- Какие времена года вы знаете? (зима, лето, осень).
- На первой строке дописываем слово весна.
- Назовите весенние месяцы.
2 строка: март, апрель, май
- А какие это месяцы? (весенние)
-На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)
III. Постановка цели и задач урока
- А теперь запишите слова в тетради, которые записаны на доске.
Весна, март, апрель, май, весенние -Какое слово лишнее? (Весенние.) - Почему? Докажите. (Это не имя существительное) Объясните значение слова «весенние». Работа со словарем.
-Если это не имя существительное, то к какой части речи оно относится ?
(Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать. ( некоторые ученики могут назвать имя прилагательное.)
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи . Это и будет тема нашего урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
( Познакомиться с новой частью речи.Узнать как можно больше об имени прилагательном.)
А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока. поставим?
(. Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.)
- Прочитайте предложение.
У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.
- Как вы думаете, можно узнать о каком животном идёт речь в этом предложении?
(Это сделать трудно.)
- Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о белочке?
- Хорошо ребята, а теперь у каждого из вас есть карточка. Мы будем работать над первым заданием.
- Вы должны, вставить пропущенные слова.
- Слова помощники у вас записаны внизу в скобках.
- Прочитайте, что же у вас получилось?
У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, рыжая шерсть и пушистый хвост.
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении?
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какое? Тоненькое
Какие? Чуткие
Какая? Рыжая
Какой? Пушистый
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
IV. Актуализация изученного материала
-Посмотрите на доску, прочитайте слова и подумайте на какие 3 группы можно разделить данные слова.
( Это имена существительные, глаголы и прилагательные.)
цветок раскрасил сильный
девочка найдёт зелёный
окно побежал хороший
-Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?
.(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?)
.
-Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?
(Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает?что сделает?что будет делать? )
-А что вы можете сказать о третьем столбике?
(Это имена прилагательные).
-Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей)
V.Усвоение новых знаний
1. Что обозначает имя прилагательное ?
- Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи? Можно ли обойтись без них?
2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Когда мы всматриваемся, вслушиваемся в те предметы, которые нас окружают, мы понимаем, что каждый из этих предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. А на какие вопросы отвечают прилагательные?
(Прилагательныеотвечают на вопросы : какой? какая? какое? какие? )
-Убедимся в этом. Выполним упр. №148. Прочитайте сначала вопрос, затем слова, отвечающие на этот вопрос. Спишите стихотворение, поставьте вопросы к прилагательным.
VI. Физминутка
VII. Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным
1.Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову (слова записаны на доске) (учащиеся работают по рядам, каждый ряд со своим словом)
Ветка, ручей, ночь - Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? (с именем существительным) - Запишем с комментированием данные словосочетания.
Зелёная ветка, широкий ручей, тёмная ночь.
.
2. Игра. Отгадай кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. Медведь
Рыжая, хитрая, ловкая. Лиса
Серый, хищный, жадный. Волк
Белый, пушистый. Снег
Круглое, сладкое, сочное. Яблоко
- А теперь попробуйте сами подобрать существительное, зная только его признаки.
Работа по карточке задание № 2
Широкая, глубокая …… река
Зелёный, сладкий, сахарный ……. арбуз
Кудрявая, белоствольная …… берёза
- Давайте проверим, что же у вас получилось?
- Как вы думаете, слова какой части речи уточняют имена прилагательные?
(имена существительные)
3.Найдите пары слов, связанные между собой по смыслу.
гриб мечтал
ягоды бегают
кошка скрипят
дерево поют
спелые, ядовитый, зеленое, пушистая
- дерево зелёное
кошка пушистая
гриб ядовитый
ягоды спелые
-Что заметили?
-Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.
Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий звук,
Вот желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик,
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
- Какие имена прилагательные прозвучали в этом стихотворении? С какой частью речи связаны имена прилагательные? ( с именем существительным)
4. Работа с текстом.
-А сейчас, ребята, прочитайте текст, записанный на доске (предлагается текст без имен прилагательных)
Пришла весна. Она подарила людям цветы. Пробудилась земля. Поляны украшает ковер подснежников
- Какой это текст, ребята, веселый или грустный? (грустный, неинтересный, скучный) Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, весёлым?
(Имена прилагательные.)
Пришла ранняя весна. Она подарила людям яркие цветы.. Пробудилась спящая земля. Зеленые поляны украшает весенний ковер нежных подснежников.
-Прочитайте, пожалуйста, текст, который у нас получился. Сравните тексты. Какой вам больше нравится? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? (Ответы детей.) -Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
Проверка правильности выполнения задания.
-Так зачем нам нужны прилагательные?
Вывод: Чтобы украшать предметы, чувства и явления, то есть прилагательные нужны, чтобы украшать нашу речь.
-Действительно. Многие писатели и поэты часто используют в своих произведениях имена прилагательные. Вспомните стихотворения русских поэтов, которые мы изучали на уроках литературного чтения и приведите примеры
( Тютчев Ф.И., А. Плещеев, С. А Есенин и др.)
(учащиеся приводят свои примеры, основываясь на личном опыте)
Вывод: имена прилагательные не только украшают нашу речь, но и уточняют ее.
5.Дополнительное задание
Игра «Назови признаки».
По вкусу: лимон, сахар.
По цвету: ромашка, колокольчик.
По форме: мяч, стол.
По размеру: слон, муравей.
VIII. Закрепление знаний и способов действий.
- Выполните задание из электронного приложения к учебнику.1вариант - Упражнение – игра «Помоги гномам починить домик» . Вставьте в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные. А 2 вариант - в игре «Помоги братьям Лосям спуститься на землю» распределите имена прилагательные на 3 группы по вопросам.
Проверка..
IX. Рефлексия.
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- Какое задание вам понравилось больше всего? - У кого из вас все еще есть затруднения при нахождении имен прилагательных?
(Ответы детей.)
X. Домашнее задание.
-Упр. № 152, устно составить рассказ о любимой игрушке, используя прилагательные