kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока родного (русского) языка для 1 класса: «Как писали в старину»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской писменности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного (русского) языка для 1 класса: «Как писали в старину»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 62 города Донецка»














Конспект урока родного (русского) языка

для 1 класса

Тема урока: «Как писали в старину»

















Составитель:

учитель начальных классов

Остапенко Елена Борисовна









Тема: «Как писали в старину»

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.

Задачи урока:

  • обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;

  • развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;

  • воспитывать интерес к истории письменности.

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать умения определять тему и цель урока, ставить задачи;

-составлять алгоритм действий при работе с предметом

Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Регулятивные:

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные:

-развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

1. Этап. Организационный момент.

Учитель: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

2. этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей письменности.

- Вы знаете как появилось слово «Азбука»?

Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА.

В 9 веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг к другу.

Работа с тетрадью на печатной основе. Историческая справка

3. этап. Формулирование темы урока

Учитель:

-Как выдумаете, всегда ли дети в школе писали ручками на листе бумаги?

- Конечно, нет, бумага и ручки появились не так давно, люди для записи использовали другие предметы.

- Кто может сказать, как они назывались?

- Что вы знаете из истории письменности?

Учитель:

-Тема нашего урока: «Как писали в старину».

1) Задание.

- О чём мы будем говорить на уроке? Предположите.

- На чём писали? Чем писали? Что писали? Какие были буквы?

2) Работа по теме урока.

-Практическая работа. Задание. (Дети получают 2 листа с современным и старинным текстами)

- Найди отличия на этих двух страницах? (1 буква)

Работа с текстом.

-.Попробуем прочитать.

- Каким цветом можно раскрасить первую букву? Почему?

Учитель: Первая буква называется «Буквица». (Заставка)

- В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась ли она в современных книгах?

На листке (розданном заранее) раскрасьте красным цветом и украсьте любым рисунком букву.

- Как называется эта буква?

Практическая работа.

Учитель. Представим, что мы в древней школе. Мы писцы и будем писать палочкой на дощечке покрытой воском. ( У первоклассника дощечка, покрытая воском - цера)

- Попробуй написать букву Кириллицы по образцу. (На мониторе буквы кириллицы)

Рассказ учителя.

Писали на воске писалом. Писало представляло собой небольшую костяную, деревянную палочку сантиметров 15-18 в длину. Один конец которой заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.

Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий .

4. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

1. Кто создал славянскую письменность?

2. На чем писали в Древней Руси?

3. Как называется украшение букв заголовков?

- Сегодня я узнал …

- Что меня удивило …

- Что я хочу узнать ещё …

Оцените свои знания , используя «Светофор»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока родного (русского) языка для 1 класса: «Как писали в старину»

Автор: Остапенко Елена Борисовна

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589864

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока по русскому языку, презентация урока "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-priezientatsiia-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "148158"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419603504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Личные местоимения" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-lichnyie-miestoimieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197238"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428222033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока - Полевые цветы в техника параллельного плетения на проволоке "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-polievyie-tsviety-v-tiekhnika-paralliel-nogho-plietieniia-na-provolokie"
    ["file_id"] => string(6) "195358"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427899122"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-khudozhiestviennyi-analiz-prozaichieskogho-tieksta-a-p-platonov-nikita"
    ["file_id"] => string(6) "224475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438856788"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока литературное чтение "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113571"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410469513"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства