Предмет | Русский язык |
Тема | Имя прилагательное. (3 класс) |
Класс УМК | 3 класс Школа России |
| |
Цель урока | Создать комфортные условия для формирования у детей представления об имени прилагательном (что обозначает, на какие вопросы отвечает, для чего используется в речи). |
Задачи урока | провести наблюдение над именем прилагательным, как частью речи; формировать умения безошибочно находить имя прилагательное в предложениях и текстах; развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы; развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас; продолжить работу по воспитанию культуры поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. |
Тип урока | ОНЗ |
Оборудование | Для учителя – учебник, карточка – кластер, презентация Для учащихся – учебник, тетрадь, письменные принадлежности, карточка – кластер. |
Формируем УУД: |
| Познавательные УУД умение представлять информацию в виде схемы умение на основе анализа объектов делать выводы умение обобщать умение делать выводы в результате совместной работы умение выявлять сущность, особенности объектов умение ориентироваться в своей системе знаний |
| Коммуникативные УУД умение слушать и понимать других умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами умение оформлять свои мысли в устной форме |
| Регулятивные УУД умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию умение определять цель деятельности на уроке умение принимать и сохранять учебную цель и задачу умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
| Личностные УУД способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приветствую вас на уроке русского языка. Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. - команда «Ночь!» Послушайте внимательно музыку. - я хочу, чтобы на уроке вы работали так же зажигательно, как эта музыка и своей работой подняли настроение нашим гостям. | - (проверяют) - (слушают, высказывают свое мнение) | Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. | 1. ЧИСТОПИСАНИЕ: Угадайте, какая сегодня дежурная буква? Я покажу вам ее в воздухе. - посмотрите, все ли правильно написала? (ЛОВУШКА:в одном сочетании буква Ч заглавная) | - угадывают, что это буква Уу. - находят ловушку.. - прописывают | П умение ориентироваться в своей системе знаний К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку Л способность к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ: - Запишем слова: ужин, улица, ученик, учитель, ужасный. - САМОПРОВЕРКА - Определим к какой части речи относятся эти слова? | - пишут под диктовку, слабым детям дать карточку списать эти слова и вставить буквы. - (проверяют со слайда, оценивают себя) - карандашом подписывают над словами часть речи |
3. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | - При определении части речи в слове «ужасный» столкнутся с проблемой. (либо, если определят, то вопрос: «Найдите лишнее слово и узнаете тему нашего урока) | (затрудняются в определении части речи) | К умение оформлять свои мысли в устной форме П умение выявлять сущность, особенности объектов П умение ориентироваться в своей системе знаний |
4. Сообщение темы и цели урока Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства | Учитель корректирует тему и цели, названные учениками ( слайд). Тема: Имя прилагательное, как часть речи. Цели: 1. Что обозначает эта часть речи? На какие вопросы отвечает? Для чего используется в речи? | Формулируют тему и цели. | Р умение определять цель деятельности на уроке К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме |
5. Совместное «открытие» новых знаний Цели: - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока | ЗАДАНИЕ 1: Я показываю предмет, вы называете 2-3 признака этого предмета. (СЛАЙД) - ЯБЛОКО (прилаг-ые): что эти слова обозначают? ( на доске составляется кластер: имя прилаг.-признак предмета) - На какой вопрос отвечают эти слова? (в кластере добавить вопрос КАКОЕ?) Аналогично обсуждаются предметы: ОГУРЕЦ . - На какой вопрос отвечают эти слова? КОНФЕТА. - На какой вопрос отвечают эти слова? ЛИМОНЫ - На какой вопрос отвечают эти слова? (к кластеру добавляются вопросы) - Посмотрим на наш кластер, сделаем выводы, что мы уже узнали об имени прилагательном. | (называют предметы, в тетрадь записывают название предмета+один признак) ЯБЛОКО – красное, спелое, круглое - обозначают признак предмета - какое? (добавляют в кластере вопрос : КАКОЕ?) ОГУРЕЦ – продолговатый , спелый, зеленый - какой? (добавляют в кластере вопрос : КАКОЙ?) КОНФЕТА – сладкая, вкусная, шоколадная. - какая? (добавляют в кластере вопрос : КАКАЯ?) ЛИМОНЫ – желтые, кислые, полезные - какие? (добавляют в кластере вопрос : КАКИЕ?) Рефлексия: по схеме мы видим, что имя прилагательное-это часть речи, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Предстоит выяснить, зачем необходима в речи. | П умение представлять информацию в виде схемы П умение на основе анализа объектов делать выводы П умение делать выводы в результате совместной работы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение обобщать |
| ФИЗМИНУТКА |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | (работа в парах) Прочитайте слова в первом и во втором столбике. Подберите к именам существительным имя прилагательное из второго столбика. Запишите словосочетания. - Если при выполнении этого задания не возникло затруднений, то на полях нарисуйте зеленый светофор, если были вопросы, то желтый. Если совсем ничего не понятно, то красный светофор. | Девочка – добрая, Портфель – новый Дерево – высокое Березки - стройные (проверяют, вызываю по одному ученику к доске, он соединяет стрелкой) Выписывают. Взаимопроверка с помощью слайда. Рефлексия этапа урока: Каждый рисует свой светофор на полях (напротив задания). | К умение оформлять свои мысли в устной форме К умение слушать и понимать других Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию П умение обобщать |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать взаимопроверку, взаимооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | (работа по учебнику) - Прочитайте как о нашем русском языке говорил писатель А. Н. Толстой. Выпишите все имена прилагательные, которые характеризуют наш язык. - Если при выполнении этого задания не возникло затруднений, то на полях нарисуйте зеленый светофор, если были вопросы, то желтый. Если совсем ничего не понятно, то красный светофор. | Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку П умение ориентироваться в своей системе знаний |
| ФИЗМИНУТКА для глаз |
8. Включение в систему знаний Цели: - организовать включение нового знания в систему знаний; - развитие умения анализировать математические задачи | (Работа в группах) - Вспомним правила поведения в группе. - перед вами на листах два текста. Прочитайте первый текст. Второй текст точно такой же. В нем необходимо вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. - Проверка: Каждая группа по очереди читает по одному предложению. Все у себя проверяют. - Какой текст вам нравится больше? Первый или тот который вы создали сами? Почему? - Что помогло нам сделать текст более понятным, образным? -ВЫВОД: для чего нужны в речи имена прилагательные? -- На все вопросы нащего урока ответили? Если при выполнении этого задания не возникло затруднений, то под текстом нарисуйте зеленый светофор, если были вопросы, то желтый. Если совсем ничего не понятно, то красный светофор. | В группах выбирают имена прилагательные и вклеивают их в текст: Хорош лес ранней весною. Тает зимний снег. Тонкие ветки берез надулись смолистыми почками. На лесных полянах появились первые проталины. - Второй текст, потому что он более образный, понятный, красочный, наглядный. Сделать его таким нам помогли прилагательные. (добавляют в кластере: уточняют и украшают речь) Рефлексия этапа урока: ответили на все вопросы нашего урока. Каждый рисует свой светофор под текстом. | П умение представлять информацию в виде схемы П умение на основе анализа объектов делать выводы К умение слушать и понимать других К умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами К умение оформлять свои мысли в устной форме Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу Р умение осуществлять самоконтроль и самооценку |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - что вы сегодня узнали об имени прилагательном? - Послушайте стихотворение: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука: Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить. - Рефлексия «Смайлик» - Нарисуйте смайлик на полях. Нарисуйте, какое у вас настроение в конце урока. У кого остались еще вопросы, и не все понятно, то нарисуйте вместо носика вопрос. Кому все понятно, нарисуйте вместо носика восклицательный знак. У кого нос вопросительным знаком? | Делают вывод, что прилагательное так назвали, потому что прилагается к имени существительному. Рефлексия по итогам урока. | Р умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Р умение принимать и сохранять учебную цель и задачу П умение ориентироваться в своей системе знаний П умение обобщать Р умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |