Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Строчная буква з»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект урока
русского языка в 1 классе
по теме: «Строчная буква з».
Учитель начальных классов
Остапенко Н.Г.
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка к методической разработке урока
Умение красиво и грамотно писать ценилось во все времена. Человек, обладающий красивым почерком, пользовался уважением и определенными преимуществами перед другими. А начинается все с обычных прописей.
На данном уроке ученики знакомятся с правилами написания строчной буквы «з», учатся писать слоги с изученной буквой, выделять общую часть родственных слов. Ребята знакомятся с русской пословицей (Мороз ленивого за нос хватает), знакомятся с историей возникновения этой пословицы. На уроке используется деятельностный метод (работа в парах).
Физ. минутка на уроке способствует не только снятию эмоциональной напряженности учащихся, но и повторению ранее изученных тем : деление на слоги, из чего состоит предложение, звукобуквенный анализ слов, все это в игровой форме, что для первоклассников очень актуально.
Тема «Строчная буква з».
Тип урока: Урок изучения нового материала. Используемая образовательная система (методика, технология). Технология проблемного обучения
Используемый учебник: Азбука в 2-х частях, В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин
Прописи к Азбуке, В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, 4 части.
Цели и задачи урока:
Образовательные: формировать навык написания строчной буквы «з», отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, расширять знания об однокоренных словах.
Развивающие: развивать фонематический слух, развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.
Здоровьесберегающие: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, устойчивого учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: общеучебные универсальные действия – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, универсальные логические действия – способность и умение производить простые логические действия ( анализ и синтез).
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, формирование умения работать в парах.
Оборудование: ноутбук, презентация «Письмо с секретом»; дедуктивные средства; листочки для написания слов с «ре», «ри», листок для смайлика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
На уроке будем мы, буквы новые писать.
Слова, слоги изучать.
Без ошибок их писать
Чтоб пятерки получать.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Если будут трудности, мы всегда придём друг другу на помощь.
-Девиз сегодняшнего урока
«Пусть добро навеки побеждает зло».
II. Актуализация знаний
-О чем мы говорили на предыдущем уроке? Что мы узнали ?
-На столе у вас листочки. Пишем под диктовку четыре слова с сочетаниями «ре», «ри» (ребус, река, рисунок, снегири. Обменяйтесь листочками с партнерами по лицу. Взаимопроверка.
III. Проблемное объяснение нового материала
-Когда-то жил на свете злой колдун. Было у него волшебное зеркало. Однажды он подарил его. Отгадайте кому?
На санях как ветер мчится,
В царство снежное увозит ,
К ней опасно прислониться.
Злые чары вход пускает-
Лишь дотронься – заморозит,
Сердце в льдинку превращает
( Снежной королеве)
-Но случилась беда, зеркало разбилось, и осколки разлетелись по всему свету. И один из осколков вонзился мальчику Каю в глаз. Кай стал злым, грубым, обидчивым. Снежная королева забрала Кая в свое царство. Девочка Герда отправилась спасать Кая от чар Снежной королевы. Ребята, поможем Герде ?
-Но что это? Поднялся сильный ветер, разыгралась вьюга, мы стали мёрзнуть. Снежная королева узнала, что мы помогаем Герде, и послала нам вихри и метель. Нам нужно разогреть руки.
Разминка для пальцев.
Злая вьюга закружила, замела (вращение кистей)
Холодно на улице, мороз (трём ладоши, кулачки)
Надо нам одной семьёю жить (руки в замок соединить)
Помогать друг другу и дружить (сжимаем ладони)
-Улыбнитесь партнеру по лицу и скажите: « Я желаю тебе добра. Если тебе трудно, я помогу»
- Откройте «Пропись» на стр. 9, 3 часть.
-Внимательно страницу рассмотрите. Определите для себя задания, которые вам хорошо понятны или вызывают затруднения.
- Постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.
- Какая цель будет у нас на уроке?
(Будем учиться писать строчную букву «з» и слова с буквой «з», использовать на письме верхнее и нижнее соединения с буквой« з», учиться определять однокоренные слова)
IV. Первичное усвоение
Презентация «Письмо с секретом».
-Обсудите с партнером по лицу алгоритм написания буквы «з».
Комментарий учителя (ставлю ручку на 1\3 в рабочей строке, поднимаюсь по наклонной вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по наклонной линии до середины рабочей строки, острый уголок влево, плавно разворачиваем ручку опускаемся по длинной наклонной линии вниз на 1\3,выписываем петельку (как у буквы д), перехлест на нижней линеечке рабочей строке, крючок до середины.
-Обведите элементы буквы по точкам. Самостоятельно допишите до конца строки.
-Из предложенных букв выберите правильно написанную. Обсудите, почему выбрали именно эту букву. Обведите ее в кружок.
Учитель, выслушав, ответы детей, даёт разъяснение
-Первой на своём пути Герда встретила старушку – колдунью.
Ей было скучно, и она придумывала хитрые задания.
-Рассмотрите внимательно задание в тетради. Но сначала вспомним правила чистописания.
Красиво и чисто в тетради пиши:
Наклон соблюдай, никуда не спеши!
Письмо слогов с буквой (за, зм, зв, зо)
-Продолжаем наше путешествие. Впереди замок принца и принцессы. Долог был путь Герды.
Отгадывание загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это? (зима)
-Какая общая часть в словах зима, зимний? Выделите карандашом.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Продолжаем работать
-Что такое завод? (большое предприятие)
-Что такое запад? (сторона света)
-Напишите эти слова. Не забудьте поставить ударение.
V. Физ. минутка (под музыку ученики смешиваются, замирают когда музыка прекращается, объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на какой либо вопрос
-Сколько слогов в слове зима?(2)
-Сколько букв в слове заяц? (4)
-Сколько слов в предложении? Зазвенел веселый звонок.(3)
-Сколько пальцев на руке?(5)
-Сколько звуков в слове звон?(4)
VI. Первичная проверка понимания
-Герда отправилась дальше. И вот её карета въехала в густой и тёмный лес. Разбойники забрали в плен Герду. Но прежде, чем отпустить Герду, маленькая разбойница поставила условие: выполнить следующее задание.
-Что предлагается сделать?
(Дополнить элементы букв)
VII. Первичное закрепление
- Какие слова мы называем однокоренными?
( Это слова с одинаковым смысловым корнем)
-Прочитайте слова. Выделите общую часть. На следующей строчке напишите эти слова. Обменяйтесь тетрадями с партнерами по плечу. Взаимопроверка.
-Мчась на северном олене к дворцу Снежной королевы, Герда рассматривала картины зимней природы и ей вспомнились пословицы
про зиму. Одна из этих пословиц перед вами. Прочитайте ее.
Мороз ленивого за нос хватает.
-Что такое пословица? ( Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом.)
- Как понимаете эту пословицу?
Появлению данной пословицы послужил тот факт, что в давности зимы в наших краях были действительно суровые, холодные и во время праздничных приходилось много двигаться, чтобы не замерзнуть. Во-первых, о суровой зиме все давно уже забыли. Во-вторых, долго ли вам приходится бывать зимой на морозе? В любой момент можно где-нибудь укрыться. А раньше праздников было не много, но на любом русском празднике люди обязательно присутствовали. И, чтобы не замёрзнуть, устраивали различные состязания и развлечения. Катания, бои, пляски. Если вышел на праздник – не ленись, веселись и двигайся. Иначе – замёрзнешь.
Отсюда и следующее задание:
-Обведите изученные нами буквы в этой пословице.
IX. Рефлексия (итог)
-Какие цели ставили в начале урока?
-Удалось ли выполнить поставленные цели?
-Сейчас мы это проверим. У нас с вами осталось последнее решающее задание. Злые чары развеются, если мы поможем Каю собрать из элементов букву «з». Выполняем задание №1 на стр. 35
- Остались ли затруднения? Все ли вопросы вы смогли исправить?
- Я узнал….(как писать букву «з»)
- Я научился…(писать букву «з», писать слоги с буквой «з», писать слова с буквой «з»)
-Я запомнил…(как пишется буква «з»).
-Мы зеркало волшебное собрали и чары Снежной королевы все пропали.
-Ребята, почему же наше зеркало « расколдовалось» ?
( Мы помогали Герде. Мы делали добрые дела)
- Посмотрите, зеркало действительно волшебное.
-Ребята, а сейчас давайте нарисуем личико, оно должно быть таким, какое настроение было у вас во время урока.