kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока познакомить обучающихся с понятием «спряжение», сформировать умение спрягать глаголы, распознавать лицо и число глаголов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов».»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:

«Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Спряжение глаголов».


На партах у каждого ребенка лежат георгиевская лента, рабочие листы, схемы, цветные карточки, три гвоздики: красная, голубая, белая.


1.Орг. момент.

Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я проведу сегодня у вас урок русского языка.

- А чтобы урок получился интересным, полезным, какими мы будем с вами? (активными, смелыми, внимательными, ……)

2.Актуализация знаний.

Слайд 2. (георгиевская лента)

- Ребята, вам знаком этот предмет? (да, это Георгиевская ленточка)

- Верно! С каким событием ассоциируется Георгиевская ленточка (с войной, с победой)

– В этом году мы будем отмечать 80-летие Великой Победы.

- В знак памяти о тех далёких событиях, уважаемые гости, дорогие ребята, предлагаю прикрепить георгиевские ленточки на правую сторону груди.

А гвоздики, которые лежат у вас на столе, символизируют память о Великой Отечественной войне.

- А знаете ли вы, когда впервые началась акция «Георгиевская ленточка»? (нет)

- Я предлагаю узнать об этом.


СЛАЙД 3.

Задание № 1

- Обратимся к рабочим листам, найдите задание № 1. Прочитайте вслух предложения.

- Всё ли вам понятно? (нет) Чего не хватает в предложениях? (слов).

- Верно. Используя слова для справок, впишите их в предложения.

Слова для справок: горжусь, вручают, прошла, помню, носят, придумали.

В апреле 2005 года в России впервые ……………. общественная акция "Георгиевская ленточка". Её ……………….. журналисты российского информационного агентства «Новости». Ленточку ………………… всем желающим бесплатно. Ее ………………. в знак памяти и уважения к подвигу советского народа-победителя. Девиз акции: «Я помню, я горжусь!»


- Проверим, что у вас получилось

СЛАЙД 4.

(самопроверка по образцу, самооценка)

Поднимите красную гвоздику, если задание выполнено без ошибок, синюю- одна ошибка, белую - более одной ошибки.

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!

- Я предлагаю девиз акции «Я помню! Я горжусь!» сделать девизом нашего урока - К какой части речи относятся слова, вставленные в текст? (к глаголам)

-Что такое глагол как часть речи? Дайте определение глагола. (ответы)

У вас на партах и на доске схема и цветные карточки с грамматическими признаками. Работая в паре, выберите из них те карточки, где указаны признаки глагола, вклейте их в схему (показ схемы на листе). ---- Кто желает выполнить это задание у доски?











- Задание выполнено, посмотрим, что получилось. Какие признаки глагола вы выбрали?

- Ребята, вы согласны с таким вариантом?

- Молодцы, вы справились с заданием, присаживайтесь.

- Посмотрите, у нас осталась пустая ячейка в схеме.

- Что можно предположить? (что мы чего-то не знаем, что-то ещё можно добавить, наверное, есть ещё признак у глаголов?)

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (узнать, какой ещё признак есть у глаголов, как он называется, учиться его определять)

3. Изучение нового материала

- Вспомним девиз нашего урока. (Я помню! Я горжусь!)

- Назовите глагол из первого предложения девиза (помню).

- Определите время этого глагола (настоящее время).


СЛАЙД 5.

В рабочем листе найдите задание № 2. Измените глагол « помню» с помощью местоимений и запишите в таблицу. Выделите окончания.

- Давайте проверим, что получилось. Кто готов отвечать? Молодец!



Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я – помню

МЫ – помним

2 лицо

ТЫ – помнишь

ВЫ – помните

3 лицо

ОН – помнит

ОНИ – помнят


Оцените себя. Поднимите гвоздикирасная - задание выполнено без ошибок, синяя- одна ошибка, белая- более одной ошибки).

Какая часть глагола изменилась? (окончания). (показать на слайде)


Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я – помню

МЫ – помним

2 лицо

ТЫ – помнишь

ВЫ – помните

3 лицо

ОН – помнит

ОНИ – помнят



- Окончания глагола изменились с помощью местоимений?

- А как изменялись местоимения в таблице? (по лицам и числам)

- Что произошло с глаголом при изменении местоимений (он тоже изменился по лицам и числам)

- Ребята, такое изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕ, это новый грамматический признак глагола.

Запишем его в нашу схему. Это и есть тема нашего урока - СПРЯЖЕНИЕ!

- Обратимся к истории возникновения термина


СЛАЙД 6. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля читаем:

СПРЯЖЕНИЕ- значит СПРЯГАТЬ, сопрягать, соединять, связывать узами.

Раньше лошадь привязывали, запрягали в повозку.


СЛАЙД 7. -Вернемся к таблице в рабочих листах. Это задание 2.



Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я – помню

МЫ – помним

2 лицо

ТЫ – помнишь

ВЫ – помните

3 лицо

ОН – помнит

ОНИ – помнят


С какой частью речи мы соединили, связали глагол ? ( с местоимениями)

Местоимения помогли нам изменить глагол по лицам и числам.

Проспрягать глагол- значит изменить его по лицам и числам.

КАРТОЧКА (на доску в схему)

Вы отлично справились с заданием. А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте возле своих мест, Повторяем слова и движения по музыку.

(СЛАЙД 8)

Физминутка (под музыку)

Встречаем мы Победу! (Шагают на месте.)

Салют! Салют! Салют!  (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)

Кругом цветы весенние (Руки на пояс, повороты туловища)

Цветут, цветут, цветут! (Руки над головой, махи в стороны.)

Пусть мирно страны разные (круговое движение руками, изображая земной шар.)

Живут, живут, живут! (хлопки над головой)

Встречаем мы Победу! (Шагают на месте.)

Салют! Салют! Салют!  (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)


- Отдохнули, продолжаем урок.

- Напомните ТЕМУ нашего урока (Спряжение)

- Предлагаю вам стать исследователями и выполнить задание № 3 в рабочих листах.

СЛАЙД 9.

- Для проведения исследования каждому ряду предлагается одно предложение. Найдите в предложении глагол. Измените его по лицам и числам.

Запишите в таблицу и выделите окончания. Обратите внимание, время глагола не меняем.

1 - ряд: Мы знаем героев войны!

2 – ряд: Мы мир навеки сохраним!

3 – ряд: Они защищали Родину!


СЛАЙД 10.

1 ряд

- Проверим, что у вас получилось. Прочитайте, чётко проговаривая окончания.

-Что изменилось у глаголов?

-Глагол какого времени вы спрягали?

(анимац. глагол, анимац. окончания, анимац. время)



Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я – знаю

МЫ – знаем

2 лицо

ТЫ – знаешь

ВЫ – знаете

3 лицо

ОН – знает

ОНИ – знают


МИКРОВЫВОД: у глаголов настоящего времени при спряжении окончания изменяются.

СЛАЙД 11.

2 ряд

- Прочитайте, чётко проговаривая окончания.

- Что изменилось?

- Глагол какого времени вы спрягали?


Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я – сохраню

МЫ – сохраним

2 лицо

ТЫ – сохранишь

ВЫ – сохраните

3 лицо

ОН – сохранит

ОНИ – сохранят



МИКРОВЫВОД: у глаголов будущего времени при спряжении окончания изменяются.

СЛАЙД 11.

3 ряд

Прочитайте, чётко проговаривая окончания.

- Что-то изменилось у глаголов в единственном числе?

- Посмотрим на глаголы множественного числа, изменилось что-то?

-Глагол какого времени вы спрягали?


Единственное число

Множественное число

1 лицо

Я – защищал

МЫ – защищали

2 лицо

ТЫ – защищал

ВЫ – защищали

3 лицо

ОН – защищал

ОНИ – защищали


МИКРОВЫВОД: глаголы в прошедшем времени НЕ изменяются по лицам, значит не спрягаются.

СЛАЙД 13.

Внимание на экран!

- Перед вами правило о спряжении глаголов, в котором пропущены ключевые слова.

Ребята, на основании наших ответов подумайте, какие слова пропущены? (ответ)

СЛАЙД 14.

5. Первичное закрепление

-Молодцы! Я предлагаю применить данное правило, выполнить задание № 4 в рабочих листах.

Прочитайте вслух текст. (один ребёнок читает)

Давно прошла война. Но героический подвиг народа живёт в наших сердцах. Мы сохраним в памяти имена тех, кто на фронте и в тылу приближал Победу.

- Найдите глаголы, распределите их по двум столбцам.

- Какой признак нам поможет определить, спрягается глагол или нет? (время глагола, можно напомнить или спросить).

Кто желает выполнить задание у доски?

- Проверяем, что у нас получилось? Спрягаются глаголы какого времени? А не спрягаются?

(ответ у доски) (самооценка по этапам)


6. Подведение итогов урока.

Вот какая интересная часть речи в русском языке живёт?

-Ребята, что мы хотели узнать о глаголе в начале урока? (возврат к схеме на доске)

(узнать, какой ещё признак есть у глаголов, как он называется, научиться определять этот признак)

- Достигли мы своей цели? (да, новый признак называется СПРЯЖЕНИЕ)

- Что такое СПРЯЖЕНИЕ? (изменение глаголов будущего и настоящего времени по лицам и числам)


7. Домашнее задание.


- Ребята, важно ли уметь правильно спрягать глагол? (да, важно) Это умение вам пригодится при выполнении домашнего задания.

СЛАЙД 15.

Я предлагаю вам написать письмо будущим четвероклассникам в 2045 год, в год празднования 100-летия Великой Победы. В письме вы расскажете, почему так важно сохранять память о Великой Отечественной войне. Пусть глаголы вам в этом помогут.

СЛАЙД 16.

Зажигали глаголом сердца.

Наши предки отважно и смело

Поднимались и шли до конца

За свободу, за правое дело.


- Ребята, предлагаю, встать и произнести девиз нашего урока: «Я помню! Я горжусь!»

Присаживайтесь. Вы молодцы! И я горжусь вами сегодня!

8. Рефлексия


СЛАЙД 17.

-Оцените свою работу на уроке с помощью цветка гвоздики.

-Если вы поняли, что такое спряжение глаголов, поднимите красную гвоздику.

-Если вам необходимо поупражняться в умении спрягать глаголы, поднимите синюю гвоздику.

-Если вы затрудняетесь в спряжении глаголов, то поднимите белую гвоздику.

Спасибо.

- Сегодня все работали хорошо, активно и очень мне помогли.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

- Предлагаю собрать из гвоздик букет для ветеранов. Уходя из класса, положите все свои цветы в корзинуу.

- Спасибо за урок, до свидания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сильвестрова Татьяна Николаевна

Дата: 17.07.2025

Номер свидетельства: 672755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока русского языка по теме "I и II спряжения глаголов настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-i-i-ii-spriazhieniia-ghlagholov-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "243824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445811642"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока русского языка на тему "Повторение глагола""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokarusskoghoiazykanatiemupovtorieniieghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "282959"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744293"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока по русскому языку "Глагол. Времена глагола". "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-glaghol-vriemiena-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "158708"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421775078"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "119922"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413554923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства