Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов».»
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме:
«Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Спряжение глаголов».
На партах у каждого ребенка лежат георгиевская лента, рабочие листы, схемы, цветные карточки, три гвоздики: красная, голубая, белая.
1.Орг. момент.
Слайд 1. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я проведу сегодня у вас урок русского языка.
- А чтобы урок получился интересным, полезным, какими мы будем с вами? (активными, смелыми, внимательными, ……)
2.Актуализация знаний.
Слайд 2. (георгиевская лента)
- Ребята, вам знаком этот предмет? (да, это Георгиевская ленточка)
- Верно! С каким событием ассоциируется Георгиевская ленточка (с войной, с победой)
– В этом году мы будем отмечать 80-летие Великой Победы.
- В знак памяти о тех далёких событиях, уважаемые гости, дорогие ребята, предлагаю прикрепить георгиевские ленточки на правую сторону груди.
А гвоздики, которые лежат у вас на столе, символизируют память о Великой Отечественной войне.
- А знаете ли вы, когда впервые началась акция «Георгиевская ленточка»? (нет)
- Всё ли вам понятно? (нет) Чего не хватает в предложениях? (слов).
- Верно. Используя слова для справок, впишите их в предложения.
Слова для справок: горжусь, вручают, прошла, помню, носят, придумали.
В апреле 2005 года в России впервые ……………. общественная акция "Георгиевская ленточка". Её ……………….. журналисты российского информационного агентства «Новости». Ленточку ………………… всем желающим бесплатно. Ее ………………. в знак памяти и уважения к подвигу советского народа-победителя. Девиз акции: «Я помню, я горжусь!»
- Проверим, что у вас получилось
СЛАЙД 4.
(самопроверка по образцу, самооценка)
Поднимите красную гвоздику, если задание выполнено без ошибок, синюю- одна ошибка, белую - более одной ошибки.
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием!
- Я предлагаю девиз акции «Я помню! Я горжусь!»сделатьдевизом нашего урока - К какой части речи относятся слова, вставленные в текст? (к глаголам)
-Что такое глагол как часть речи? Дайте определение глагола. (ответы)
У вас на партах и на доске схема и цветные карточки с грамматическими признаками. Работая в паре, выберите из них те карточки, где указаны признаки глагола, вклейте их в схему (показ схемы на листе). ---- Кто желает выполнить это задание у доски?
- Задание выполнено, посмотрим, что получилось. Какие признаки глагола вы выбрали?
- Ребята, вы согласны с таким вариантом?
- Молодцы, вы справились с заданием, присаживайтесь.
- Посмотрите, у нас осталась пустая ячейка в схеме.
- Что можно предположить? (что мы чего-то не знаем, что-то ещё можно добавить, наверное, есть ещё признак у глаголов?)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (узнать, какой ещё признак есть у глаголов, как он называется, учиться его определять)
3. Изучение нового материала
- Вспомним девиз нашего урока. (Я помню! Я горжусь!)
- Назовите глагол из первого предложения девиза (помню).
- Определите время этого глагола (настоящее время).
СЛАЙД 5.
В рабочем листе найдите задание № 2. Измените глагол « помню» с помощью местоимений и запишите в таблицу. Выделите окончания.
- Давайте проверим, что получилось. Кто готов отвечать? Молодец!
Единственное число
Множественное число
1 лицо
Я – помню
МЫ – помним
2 лицо
ТЫ – помнишь
ВЫ – помните
3 лицо
ОН – помнит
ОНИ – помнят
Оцените себя. Поднимите гвоздики (красная - задание выполнено без ошибок, синяя- одна ошибка, белая- более одной ошибки).
Какая часть глагола изменилась? (окончания). (показать на слайде)
Единственное число
Множественное число
1 лицо
Я – помню
МЫ – помним
2 лицо
ТЫ – помнишь
ВЫ – помните
3 лицо
ОН – помнит
ОНИ – помнят
- Окончания глагола изменились с помощью местоимений?
- А как изменялись местоимения в таблице? (по лицам и числам)
- Что произошло с глаголом при изменении местоимений (он тоже изменился по лицам и числам)
- Ребята, такое изменение глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕ, это новый грамматический признак глагола.
Запишем его в нашу схему. Это и есть тема нашего урока - СПРЯЖЕНИЕ!
- Обратимся к истории возникновения термина
СЛАЙД 6. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля читаем:
МИКРОВЫВОД: у глаголов настоящего времени при спряжении окончания изменяются.
СЛАЙД 11.
2 ряд
- Прочитайте, чётко проговаривая окончания.
- Что изменилось?
- Глагол какого времени вы спрягали?
Единственное число
Множественное число
1 лицо
Я – сохраню
МЫ – сохраним
2 лицо
ТЫ – сохранишь
ВЫ – сохраните
3 лицо
ОН – сохранит
ОНИ – сохранят
МИКРОВЫВОД: у глаголов будущего времени при спряжении окончания изменяются.
СЛАЙД 11.
3 ряд
Прочитайте, чётко проговаривая окончания.
- Что-то изменилось у глаголов в единственном числе?
- Посмотрим на глаголы множественного числа, изменилось что-то?
-Глагол какого времени вы спрягали?
Единственное число
Множественное число
1 лицо
Я – защищал
МЫ – защищали
2 лицо
ТЫ – защищал
ВЫ – защищали
3 лицо
ОН – защищал
ОНИ – защищали
МИКРОВЫВОД: глаголы в прошедшем времени НЕ изменяются по лицам, значит не спрягаются.
СЛАЙД 13.
Внимание на экран!
- Перед вами правило о спряжении глаголов, в котором пропущены ключевые слова.
Ребята, на основании наших ответов подумайте, какие слова пропущены? (ответ)
СЛАЙД 14.
5. Первичное закрепление
-Молодцы! Я предлагаю применить данное правило, выполнить задание № 4 в рабочих листах.
Прочитайте вслух текст. (один ребёнок читает)
Давно прошла война. Но героический подвиг народа живёт в наших сердцах. Мы сохраним в памяти имена тех, кто на фронте и в тылу приближал Победу.
- Найдите глаголы, распределите их по двум столбцам.
- Какой признак нам поможет определить, спрягается глагол или нет? (время глагола, можно напомнить или спросить).
Кто желает выполнить задание у доски?
- Проверяем, что у нас получилось? Спрягаются глаголы какого времени? А не спрягаются?
(ответ у доски) (самооценка по этапам)
6. Подведение итогов урока.
Вот какая интересная часть речи в русском языке живёт?
-Ребята, что мы хотели узнать о глаголе в начале урока? (возврат к схеме на доске)
(узнать, какой ещё признак есть у глаголов, как он называется, научиться определять этот признак)
- Достигли мы своей цели? (да, новый признак называется СПРЯЖЕНИЕ)
- Что такое СПРЯЖЕНИЕ? (изменение глаголов будущего и настоящего времени по лицам и числам)
7. Домашнее задание.
- Ребята, важно ли уметь правильно спрягать глагол? (да, важно) Это умение вам пригодится при выполнении домашнего задания.
СЛАЙД 15.
Я предлагаю вам написать письмо будущим четвероклассникам в 2045 год, в год празднования 100-летия Великой Победы. В письме вы расскажете, почему так важно сохранять память о Великой Отечественной войне. Пусть глаголы вам в этом помогут.
СЛАЙД 16.
Зажигали глаголом сердца.
Наши предки отважно и смело
Поднимались и шли до конца
За свободу, за правое дело.
- Ребята, предлагаю, встать и произнести девиз нашего урока: «Я помню! Я горжусь!»
Присаживайтесь. Вы молодцы! И я горжусь вами сегодня!
8. Рефлексия
СЛАЙД 17.
-Оцените свою работу на уроке с помощью цветка гвоздики.
-Если вы поняли, что такое спряжение глаголов, поднимите красную гвоздику.
-Если вам необходимо поупражняться в умении спрягать глаголы, поднимите синюю гвоздику.
-Если вы затрудняетесь в спряжении глаголов, то поднимите белую гвоздику.
Спасибо.
- Сегодня все работали хорошо, активно и очень мне помогли.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Предлагаю собрать из гвоздик букет для ветеранов. Уходя из класса, положите все свои цветы в корзинуу.