kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения"»

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в предложении, распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Какие знаки вы поставили в конце предложений?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

- Составьте и запишите небольшой рассказ, используя данные слова. Озаглавьте

текст.

Кошка, шерсть, глазки, лапки, усы, коготки, повадки, молоко, котята.

- Разделите текст на предложения и запишите его.

Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса

сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.

По И. Тургеневу



2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.)

Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата,

наряд, роща.

- Обозначьте орфограммы в словах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы и

проверочные слова.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения.

Птицы улетели.

Перелётные птицы улетели в тёплые края.

- Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы

улетели. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором

предложении есть и другие члены предложения.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о членах предложения

- Прочитайте предложения.

День угасал. Короткий осенний день угасал.

Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха.

Ковёр шуршал. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.

- Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются? (Подлежащие и

сказуемые в этих предложениях одинаковые. Но предложения слева состоят

только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова,

которые поясняют подлежащее и сказуемое.)



— Какие предложения вам больше понравились? Почему?

— Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)

— Какой член предложения поясняют слова короткий, осенний! (Подлежащее.)

— Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День

(какой?) короткий осенний.)

Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.

— Назовите главные члены во второй паре предложений. (Лебеди опустились.)

— Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для

отдыха.)

— Какой член предложения поясняют слова на берег и для отдыха! (Сказуемое.)

— Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для отдыха. (Опустились

(куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)

— А какой член предложения поясняет слово реки! (Второстепенный член

предложения.)

— Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?)реки) Второстепенные члены

предложения могут пояснять не только главные члены предложения, но и

второстепенные.

(Аналогичная работа проводится по третьей паре предложений.)

2. Работа по учебнику

Упр. 31(с. 26).

— Прочитайте. Разделите текст на предложения.

— Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)

— Докажите. Назовите главные члены этих предложений.

— Спишите текст, разделив на предложения.

— Какие знаки вы поставили в конце предложений?

Упр. 38 (с. 26).

— Рассмотрите таблицу на с. 27.

— На какие две большие группы делятся все члены предложения? (Главные и

второстепенные.)

— Что обозначает подлежащее?

— На какие вопросы отвечает подлежащее?

— Что обозначает сказуемое?

— На какие вопросы отвечает сказуемое?

— Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения?

(Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь.)

— Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют

подлежащее и сказуемое.)

— На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 27).

— Прочитайте предложения. Сравните их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте распространенное предложение.

— Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее.

(Быстрокрылые.)

— Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)



— Назовите второстепенные члены предложения, поясняющие сказуемое. (Давно,

на юг.)

— Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда ?) давно, улетели (куда?) на юг.)

— Как называются предложения, которые состоят только из главных членов?

(Нераспространённые.)

— Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных

членов? (Распространённые.)

Упр. 40 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все предложения объединены

общей темой.)

— Назовите тему текста. (Осень.)

— Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.

— Назовите главные и второстепенные члены во втором предложении.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте.

Гремят... молодые.

Вот... брызнул,

...летит.

Повисли... дождевые

И... нити золотит.



Ф. Тютчев



— Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.)

— Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чём говорится

в предложении.)

— Прочитайте следующую запись.

С горы ... поток проворный,

В лесу... птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё... весело громам.



Ф. Тютчев



— Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.)

— Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что говорится о подлежащем.)

— Какие бывают члены предложения?

— Какие члены предложения называются главными?

— Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?

— Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?

— Чем отличаются распространённые предложения от нераспространённых?

— Приведите примеры распространённых предложений.

— Приведите примеры нераспространённых предложений.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 41 (с. 28).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Автор: Якубова Любовь Юрьевна

Дата: 20.08.2022

Номер свидетельства: 611905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока русского языка для 4 класса, "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-dlia-4-klassa-1"
    ["file_id"] => string(6) "141632"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418145138"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока русского языка по теме: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-obstoiatiel-stvo"
    ["file_id"] => string(6) "216231"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432907332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока   русского языка в 8 классе по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение» "
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-8-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-dopolnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415131609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431353907"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока русского языка в 5 классепо теме "Второстепенные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassiepo-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134520"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства