kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 3 классе "Суффикс как значимая часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке с помощью различных методов формируется представление о суффиксе, как новой значимой части, совершенствуются знания об однокоренных словах и значимых частях слова и навык разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе "Суффикс как значимая часть речи"»

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе

Тема: «Суффикс как значимая часть слова»

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- способствовать формированию представления о суффиксе, как новой значимой части;

-совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Оборудование:   компьютер для учителя ,проектор, карточки для  индивидуальной работы, учебник.

Ход урока

  1. Орг. Момент

- Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Все друг другу повернитесь

А теперь все улыбнитесь

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам!

- Откройте свои тетради. Вспомните, как вы это делаете? Запишите  сегодняшнее число. Пишем классная работа.

2. Минутка чистописания.

 - Пропишите слово лебедь.

- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)

- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

- Выделите корень.

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)

- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

3. Актуализация знаний.

- Над какой большой темой мы с вами работаем на уроках русского языка? (Состав слова).

Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей!

- С какими частями слова вы уже познакомились?  (с корнем)

- Что такое корень, кто мне даст определение? (Ваня)

- Какая часть слова нам ещё знакома? (Окончание)

- Давайте вспомним, что такое окончание? (Руслан)

- А ещё  какая часть слова нам  известна? (приставка)

(Я прикрепляю на доске названия этих частей).

- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)

-  Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова)  

4. Подготовительная работа к введению  в тему

- Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие  по стране Морфемике.  Но на пути у нас возникли горы. Да не простые, а волшебные. И название у них удивительное.  А какое, вы узнаете,   разгадав кроссворд.  

- 2 минуты вам на разгадывание кроссворда. Кто разгадал кроссворд, положили ручки. Проверяем.

- Какое слово получилось? (Суффикс) Прикрепляю табличку на карту.

- Молодцы!  Какую цель себе поставим?

- Цель нашего урока: узнать, что такое суффиксы. Какие бывают суффиксы? Где стоят? И для чего служат? 

Игровой момент

- В горах живут сказочные  герои гномики, они сегодня будут нашими помощниками.

- Слово суффикс образовано от  латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение.

- Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова.

 - Запишем первое слово гном, а если  он совсем маленький? (гномик)  

  - Как называются эти слова?  Назовите корень. Суффикс.

- Что мы образовали с помощью суффикса ик-? А где стоит суффикс? Хорошо!  

- Посмотрите ребята на шапку гномика. И на горы  Что  у них общего, как вы думаете? (форма) А какая форма? (треугольная) Вот так и суффиксы выделяются   уголком. - Выделите, пожалуйста,  суффикс в слове гномик.

 

ФИЗМИНУТКА.

Применение новых знаний

- Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди?  А при помощи чего это им  удавалось? С помощью суффиксов.

Давайте, попробуем сказать ласковые имена другу другу. (Сашенька, Ванечка, Лизочка и т.д.) Какое значение несут суффиксы: -еньк, -ечк, -очк- ?

- Живет в стране Морфемике,  в горах Суффиксов,  суффикс  чик- . Он ласковый и добрый, и все слова к которым он подходит, сразу же превращаются в ласковых и добрых, как и сам суффикс.  Перед вами слова: трамвай стакан, лимон. Превратите их с помощью  суффикса чик. В добрых и ласковых. Запишите,  выделите суффикс. Сам-но записывают.  Проверяем. А какое значение вносит суффикс чик в слово?

 

- Каждый гном мечтает вырасти и стать большим, как великаны.  А мы поможет сейчас им превратить слова  в большие предметы. Я называю слово, а вы при помощи суффикса образуете новое : рука, нога, глаз, дом, хвост, нос.

- С помощью какого суффикса вам это удалось? (ищ)

Ребята, а кто заметил где стоит суффикс?   После корня, а может и после ещё одного суффикса.  Вы правы.

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком

Река большая превратиться в речку, лес в лесника,

 а печь  всего лишь в печку.

- Для чего служат нам суффиксы?  (для образования новых слов).

- Так что же такое суффикс? Кто может дать определение? Давайте проверим   по учебнику,  верны были наши рассуждения и выводы.

- Открыли учебник стр. 89   , давайте прочитаем с вами определение суффикса. Закрыли учебники. И проверим как вы  усвоили новый материал.  

6. Подведение итогов.

 - Выполняем тест. Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для __________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для _____________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

Как вы думаете, достаточно ли одного урока, чтобы усвоить знания о суффиксе?  А где мы может продолжить работу? (дома)

- Запишите домашнее задание: Упр. № 165, с.89, правило.

 Рефлексия

Игра «Хитрые вопросы»

—  Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс -ик-.)

—  Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

—  Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

—  Какие значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

—  Оцените свою работу на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 3 классе "Суффикс как значимая часть речи"

Автор: Оськина Лариса Михайловна

Дата: 17.09.2020

Номер свидетельства: 557687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка 6 класс "Морфемика. Морфемы, их роль в словообразовании и формообразовании" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-morfiemika-morfiemy-ikh-rol-v-slovoobrazovanii-i-formoobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "130104"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415817665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка в 8 классе коррекционной школы 8 вида сложные слова "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-korriektsionnoi-shkoly-8-vida-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "241212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445192394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме :"Буквы "ч" и "щ" в суффиксе имен существительных "-чик" ("-щик"). "
    ["seo_title"] => string(122) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-imien-sushchiestvitiel-nykh-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "153267"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420988739"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства