kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Прилагательные, близкие и противоположные по значению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать умения подбирать к существительным прилагательные, близкие и противополдожные по смыслу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Прилагательные, близкие и противоположные по значению"»

Тема: «Прилагательные, близкие и противоположные по значению».

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека, развивать устную и письменную речь в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: сформировать знания о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), раздаточный материал. Оборудование: компьютер, проектор, доска.



Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать умения подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; умение устанавливать связь между прилагательным и существительным; умение использовать имена прилагательные в речи в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.

  • Развивающая: развивать словесно-логическое мышление и навыки устной и письменной речи в процессе работы с учебником; обогащать словарный запас в процессе работы по теме урока.

  • Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание роли имен прилагательных в нашей речи; осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание значения русского языка в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

  • Предметные: умение подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; умение устанавливать связь между прилагательным и существительным.

  • Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.

  • Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.

  • Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.



Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности


Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность: ручки, тетради, учебники. Садитесь.

- Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, желтая – хорошее, солнечное настроение.

- Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно.

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные УУД:

- активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.


Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности


Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала.

- Сегодня к нам в гости на урок пришел Знайка и принес нам много интересных заданий.

- А пока откройте тетради и запишите число и «Классная работа».

Проводит «минутку чистописания».

Организует словарную работу.

- Посмотрите на слайд. Знайка предлагает вам записать у себя в тетрадях с красной строки названия данных предметов. Выделите орфограммы.

- Какие орфограммы вы выделили? (Коллективная проверка. Ответы на слайде.)

- Что общего вы заметили?

- Правильно, молодцы!

- Следующее задание. Прочитайте слоги. Составьте из них как можно больше слов.

лы, щу, пру, ка, жи, на, лок, ши, чу, мы.

- Обозначьте орфограмму. Проверьте себя и поставьте «+», если у вас все верно.

- Отгадайте загадку.

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопрос такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

- С какой частью речи мы с вами познакомились на прошлых уроках?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- С какой частью речи связано? Приведите примеры.

- Посмотрите на слайд (иллюстрации гномика).

- Что мы можем сказать о гноме? Какой гном?

- Как другими словами мы можем сказать о нем?

- Что вы можете сказать о данных прилагательных?

- Как называются слова, близкие по значению?

- А это какой гном?

- Что вы можете сказать о данных прилагательных?


- Как называются слова, противоположные по значению?

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Слушают учителя. Выполняют задания.





- Топ́о́р, карти́на, сапо́г, таре́лка, щаве́ль.


- Непроверяемые безударные гласные.

- Это словарные слова.




Составляют и записывают слова. Самопроверка.

- Лыжи, щука, пружина, чулок, мыши.






- Имя прилагательное.


- Какой? Какая? Какое? Какие?

- Признак предмета.

- С именем существительным.


- Веселый.

- Радостный, счастливый.

- Они близкие по значению.

- Синонимы.

- Грустный.

- Они противоположные по значению.

- Антонимы.


- Прилагательные, противоположные и близкие по значению.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение других.


Предметные УУД:

- умеют выделять изученные орфограммы.


Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.


Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


Предметные УУД:

- знают, что такое имя прилагательное;

- знают, что такое синонимы и антонимы.


Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;


III. Действие целеполагания


Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

- Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.




- Итак, тема сегодняшнего урока «Прилагательные, близкие и противоположные по значению».


- Научиться подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным.


Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.


Регулятивные УУД:

- умеют ставить цель.

IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий


Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует работу по выполнению упражнений.

- Следующее упражнение 155.( На слайде.) Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу прилагательные.

1. Муравей мален..кий, а слон … . 2. Уголь черный, а снег … . 3. Д..орога широкая, а тр..пинка … . 4. Перец гор..кий, а сах..р … .

- Обозначьте орфограммы.

(Коллективная проверка.)

- Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь.

- Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова?

- Назовите слово с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную гласную надо писать в корне слова?

- Правильно. Молодцы!

Организует игру в слова.

- А теперь поиграем в слова.

- Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.

- Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.

- Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.

- Умницы!

- А кто знает, где можно найти слова, близкие и противоположные по значению?

- Правильно. Такие слова можно найти в специальных словарях. Такие словари есть и в нашем учебнике на с.140-141. Словарь антонимов и словарь синонимов.

- Следующее задание от Знайки. Выпишите из словаря одну пару прилагательных-синонимов и одну пару прилагательных-антонимов.

(Коллективная проверка.)

- Молодцы! Все правильно.

Выполняют упражнения.

По очереди отвечают.



1. Муравей маленький, а слон большой. 2. Уголь черный, а снег белый. 3. Доро́га широкая, а тропи́нка узкая. 4. Перец горький, а са́хар сладкий.


- Маленький, большой, горький.


- Тропи́нка – тро́пка.


- Сладкий – сладок. Подобрать проверочное слово.



Играют в слова.





- Дальний, злой, маленький, быстрый, веселый.

- Умный, храбрый, быстрый, отважный, огромный.


- В специальных словарях.






Выписывают из словарей пары прилагательных-синонимов и прилагательных-антонимов.

Несколько учеников зачитываю пары.





Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение друг друга.




Предметные УУД:

- умеют подбирать к прилагательным синонимы и антонимы.





Регулятивные УУД:

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.





Познавательные УУД:

- умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

- умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.


Физическая минутка


Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Повторяют движения за учителем.

Личностные УУД:

- учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

V. Первичное закрепление новых знаний и способов действий


Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.


Организует работу по учебнику.

- Откройте учебники на с. 91 упражнение 156.

Прочитайте. Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

(…) ___________, как лиса.

(…) ___________, как солнышко.

(…) ___________, как ежик.

(…) ___________, как заяц.

(…) ___________, как апельсин.

Образец. (Какой?) Кислый, как клюква.

Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Рядом с каждым правильным ответом поставьте «+».

Работают по учебнику.

Один ученик читает задание.




Выполняют упражнение по заданию.

Подбирают по смыслу имена прилагательные.




Выполняют взаимопроверку.




Коммуникативные УУД:

- умеют слушать и понимать речь учителя.


Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия по алгоритму;

- умеют выполнять действия взаимоконтроля.


Предметные УУД:

- умеют подбирать по смыслу имена прилагательные.

VI. Самостоятельная работа


Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу по карточкам.

- Знайка приготовил для вас самостоятельную работу. У каждого на партах есть карточки. Выполните работу самостоятельно.





1. Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача - ______________________________.

Старый дом - _______________________________.

Горький шоколад -___________________________.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный день - ____________________________.

Красная гвоздика - __________________________.

Смелый поступок - __________________________.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.








1.Замени прилагательные антонимами.

Легкая задача – сложная.

Старый дом – новый.

Горький шоколад – сладкий.

2. К данным словам подбери синонимы.

Морозный день – холодный.

Красная гвоздика - алая.

Смелый поступок - храбрый.


Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

- осуществление самоконтроля.

VII. Рефлексивно оценочные действия



Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

Организует работу по подведению итогов урока.

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.


- Скажите, о каких словах мы говорили сегодня на уроке?

- Что такое имя прилагательное?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

- Какую роль играют имена прилагательные в речи?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение.

- Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы! Мне очень понравилось с вами работать. А Знайка говорит вам «До новых встреч!».

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

- О словах, близких и противоположных по значению.




- Имена прилагательные делают нашу речь точной, ярко, выразительной.


Личностные УУД:

- умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания


Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 91 упр.157.

- Урок окончен.

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.


Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Прилагательные, близкие и противоположные по значению"

Автор: Дьяконова Марина Александровна

Дата: 04.11.2024

Номер свидетельства: 658935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока и презентация по русскому языку для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokaipriezientatsiiaporusskomuiazykudlia3klassa"
    ["file_id"] => string(6) "306435"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458129642"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Синонимы и антонимы". "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sinonimy-i-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "105380"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402845883"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка "Имя прилагательное. Закрепление" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imia-prilaghatiel-noie-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "199505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428588305"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока "Анализ ошибок и коррекция знаний по теме «Имя прилагательное»". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-analiz-oshibok-i-korriektsiia-znanii-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "219652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434305727"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства