kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в ТРКМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. «Школа России»

     2 класс.

     Учитель: Турутина Н.А.

Тема: Роль имён прилагательных в русском языке.

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

    Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной     информации об имени прилагательном.

        Задачи:

    Формирование УУД:

·         познавательные

   - уметь различать имя прилагательное от других частей речи,

- находить  их в тексте,

- показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

·         регулятивные 

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   - учиться высказывать своё предположение, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

   - учить составлять алгоритм действий и  работать по нему;

·         личностные - формирование интереса к изучению русского языка; развитие творческих способностей, воображения, речи;

  • коммуникативные – развивать навыки сотрудничества при работе в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Оборудование: проектор, ПК, карточки для работы в парах; группах, презентация к уроку.

Примечания:

Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия.

Использованы следующие приемы ТРКМ: «Дерево предсказаний, «Фишбоун», синквейн.

 

  1. Орг.момент

Итак, друзья! Внимание!  Ведь прозвенел звонок.

                      Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

II.Вызов. 

- Сегодня нам предстоит сделать несколько интересных и значимых открытий….

1)Актуализация знаний

Работа в парах:

-Найдите лишнее слово в каждой строчке:

цветочек, цветной, цветик;

радуга, солнце, весёлый;

корень, окончание, прилагательное

    -Назовите лишние слова. Почему они лишние?

- Сформулируйте тему урока

На доске появляется тема урока:   Имя прилагательное в речи.

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

2) Прием « Дерево предсказаний».

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                                                                                                                                                              

II.    Осмысление.

- Продолжим наше исследование и постараемся как можно больше узнать о прилагательном и его роли в нашей речи.
1) Связь имени прилагательного с именем существительным.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (предположения детей). Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем.

а) На экране:   Песня, красное, в.сёлая, в.терок, звонкие, со.нце, руч.и. тёплый

- Что это? (слова).

– Какие задания можно придумать с этими словами? (дети предлагают)

-  Разделите их на 2 группы. Какие?

- Докажите, что это существительное.

-………………….прилагательное.

б) Создание проблемной ситуации:

 – Попробуем соединить слова в пары

песня            (какая?)    красное

ветерок        (какой?)   весёлая

солнце         (какое?)    звонкие

ручьи           (какие?)    тёплый

- Подберите к существительным  подходящие по смыслу прилагательные.

- Как это сделать? (по вопросам)

- Что мы получили? (словосочетания)

Вывод:- С какой частью речи связано  прилагательное? (сущ.)

- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса)

     Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (не может быть признака без предмета).
 

2)  Роль прилагательных в речи.  

-Мы будем использовать схему  «Фишбоун».

а)  Игра "Угадай-ка"

- Я буду называть признаки этого предмета по одному.

- Кто угадает с первого слова?

Нежный

Тонкий

Ранний

Душистый

Первый  (подснежник).

- Почему его так называют?

- Слова какой части речи  помогли догадаться? (прилагательные)

-Подытожим, какую роль могут играть  прилагательные?

На доску помещается карточка:

Красота описания

б) Работа в группах.  Прочитайте два текста. Сравните их.

I.Наступила весна. Тает снег. Журчат ручейки. Светит солнце. Возвращаются домой птицы.
    II. Наступила ранняя и очень тёплая весна. Тает последний, сосем потемневший и рыхлый, снег.            Журчат быстрые, говорливые ручейки. Красноватое солнце ласково светит.  Возвращаются домой голосистые, весёлые птицы.
 

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам точнее представить описываемый предмет?

-  Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (описывают предмет, делают текст точным и интересным)

На доску помещается карточка:

Точность описания

Творческое задание в группах: Составить загадку - описание цветка.

1 группа – одуванчик                       2 группа – колокольчик                           3 группа – ландыш

Поочерёдно группы озвучивают свои загадки, разгадывают другие.

Вывод:  Имена прилагательные делают речь более яркой, красочной. Они описывают предмет  всесторонне.

- Где растут эти цветы? (в городе, поле, лесу).

- Как мы назовём их?  (городские, полевые,  лесные)

- На что указывют слова - лесные, городские, полевые? (Место обитания - пространственный признак)

На доску помещается карточка:

Принадлежность

 к какой-либо группе

- Посмотрите на нашу схему и заполните  в таблице последнюю, самую важную часть  «Роль прилагательных».

                                              Роль прилагательных

                                                             в речи

                      Описание                            Нежный, яркий, душистый

                Принадлежность                               Лесные, полевые, городские

                 какой-либо группе

                  Уточнение                                 Последний, ранний, весенний

                                   Украшение, уточнение речи

III. Рефлексия

1) -Вернёмся к нашему «Дереву предсказаний».

-Все ли предсказания были верными?  В чём ваши представления  об имени прилагательном расширились?

2) Работа в парах:

-Составьте синквейн  «Имя прилагательное»

Проверка.  Чтение   и обсуждение работ.
IV. Итог урока.

- Смогли мы с вами ответить на вопрос урока?

-Что вызвало затруднение?

- Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?

-Над чем нужно еще поработать?

- Что вам понравилось на уроке?

- НА СЛЕД УРОКЕ….

V. Домашнее задание.

- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в ТРКМ»


Конспект урока русского языка, выполненного

в технологии критического мышления

Русский язык. «Школа России»

2 класс.

Учитель: Турутина Н.А.

Тема: Роль имён прилагательных в русском языке.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

 Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.

Задачи:

Формирование УУД:

  • познавательные

   - уметь различать имя прилагательное от других частей речи,

- находить  их в тексте,

- показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи

  • регулятивные 

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   - учиться высказывать своё предположение, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;

   - учить составлять алгоритм действий и  работать по нему;

  • личностные - формирование интереса к изучению русского языка; развитие творческих способностей, воображения, речи;

  • коммуникативные – развивать навыки сотрудничества при работе в группе, умение слышать и слушать одноклассников.

Оборудование: проектор, ПК, карточки для работы в парах; группах, презентация к уроку.

Примечания:

Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия.

Использованы следующие приемы ТРКМ: «Дерево предсказаний, «Фишбоун», синквейн.


  1. Орг.момент


Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.



  1. Вызов.

- Сегодня нам предстоит сделать несколько интересных и значимых открытий….


  1. Актуализация знаний

Работа в парах:

-Найдите лишнее слово в каждой строчке:

цветочек, цветной, цветик;

радуга, солнце, весёлый;

корень, окончание, прилагательное

-Назовите лишние слова. Почему они лишние?


- Сформулируйте тему урока

На доске появляется тема урока: Имя прилагательное в речи.


- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?


2) Прием « Дерево предсказаний».

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? 

II. Осмысление.

- Продолжим наше исследование и постараемся как можно больше узнать о прилагательном и его роли в нашей речи.
1) Связь имени прилагательного с именем существительным.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (предположения детей). Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем.

а) На экране: Песня, красное, в.сёлая, в.терок, звонкие, со.нце, руч.и. тёплый

- Что это? (слова).

– Какие задания можно придумать с этими словами? (дети предлагают)

- Разделите их на 2 группы. Какие?

- Докажите, что это существительное.

-…………………..прилагательное.


б) Создание проблемной ситуации:

– Попробуем соединить слова в пары

песня (какая?) красное

ветерок (какой?) весёлая

солнце (какое?) звонкие

ручьи (какие?) тёплый

- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.

- Как это сделать? (по вопросам)

- Что мы получили? (словосочетания)

Вывод:- С какой частью речи связано прилагательное? (сущ.)

- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса)

     Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (не может быть признака без предмета).

2) Роль прилагательных в речи.


-Мы будем использовать схему «Фишбоун».


а) Игра "Угадай-ка"

- Я буду называть признаки этого предмета по одному.

- Кто угадает с первого слова?

Нежный

Тонкий

Ранний

Душистый

Первый (подснежник).

- Почему его так называют?


- Слова какой части речи помогли догадаться? (прилагательные)

-Подытожим, какую роль могут играть прилагательные?


На доску помещается карточка:

Красота описания


б) Работа в группах. Прочитайте два текста. Сравните их.


  1. Наступила весна. Тает снег. Журчат ручейки. Светит солнце. Возвращаются домой птицы.
        

  2. Наступила ранняя и очень тёплая весна. Тает последний, сосем потемневший и рыхлый, снег. Журчат быстрые, говорливые ручейки. Красноватое солнце ласково светит. Возвращаются домой голосистые, весёлые птицы.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам точнее представить описываемый предмет?

- Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (описывают предмет, делают текст точным и интересным)

На доску помещается карточка:

Точность описания

Творческое задание в группах: Составить загадку - описание цветка.

1 группа – одуванчик 2 группа – колокольчик 3 группа – ландыш

Поочерёдно группы озвучивают свои загадки, разгадывают другие.

Вывод:  Имена прилагательные делают речь более яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

- Где растут эти цветы? (в городе, поле, лесу).

- Как мы назовём их? (городские, полевые, лесные)

- На что указывют слова - лесные, городские, полевые? (Место обитания - пространственный признак)

На доску помещается карточка:


Принадлежность

к какой-либо группе

- Посмотрите на нашу схему и заполните в таблице последнюю, самую важную часть «Роль прилагательных».

Роль прилагательных

в речи




Описание Нежный, яркий, душистый


Принадлежность Лесные, полевые, городские

какой-либо группе


Уточнение Последний, ранний, весенний

Украшение, уточнение речи












III. Рефлексия

1) -Вернёмся к нашему «Дереву предсказаний».

-Все ли предсказания были верными? В чём ваши представления об имени прилагательном расширились?

2) Работа в парах:

-Составьте синквейн «Имя прилагательное»


Проверка. Чтение и обсуждение работ.

IV. Итог урока.

- Смогли мы с вами ответить на вопрос урока?

-Что вызвало затруднение?

- Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?

-Над чем нужно еще поработать?

- Что вам понравилось на уроке?

- НА СЛЕД УРОКЕ….


V. Домашнее задание.

- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в ТРКМ

Автор: Турутина Наталья Александровна

Дата: 08.04.2017

Номер свидетельства: 407685

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока русского языка "Виды словосочетаний" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_vidy_slovosochietanii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "416944"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495192863"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока  "Приставка как часть слова" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-pristavka-kak-chast-slova"
    ["file_id"] => string(6) "119348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413388903"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока по русскому языку на тему " Глагол как часть речи" в ТРКМ "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-glaghol-kak-chast-riechi-v-trkm"
    ["file_id"] => string(6) "242403"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445450531"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка по теме "Имя числительное. Общее представление о понятии" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-obshchieie-priedstavlieniie-o-poniatii"
    ["file_id"] => string(6) "106843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403095984"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства