённые \ неодушевлённые. Теперь нам опять понадобится «Рабочий лист группы». На обратной стороне найдите задание 3. ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ - Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В предложенном наборе букв найдите 6 слов и обведите их. О готовности группы сообщите поднятием рук. Проверка. Слушаем « докладчиков». -Какие слова нашли в первой строчке? (вьюга, зверёк) - Во второй строчке? (сугроб, рыбка) - В третьей строчке? (лисички, трава) - На какие две группы можно разделить эти слова? (одушевлённые и неодушевлённые) -Возвращаемся к «Индивидуальным рабочим листам». Найдите задание 2. - Запишет в первый столбик одушевлённые существительные, а во второй столбик - неодушевлённые существительные. Подчеркните орфограммы. - Кто справился с заданием? - Какие слова вы отнесли к одушевлённым существительным, а какие к неодушевлённым? И почему? / По ходу прикрепляю «листочки» на соответствующую ветку «дерева»/. - Никаких вопросов не возникло? (лисички - одуш. и неодуш.) -Как можно доказать? (составить предложение) Составьте эти предложения. 4.Собственные и нарицательные. - А сейчас вам придётся найти за 3 минуты в классе карточки с нарицательными (1 и 3 группе) и собственными (2 и 4 группе) именами существительными. Слушаем « докладчиков». -Вопрос ко всем: как пишутся имена собственные? -Какие именно имена существительные пишутся с заглавной буквы? /По ходу прикрепляю «листочки» на соответствующую ветку «дерева»/. 5.Изменяются по числам. - Нам снова нужен «Рабочий лист группы». Найдите задание 4. Составить из данных слов пословицы, определить число подчеркнутых имен существительных. Сделайте вывод. Дана, жизнь, добрые, на, дела. Время, потехе, делу, час. Слушаем « докладчиков». А теперь орфографическая задача для каждого: - Определите число существительных молоко (очки). 1.-Теперь давайте вернёмся к ЦЕЛИ и ЗАДАЧАМ нашего урока. Что мы ставили целью? -Для этого нужно было… -Получилось ли у нас это? - теперь нужно проверить. Предлагаю вам выполнить тест на обратной стороне «Индивидуального рабочего листа». Задание понятно? 1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает: а) признак предмета б) действие предмета в) предмет 2.Имя существительное отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое? какие? б) кто? что? в) что делать? что сделать? 3. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос: а) что? б) кто? 4.Имена существительные собственные пишутся: а) с заглавной буквы б) со строчной буквы 5. Имена существительные: а) изменяются по числам б) не изменяются по числам - Проверяем. Я называю верный вариант ответа. Вы ставите «+», если он совпадает с вашим ответом и «-», если не совпадает. /1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а/ Нужно рассказать об имени существительном всё, что знаем. Правило такое: каждый участник повторяет слова предыдущего участника и добавляет от себя ещё. И т.д. 2. Ребята, вам понравился урок? По одному прикрепите магнитик в одну из групп на доске: « я доволен», «я не доволен», «я не знаю». Теперь я за вас спокойна. Вы не введёте в заблуждение Имя Существительное. Я могу смело фотографировать «наше дерево» и посылать, тому, кто нуждается в этом. А чтобы Имя Существительное знал, кто его выручил, предлагаю вместе сфотографироваться. | Высказывания детей (помочь вспомнить). -Нужно всегда помогать тем, кто попал в беду. -Хоть мы пока знаем не всё , но может то, что мы знаем поможет имени существительному вспомнить и всё остальное. -Может и не все, но если попытаться всем вместе, то должно получиться. -Пословица. -(ответы детей) -(сообща помочь имени существительному всё вспомнить) -Самим вспомнить, что знаем. - Всё по порядку рассказать. На столе у каждой группы лежит «Рабочий лист группы». Задание 1 - "Дерево решений" с формулировкой проблемы: «Имя существительное»). Дети распределяют обязанности. -Готовы. Потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. -Нет. Не только. Берут «Рабочий лист группы». Находят задание и выполняют. -Готовы. Докладчики зачитывают списки./Предметы и вещи, люди, животные, качества людей, явления природы, события, чувства людей, действия/ Предлагаю воображаемый "микрофон" (любой предмет). Предоставляю ученикам слово поочередно, передавая "микрофон". Говорить имеет право лишь тот, у кого находится "микрофон". Сообщенные ответы не комментируют и не оценивают. Когда кто-то высказывается, другие не имеют права что-то говорить. -вьюга, зверёк - сугроб, рыбка - лисички, трава - одушевлённые и неодушевлённые 1.Зверёк ( безударная гласная «е»,проверочное слово «зверь»),рыбка (парный согласный в середине слова- рыба). 2. Вьюга (разделительный «ь» ), сугроб (парный согласный на конце – сугробы), травы(безударная гласная-травы -Отвечают на вопрос – кто? (Обозначают людей и животных); - Отвечают на вопрос – что? (все остальные) 3. лисички (безударная гласная-лисы, ЧК без ь знака -Составить предложение. Зачитывают предложения. Дети ищут в классе карточки с нарицательными (1 и 3 группе) и собственными (2 и 4 группе) именами существительными. / на столах, стена, подоконниках/ Выступления детей. -С заглавной буквы. -Имя, фамилия, отчество, кличка, персонаж, географическое понятие, название произведения. «Жизнь дана на добрые дела». «Делу - время, потехе - час» -Вывод: имена существительные изменяются по числам. -В русском языке есть группа имен существительных, которые употребляются только в одном числе – в единственном (солнце, молоко, хвоя, молодежь, погода) или во множественном (очки, сливки, ножницы, ворота, дрова -Помочь И.С. -Вспомнить и систематизировать. -Да, получилось. -Да. Дети проверяют. Предлагаю воображаемый "микрофон" (любой предмет). Предоставляю ученикам слово поочередно, передавая "микрофон". Говорить имеет право лишь тот, у кого находится "микрофон". -Имя сущ. – часть речи… -Имя сущ. – часть речи, обозначает предмет… -Имя сущ. – часть речи., обозначает предмет, отвечает на кто? что?... -Имя сущ. – часть речи., обозначает предмет, отвечает на кто? что?, бывают собственные и нарицательные… -Имя сущ. – часть речи., обозначает предмет, отвечает на кто? что?, бывают собственные и нарицательные, изменяются по числам. Прикрепляют на доску магниты в соответствие со своими ощущениями. Дети выходят к дереву. |