Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Единственное и множественное число имён существительных" 2 класс.
Урок изучения нового материала включает разнообразные виды работ по определению грамматических признаков имён существительных и изменению имён существительных по числам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Узнать, что имена существительные изменяются по числам.
3.Формировать умение классифицировать имена существительные по их признакам.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
Планируемые результаты:
Предметные: определять грамматический признак имен существительных – число; изменять имена существительные по числам.
Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу;
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход урока
Доброе утро, ребята. Урок русского языка. Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Какое сегодня число? Что это за день? (первый день весны). Давайте посмотрим небольшой отрывок видео о весне. Какие признаки весны вы увидите? (дети называют признаки)
А теперь давайте подытожим:
-Тает снег и появляются первые проталины (какртинка),
-С крыш капает звонкая капель (картинка),
-На дорожках появляются лужи (картинка),
-Прилетел из дальних стран скворец (картинка),
-Грач вьёт на дереве гнездо (картинка).
А теперь давайте запишем то, что мы увидели словами с комментированием.
-Что общего во всех этих словах?
-К какой части речи они относятся? Докажите. Посмотрите в нашу табличку. Она вам поможет ответить на этот вопрос.
-Подумайте, на какие две группы можно поделить эти существительные? (с опорой на табличку) (одушевлённые и неодушевлённые сущ.)
-Можно ли разделить на собственные и нарицательные? (нет).
-А ещё есть какой-нибудь способ деления на группы? (Один-много)
-Давайте распределим слова по этому признаку.( я вывешиваю слова на доске)
- Со словами один- много мы сталкивались на уроках математики, когда говорили о числах. А теперь понятие «число» встретилось нам на уроке русского языка. Знаем ли мы, как называются имена существительные, которые обозначают один предмет или много предметов?
-Давайте поставим цель сегодняшнего урока. (Узнать, как называются имена существителтные, обозначающие один предмет и много предметов и научиться их различать).(слайд)
Наблюдение над существительными в единственном и множественном числе.
-Перед вами картина известного русского художника пейзажиста А.К. Соврасова «Грачи прилетели».
-Какое время года изображено на картине? Обратите внимание на грача, который бродит в нижней части картины. Чем он занят? (Подобрал веточку, чтоб построить гнездо.)
-Какие имена существительные мы сейчас назвали? На доске – грач, ветка, гнездо.
-А теперь рассматрите верхнюю часть картины. Кого вы там видите? Целая стая грачей строят гнёзда из веточек. На доске – граи, ветки, гнёзда.
- Сколько предметов обозначают слова в первом столбике? (один) Эти существительные употреблены в единственном числе. (ед.ч.) (обозначают число предметов 1), а во втором столбике слова, обозначающие несколько или много предметов. (мн. ч.) Эти существительные употреблены во множественном числе. Это наши с вами наблюдения. Давайте проверим верны ли они. Прочитаем правило на с 61.Это новое сведение о существительном? Давайте приклеим новые понятия в нашу табличку.
-А какие пары можно образовать, используя слова из этих двух столбиков? (грач-грачи, ветка-ветки, гнездо-гнёзда.) Обратите внимание, что изменилось? (форма слова или окончание)
Вывод: Имена существительные изменяются по числам. При этом изменяется форма слова или окончание.
-Давайте познакомимся с правилом в учебнике. с 62.
-Это новое сведение о существительном? Давайте приклеим новые понятия в нашу табличку.
Упражнение в изменении имён существительных по числам.
-Отгадайте загадки о весне. Напишите отгадки, изменяя число:
Вместе с этой черной птицей К нам весна в окно стучится. Огороду, полю — врач, Кто по пашне скачет? (Грач -грачи)
Тает снег, бежит водою, Дети, шумною гурьбою, По теченью той «реки» Запускают корабли. (Ручей – ручьи)
Зимой лежал, Весной побежал. (Снег- снега)
Он растет красивый, нежный, Голубой иль белоснежный. Даже раньше расцветает, Чем на речке лед растает. Распустился точно в срок Первый мартовский цветок. (Подснежник – подснежники)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка - ласточки)
- Посмотрите на слова- отгадки. Что изменилось в словах? (окончание, конец слова)
-Если в словах меняется окончание, то изменяется форма слова или если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.
Работа в парах.
-Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Можно советоваться друг с другом, помогать друг другу.
-В словах спрятаны ещё слова. Найдите их и запишите. В первый столбик запишите имена существительные в единственном числе, а во второй столбик имена существительные во множественном числе.
коса
уточка
щель
столб
улица
ед.чмн.ч
оса осы
точка точки
ель ели
стол столы
щель щели
Работа в группах
-Сейчас мы будем работать в группах. Вспомните правило работы в группе
Ваша задача вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу и определить число этих имён существительных. Распределите роли.
1. Пришла шумная весна. Звонко поют птички. С сучка на сучок скачет рыжая белочка. Журчат ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома берёзовой веточки капает прозрачный сок.
2. Наступила весна. Тает снег. Шумит быстрый ручей. С крыш звонко капает капель. Лопнули душистые клейкие почки на деревьях. Школьники смастерили скворечники для птиц.
3. Стоят теплые дни. Недавно прошёл первый дождь. Поля освободились от снега. Река вышла из берегов. Вот по воде плывёт уж. Птицы начали вить гнёзда.
4. Наступает весна. Тает снег. Шумно бурлит река. Плывут льдины. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде.
5. Настали чудные деньки. Пригрело ласковое солнце. В лесу журчат весёлые ручейки. У крыльца пушистая травка. В лесу зацвёл багульник. Школьники идут гулять в рощу.
6. Весна идёт. На берёзах появились клейкие листики. На лугу гудят пчёлы. Над цветком танцует пёстрый мотылёк. На берёзах поют соловьи. В лесу поёт кукушка.
Ну, а теперь каждая группа представляет свою работу, а остальные проверяют правильно ли выполнено задание.
Игра «Верно или неверно»
Проверяет самостоятельную работу.
-Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Верно или неверно».
На листочках вы должны поставить +, если высказывание верно, и -, если высказывание неверно.
Я буду произносить какое – либо высказывание, если вы с ним согласны, то хлопаете в
ладоши, если нет, топаете.
Итак, начинаем:
1) Имена существительные изменяются по числам. +
2) В единственном числе имена существительные обозначают несколько предметов. -
3) При изменении существительного по числам меняется его форма. +
4) Существительное «медведь» употреблено в единственном числе. +
5) Существительное «цветок» употреблено во множественном числе. -
6) Во множественном числе имена существительные обозначают несколько предметов. +
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Без ошибок---5
1-2 ошибки---4
3 ошибки---3
4 и более ошибок---2
Итак, вспомните, какУЮ цельмы поставили в начале урока?
Узнать, как называются слова, обозначающие один предмет и много предметов и научиться их различать.
-Узнали мы это? Научились их различать?Как
-А какое еще важное сведение мы узнали об имени существительном?
Имена существительные изменяются по числам. Что при этом у слова изменяется?