Русский язык. «Школа России»
2 класс.
Учитель: Турутина Н.А.
Тема: Роль имён прилагательных в русском языке.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Общедидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об имени прилагательном.
Задачи:
Формирование УУД:
· познавательные
- уметь различать имя прилагательное от других частей речи,
- находить их в тексте,
- показать какую роль играют имена прилагательные в нашей речи
· регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
- учить составлять алгоритм действий и работать по нему;
· личностные - формирование интереса к изучению русского языка; развитие творческих способностей, воображения, речи;
- коммуникативные – развивать навыки сотрудничества при работе в группе, умение слышать и слушать одноклассников.
Оборудование: проектор, ПК, карточки для работы в парах; группах, презентация к уроку.
Примечания:
Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия.
Использованы следующие приемы ТРКМ: «Дерево предсказаний, «Фишбоун», синквейн.
- Орг.момент
Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
II.Вызов.
- Сегодня нам предстоит сделать несколько интересных и значимых открытий….
1)Актуализация знаний
Работа в парах:
-Найдите лишнее слово в каждой строчке:
цветочек, цветной, цветик;
радуга, солнце, весёлый;
корень, окончание, прилагательное
-Назовите лишние слова. Почему они лишние?
- Сформулируйте тему урока
На доске появляется тема урока: Имя прилагательное в речи.
- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
2) Прием « Дерево предсказаний».
Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?
II. Осмысление.
- Продолжим наше исследование и постараемся как можно больше узнать о прилагательном и его роли в нашей речи.
1) Связь имени прилагательного с именем существительным.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, почему имя прилагательное назвали именем прилагательным? (предположения детей). Правильно, ребята, потому что эту часть речи всё время прилагают, а вот к чему, к какой части речи? Давайте подумаем.
а) На экране: Песня, красное, в.сёлая, в.терок, звонкие, со.нце, руч.и. тёплый
- Что это? (слова).
– Какие задания можно придумать с этими словами? (дети предлагают)
- Разделите их на 2 группы. Какие?
- Докажите, что это существительное.
-………………….прилагательное.
б) Создание проблемной ситуации:
– Попробуем соединить слова в пары
песня (какая?) красное
ветерок (какой?) весёлая
солнце (какое?) звонкие
ручьи (какие?) тёплый
- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
- Как это сделать? (по вопросам)
- Что мы получили? (словосочетания)
Вывод:- С какой частью речи связано прилагательное? (сущ.)
- Как устанавливается связь? (с помощью вопроса)
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (не может быть признака без предмета).
2) Роль прилагательных в речи.
-Мы будем использовать схему «Фишбоун».
а) Игра "Угадай-ка"
- Я буду называть признаки этого предмета по одному.
- Кто угадает с первого слова?
Нежный
Тонкий
Ранний
Душистый
Первый (подснежник).
- Почему его так называют?
- Слова какой части речи помогли догадаться? (прилагательные)
-Подытожим, какую роль могут играть прилагательные?
На доску помещается карточка:
Красота описания
б) Работа в группах. Прочитайте два текста. Сравните их.
I.Наступила весна. Тает снег. Журчат ручейки. Светит солнце. Возвращаются домой птицы.
II. Наступила ранняя и очень тёплая весна. Тает последний, сосем потемневший и рыхлый, снег. Журчат быстрые, говорливые ручейки. Красноватое солнце ласково светит. Возвращаются домой голосистые, весёлые птицы.
- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?
- Что помогло нам точнее представить описываемый предмет?
- Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (описывают предмет, делают текст точным и интересным)
На доску помещается карточка:
Точность описания
Творческое задание в группах: Составить загадку - описание цветка.
1 группа – одуванчик 2 группа – колокольчик 3 группа – ландыш
Поочерёдно группы озвучивают свои загадки, разгадывают другие.
Вывод: Имена прилагательные делают речь более яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.
- Где растут эти цветы? (в городе, поле, лесу).
- Как мы назовём их? (городские, полевые, лесные)
- На что указывют слова - лесные, городские, полевые? (Место обитания - пространственный признак)
На доску помещается карточка:
Принадлежность
к какой-либо группе
- Посмотрите на нашу схему и заполните в таблице последнюю, самую важную часть «Роль прилагательных».
Роль прилагательных
в речи
Описание Нежный, яркий, душистый
Принадлежность Лесные, полевые, городские
какой-либо группе
Уточнение Последний, ранний, весенний
Украшение, уточнение речи
III. Рефлексия
1) -Вернёмся к нашему «Дереву предсказаний».
-Все ли предсказания были верными? В чём ваши представления об имени прилагательном расширились?
2) Работа в парах:
-Составьте синквейн «Имя прилагательное»
Проверка. Чтение и обсуждение работ.
IV. Итог урока.
- Смогли мы с вами ответить на вопрос урока?
-Что вызвало затруднение?
- Какие вопросы вы бы задали по этому поводу?
-Над чем нужно еще поработать?
- Что вам понравилось на уроке?
- НА СЛЕД УРОКЕ….
V. Домашнее задание.
- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.