Конспект урока русского языка в 3 классе "Суффикс как значимая часть речи"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Суффикс как значимая часть речи"
На уроке с помощью различных методов формируется представление о суффиксе, как новой значимой части, совершенствуются знания об однокоренных словах и значимых частях слова и навык разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе "Суффикс как значимая часть речи"»
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе
Тема: «Суффикс как значимая часть слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
- способствовать формированию представления о суффиксе, как новой значимой части;
-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.
Оборудование: компьютер для учителя ,проектор, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Ход урока
Орг. Момент
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Все друг другу повернитесь
А теперь все улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам!
- Откройте свои тетради. Вспомните, как вы это делаете? Запишите сегодняшнее число. Пишем классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Пропишите слово лебедь.
- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)
- Выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)
- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)
3. Актуализация знаний.
- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка? (Состав слова).
Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
- С какими частями слова вы уже познакомились? (с корнем)
- Что такое корень, кто мне даст определение? (Ваня)
- Какая часть слова нам ещё знакома? (Окончание)
- Давайте вспомним, что такое окончание? (Руслан)
- А ещё какая часть слова нам известна? (приставка)
(Я прикрепляю на доске названия этих частей).
- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)
- Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова)
4. Подготовительная работа к введению в тему
- Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие по стране Морфемике. Но на пути у нас возникли горы. Да не простые, а волшебные. И название у них удивительное. А какое, вы узнаете, разгадав кроссворд.
- 2 минуты вам на разгадывание кроссворда. Кто разгадал кроссворд, положили ручки. Проверяем.
- Какое слово получилось? (Суффикс) Прикрепляю табличку на карту.
- Молодцы! Какую цель себе поставим?
- Цель нашего урока: узнать, что такое суффиксы. Какие бывают суффиксы? Где стоят? И для чего служат?
Игровой момент
- В горах живут сказочные герои гномики, они сегодня будут нашими помощниками.
- Слово суффикс образовано от латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение.
- Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова.
- Запишем первое слово гном, а если он совсем маленький? (гномик)
- Как называются эти слова? Назовите корень. Суффикс.
- Что мы образовали с помощью суффикса ик-? А где стоит суффикс? Хорошо!
- Посмотрите ребята на шапку гномика. И на горы Что у них общего, как вы думаете? (форма) А какая форма? (треугольная) Вот так и суффиксы выделяются уголком. - Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномик.
ФИЗМИНУТКА.
Применение новых знаний
- Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди? А при помощи чего это им удавалось? С помощью суффиксов.
Давайте, попробуем сказать ласковые имена другу другу. (Сашенька, Ванечка, Лизочка и т.д.) Какое значение несут суффиксы: -еньк, -ечк, -очк- ?
- Живет в стране Морфемике, в горах Суффиксов, суффикс чик- . Он ласковый и добрый, и все слова к которым он подходит, сразу же превращаются в ласковых и добрых, как и сам суффикс. Перед вами слова: трамвай стакан, лимон. Превратите их с помощью суффикса чик. В добрых и ласковых. Запишите, выделите суффикс. Сам-но записывают. Проверяем. А какое значение вносит суффикс чик в слово?
- Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны. А мы поможет сейчас им превратить слова в большие предметы. Я называю слово, а вы при помощи суффикса образуете новое : рука, нога, глаз, дом, хвост, нос.
- С помощью какого суффикса вам это удалось? (ищ)
Ребята, а кто заметил где стоит суффикс? После корня, а может и после ещё одного суффикса. Вы правы.
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком
Река большая превратиться в речку, лес в лесника,
а печь всего лишь в печку.
- Для чего служат нам суффиксы? (для образования новых слов).
- Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим по учебнику, верны были наши рассуждения и выводы.
- Открыли учебник стр. 89 , давайте прочитаем с вами определение суффикса. Закрыли учебники. И проверим как вы усвоили новый материал.