4. Способствовать восприятию любви к животным через сказку.
Оборудование: герои русской народной сказки «Теремок», карточки для учащихся для проведения тренировочных упражнений, папки с проектом «Словарные слова», яблоки в корзинке, «Теремок», рисунок замка, рисунки яблока.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети, садитесь! Сегодня у нас не обычный урок, а сказочный. Мы с вами побываем в волшебной сказочной стране русской народной сказки «Теремок». Для того чтобы перед нами появился теремок, давайте подумаем, над какой темой мы работаем на протяжении уже нескольких уроков.
- Правописание буквосочетаний чк, чн, щн в словах.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой темы, будем учиться правильно писать данные буквосочетания в словах.
- Запишите сегодняшнее число и слова: Классная работа.
- Итак, уже на дворе декабрь, в старину его называли студень. Как вы думаете, почему? Какие еще зимние месяцы вы знаете? (На доске запись: декабрь (студень), январь (просинец), февраль (лютый).) В это время года животные закончили приготовления к зиме: поедают оставшиеся от осени дары природы, утепляют свои жилища: норки и норы. Сегодня на уроке мы посмотрим, каких животных можно встретить в это время года в лесу.
II. Чистописание. (Открываем доску, на которой изображение теремка, на двери замок).
Ведущий:
В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Он не узок, не широк, не широк.
Шла лягушка из болота,
Видит – заперты ворота.
(Выходит ученица в костюме лягушки, а в руках у нее ведерко, в котором лежит задание.)
Учитель: Чтобы лягушке войти в теремок, надо снять замок. А замок-то с секретом. Секрет такой: надо выполнить лягушкино задание.
Чистописание
(На листочке задание)
- Запишите буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки. (Й й, Ч ч, Щ щ).
- С данными согласными и гласными составьте различные слоги. (Записывают составленные слоги.)
Лягушка:
Лягушка сбила лапкою замок,
Заглянула в теремок.
(убираем замок)
Только свет зажгла лягушка.
Прибежала мышь-норушка.
(Выходит ученица в костюме мышки с горшочком в руках. В горшочке лежит конверт с заданием.)
Мышка:
Поселилась мышь с лягушкой,
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
III. Знакомство с новым словарным словом.
(В конверте задание.)
- Продолжить знакомство с новым словарным словом.
- Прежде чем мы познакомимся с новым словарным словом, давайте подведем итоги работы над словарными словами огурец и капуста. (Дети рассказывают о той работе, которая была проделана над словарными словами в рамках создания мини-проекта «Словарные слова»).
Яблоко. (Дети поднимают руки и говорят, что работа над этим словом будет проведена дома в рамках создания проекта «Словарные слова». Заслушиваются ответы детей.)
В тетради записать слово яблоко и выполнить СУО.
Запись в тетради предложения: Яблоко от яблони недалеко падает. (Выделить в словах корень и доказать, что эти слова однокоренные).
- Найдите в предложении грамматическую основу. Подчеркните ее.
Мышка:
Прибежал из леса быстро
Петушок голосистый
(Выходит ученик в костюме петушка, в руках у которого узелок на палке.)
Петушок:
Вот живут они, лягушка,
Петушок да мышь-норушка.
В узелке находим следующее задание: выполнить физминутку «Зайцы скачут…»
IV. Физминутка.
Петушок:
Вот живут они, лягушка,
Петушок да мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг – стучится старый еж.
(Выходит ученик в костюме ежа с корзинкой яблок, рядом лежит конверт).
Ёж:
Вот живут они: лягушка,
Еж, петух да мышь-норушка.
Задание из конверта:
- Выполнить тренировочные упражнения по теме урока.
(У каждого ученика на парте лежит распечатанное задание.) Игра – соревнование. Кто быстрее и правильнее вставит пропущенные орфограммы в словах. Класс разбит на две команды – девочки и мальчики.
- Кто больше слов запомнил из рифмовок, мы посмотрим на следующем уроке, так как ваше домашнее задание – записать слова, которые были в данных рифмовках, подчеркнуть буквосочетания.
Ёж:
Вот живут они: лягушка,
Еж, петух да мышь-норушка.
Только вдруг из леса темного
К ним приходит волк бездомный.
(Выходит ученик в костюме волка.)
Волк:
Волк умеет ловить мышат,
Довить лягушат,
Ежей душить,
Петухов потрошить. (Выносит потрепанный конверт с заданием.)
Задание из конверта: Из слов составить и записать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
Учитель:
- Ребята, надо срочно спасать жителей теремка от страшного волка, а для этого нам надо выполнить задание волка: составить из слов предложение.
(Волк выносит потрепанный конверт с заданием. Это - задание на внимание: обнаружить и исправить ошибку, допущенную в слове.)
В лесочке на пенечке стоит корзиночка с грибочьками.