Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного (русского) языка для 1 класса: «Как писали в старину»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 62 города Донецка»
Конспект урока родного (русского) языка
для 1 класса
Тема урока: «Как писали в старину»
Составитель:
учитель начальных классов
Остапенко Елена Борисовна
Тема: «Как писали в старину»
Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.
Задачи урока:
обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;
развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка;
воспитывать интерес к истории письменности.
Планируемые результаты:
Предметные:
-формировать умения определять тему и цель урока, ставить задачи;
-составлять алгоритм действий при работе с предметом
Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
Регулятивные:
- уметь высказывать свое мнение;
Познавательные:
-развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
1. Этап. Организационный момент.
Учитель: Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.
2. этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
-Мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам славянской письменности и поговорим об истории нашей письменности.
- Вы знаете как появилось слово «Азбука»?
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:
А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово «алфавит» происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА.
В 9 веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг к другу.
Работа с тетрадью на печатной основе. Историческая справка
3. этап. Формулирование темы урока
Учитель:
-Как выдумаете, всегда ли дети в школе писали ручками на листе бумаги?
- Конечно, нет, бумага и ручки появились не так давно, люди для записи использовали другие предметы.
- Кто может сказать, как они назывались?
- Что вы знаете из истории письменности?
Учитель:
-Тема нашего урока: «Как писали в старину».
1) Задание.
- О чём мы будем говорить на уроке? Предположите.
- На чём писали? Чем писали? Что писали? Какие были буквы?
2) Работа по теме урока.
-Практическая работа. Задание. (Дети получают 2 листа с современным и старинным текстами)
- Найди отличия на этих двух страницах? (1 буква)
Работа с текстом.
-.Попробуем прочитать.
- Каким цветом можно раскрасить первую букву? Почему?
Учитель: Первая буква называется «Буквица». (Заставка)
- В древних книгах рисовали заставку. А сохранилась ли она в современных книгах?
На листке (розданном заранее) раскрасьте красным цветом и украсьте любым рисунком букву.
- Как называется эта буква?
Практическая работа.
Учитель. Представим, что мы в древней школе. Мы писцы и будем писать палочкой на дощечке покрытой воском. ( У первоклассника дощечка, покрытая воском - цера)
- Попробуй написать букву Кириллицы по образцу. (На мониторе буквы кириллицы)
Рассказ учителя.
Писали на воске писалом. Писало представляло собой небольшую костяную, деревянную палочку сантиметров 15-18 в длину. Один конец которой заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.
Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст.
Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий .
4. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).