Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), раздаточный материал. Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Самоопределение к учебной деятельности Задача: организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность. | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса. - Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность: ручки, тетради, учебники. Садитесь. - Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, желтая – хорошее, солнечное настроение. - Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно. | Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Регулятивные УУД: - активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм. Личностные УУД: - формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. | - Сегодня к нам в гости на урок пришел Знайка и принес нам много интересных заданий. - А пока откройте тетради и запишите число и «Классная работа». Проводит «минутку чистописания». Организует словарную работу. - Посмотрите на слайд. Знайка предлагает вам записать у себя в тетрадях с красной строки названия данных предметов. Выделите орфограммы. - Какие орфограммы вы выделили? (Коллективная проверка. Ответы на слайде.) - Что общего вы заметили? - Правильно, молодцы! - Следующее задание. Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов. лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, ши, чу, мы. - Обозначьте орфограмму. Проверьте себя и поставьте «+», если у вас все верно. - Отгадайте загадку. Художницу нашу знает весь свет. Раскрасит художница всякий предмет. Ответит всегда на вопрос такие: Какой? Какая? Какое? Какие? - С какой частью речи мы с вами познакомились на прошлых уроках? - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Что оно обозначает? - С какой частью речи связано? Приведите примеры. - Посмотрите на слайд (иллюстрации гномика). - Что мы можем сказать о гноме? Какой гном? - Как другими словами мы можем сказать о нем? - Что вы можете сказать о данных прилагательных? - Как называются слова, близкие по значению? - А это какой гном? - Что вы можете сказать о данных прилагательных? - Как называются слова, противоположные по значению? - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? | Слушают учителя. Выполняют задания. - Топ́о́р, карти́на, сапо́г, таре́лка, щаве́ль. - Непроверяемые безударные гласные. - Это словарные слова. Составляют и записывают слова. Самопроверка. - Лыжи, щука, пружина, чулок, мыши. - Имя прилагательное. - Какой? Какая? Какое? Какие? - Признак предмета. - С именем существительным. - Веселый. - Радостный, счастливый. - Они близкие по значению. - Синонимы. - Грустный. - Они противоположные по значению. - Антонимы. - Прилагательные, противоположные и близкие по значению. | Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение других. Предметные УУД: - умеют выделять изученные орфограммы. Регулятивные УУД: - осуществляют самоконтроль и самокоррекцию. - умеют осознавать и принимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: - умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Предметные УУД: - знают, что такое имя прилагательное; - знают, что такое синонимы и антонимы. Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы; |
III. Действие целеполагания Задача: формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы. | - Ребята, попробуйте определить цель нашего урока. - Итак, тема сегодняшнего урока «Прилагательные, близкие и противоположные по значению». | - Научиться подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным. | Коммуникативные УУД: - умеют вступать в учебный диалог с учителем. Регулятивные УУД: - умеют ставить цель. |
IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий Задача: организовать ситуацию целенаправленного поиска. | Организует работу по выполнению упражнений. - Следующее упражнение 155.( На слайде.) Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу прилагательные. 1. Муравей мален..кий, а слон … . 2. Уголь черный, а снег … . 3. Д..орога широкая, а тр..пинка … . 4. Перец гор..кий, а сах..р … . - Обозначьте орфограммы. (Коллективная проверка.) - Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. - Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? - Назовите слово с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную гласную надо писать в корне слова? - Правильно. Молодцы! Организует игру в слова. - А теперь поиграем в слова. - Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания. - Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный. - Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой. - Умницы! - А кто знает, где можно найти слова, близкие и противоположные по значению? - Правильно. Такие слова можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике на с.140-141. Словарь антонимов и словарь синонимов. - Следующее задание от Знайки. Выпишите из словаря одну пару прилагательных-синонимов и одну пару прилагательных-антонимов. (Коллективная проверка.) - Молодцы! Все правильно. | Выполняют упражнения. По очереди отвечают. 1. Муравей маленький, а слон большой. 2. Уголь черный, а снег белый. 3. Доро́га широкая, а тропи́нка узкая. 4. Перец горький, а са́хар сладкий. - Маленький, большой, горький. - Тропи́нка – тро́пка. - Сладкий – сладок. Подобрать проверочное слово. Играют в слова. - Дальний, злой, маленький, быстрый, веселый. - Умный, храбрый, быстрый, отважный, огромный. - В специальных словарях. Выписывают из словарей пары прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов. Несколько учеников зачитываю пары. | Коммуникативные УУД: - умеют строить свое речевое высказывание; - умеют слушать и понимать мнение друг друга. Предметные УУД: - умеют подбирать к прилагательным синонимы и антонимы. Регулятивные УУД: - умеют осознавать и принимать учебную задачу. Познавательные УУД: - умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы; - умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником. |
Физическая минутка Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей. | Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп. Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – сюда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора. | Повторяют движения за учителем. | Личностные УУД: - учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений. |
V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия. | Организует работу по учебнику. - Откройте учебники на с. 91 упражнение 156. Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. (…) ___________, как лиса. (…) ___________, как солнышко. (…) ___________, как ежик. (…) ___________, как заяц. (…) ___________, как апельсин. Образец. (Какой?) Кислый, как клюква. Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Рядом с каждым правильным ответом поставьте «+». | Работают по учебнику. Один ученик читает задание. Выполняют упражнение по заданию. Подбирают по смыслу имена прилагательные. Выполняют взаимопроверку. | Коммуникативные УУД: - умеют слушать и понимать речь учителя. Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия по алгоритму; - умеют выполнять действия взаимоконтроля. Предметные УУД: - умеют подбирать по смыслу имена прилагательные. |
VI. Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу. | Организует самостоятельную работу по карточкам. - Знайка приготовил для вас самостоятельную работу. У каждого на партах есть карточки. Выполните работу самостоятельно. 1. Замени прилагательные антонимами. Легкая задача - ______________________________. Старый дом - _______________________________. Горький шоколад -___________________________. 2. К данным словам подбери синонимы. Морозный день - ____________________________. Красная гвоздика - __________________________. Смелый поступок - __________________________. | - Проверьте себя. (Ответы на слайде.) | Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка. 1.Замени прилагательные антонимами. Легкая задача – сложная. Старый дом – новый. Горький шоколад – сладкий. 2. К данным словам подбери синонимы. Морозный день – холодный. Красная гвоздика - алая. Смелый поступок - храбрый. | | Регулятивные УУД: - умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе; - осуществление самоконтроля. |
VII. Рефлексивно оценочные действия Задача: организовать ситуацию рефлексии. | Организует работу по подведению итогов урока. - Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу. - Скажите, о каких словах мы говорили сегодня на уроке? - Что такое имя прилагательное? - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? - Какую роль играют имена прилагательные в речи? - Что вам понравилось? - Что нового вы узнали? - Что вызвало у вас затруднения? - Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение. - Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! Мне очень понравилось с вами работать. А Знайка говорит вам «До новых встреч!». | Отвечают на вопросы. Выполняют личностную рефлексию. - О словах, близких и противоположных по значению. - Имена прилагательные делают нашу речь точной, ярко, выразительной. | Личностные УУД: - умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе. |
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания. | Объясняет домашнее задание. - Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 91 упр.157. - Урок окончен. | Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники. При необходимости задают вопросы. | Регулятивные УУД: - записывают домашнее задание |