Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в великую страну Геометрия в город Многоугольников. Послушайте внимательно и постарайтесь определить, о чем мы будем говорить на уроке. Не крутите пестрый глобус, Не найдете вы на нем Той страны, страны чудесной, О которой речь ведем. В той стране живут фигуры, Линии, точки и тела, Треугольники, квадраты, Вот такие вот дела! Учитель: Вспомните, о каких геометрических фигурах говорилось в нашем девизе? Учитель: Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( слайд 3) (Выслушиваются ответы детей. Учитель обобщает ответы учащихся.) Учитель: Цель нашего урока – вспомнить и повторить, с какими геометрическими фигурами познакомились, а так же углубить знания о них. Какую цель вы определите каждый для себя? (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Итак, в путь! А в нашем путешествии помогут нам маршрутные указатели. Посмотрите, что у меня в руках? Что означает этот маршрутный указатель? Учащиеся: Работа с учителем. (Приложение 1) ( слайд 4) Учитель: Ну вот мы и подошли к воротам города. Но смотрите, они закрыты и никак не хотят открываться. Что же делать? Как нам попасть в город Многоугольников? (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Смотрите, я нашла конверт, а в нем записка: “Для того, чтобы попасть в город, надо отгадать загадки”. ( загадки загадывают дети) 1) Доктор сделал мне укол, Братик капнул клей на стол, Мишку, моего соседа, Укусить оса успела. Так на фоне пустоты Все оставили следы. – Что же это будет, дети? – Точка! – хором мы ответим. Учитель: Правильно, все началось с точки. Точка – царица в стране Геометрия. 2) Хоть сто лет по ней идти, Не найти конца пути. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ 3) Хоть тоже без начала и конца, Но я могу вилять туда – сюда. КРИВАЯ ЛИНИЯ 4) Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками. ОТРЕЗОК 5) Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть и нет, начало – то есть. ЛУЧ 6) Кусок проволоки возьми И его ты перегни. Хочешь раз, а хочешь – два, Хочешь – три, четыре. Что же получилось? Что же появилось? Не прямая, не кривая! ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ! Микроитог: Учитель: О каких геометрических фигурах мы вспомнили? Учащиеся: Точка, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, отрезок, луч. Учитель: А знаете, почему мы не могли попасть в город? Потому что из этих маленьких геометрических фигур мы можем построить другие. Попробуем теперь открыть ворота. Получилось! Мы входим в город Многоугольников. Но помните, город любит детей воспитанных, культурных. ( Слайд 5) Учитель: В нашем городе Многоугольников осень. Но посмотрите, куда-то подевались жители города. Давайте оживим наш город. Для этого мы превратимся в ветер, который будет срывать листья с дерева. Давайте покажем, как деревья качаются из-за ветра. (Дети качают руками из стороны в сторону.) Но листья на деревьях не простые, а с загадками. (Слайд 6) Итак, следующий маршрутный указатель – работа с загадками. (Приложение 2) Он давно знаком со мной. Каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его … КВАДРАТ От треугольника вершину Отрезав ножницами вмиг, Увидим новую картину: На тонущий похожа бриг, Не Атлантида, не Венеция – Явилась нам … ТРАПЕЦИЯ Три угла, три стороны, Могут разной быть длины. Если стукнешь по углам, То скорей подскочишь сам. ТРЕУГОЛЬНИК Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой друзья? КРУГ Четыре сторонки, четыре прямых угла, Четыре вершины, Вот и я! ПРЯМОУГОЛЬНИК (дети выходят к доске и показывают нужные фигуры) Учитель: Дети, посмотрите на жителей города, какие они красивые, разноцветные! Кто они? Учащиеся: Геометрические фигуры. Учитель: Посмотрите, какой наш следующий маршрутный указатель? Учащиеся: Надо подумать. (Приложение 3) Учитель: Правильно. А нужен он нам для того, чтобы определить тему урока. Учитель: На какие группы можно разделить геометрические фигуры? По каким признакам вы будете делить? ( фигуры находятся на доске) Учащиеся:По цвету: По наличию углов: прямоугольники и многоугольники. Учитель: Какая фигура здесь лишняя? Учащиеся: Круг. Учитель: Почему? Учащиеся: У него нет углов. Учитель: Посмотрите на прямоугольники. Конкретизируйте тему нашего урока. Учащиеся: Прямоугольник и квадрат. Микроитог: Учитель: Итак, тема нашего урока – Прямоугольник и квадрат.(Слайд 7) Учитель: А сейчас давайте отдохнем на полянке вместе с жителями города. Физкультминутка. ( проводит ученик) Много ль надо нам ребята – Для умелых наших рук. Нарисуем 2 квадрата, А на них огромный круг. А затем еще кружочек, Треугольный колпачк. Вот и выел очень-очень Развеселый чудачок! Учитель: Назовите мне следующий маршрутный указатель. Учащиеся: Работа с учебником. (Приложение 4) Учитель: Откроем учебник на стр. 83, 1 задание. Там изображены фотографии жителей города Многоугольников. Назовите фигуры, изображенные на рисунке. Учащиеся: Прямоугольники, трапеции, ромб, квадраты. Учитель: Какие из них являются прямоугольниками? Как можно проверить? (Ответы детей.) ( Нужно проверить, все ли углы у четырёхугольника прямые) Учитель: С помощью какого инструмента это можно сделать? Учащиеся: С помощью треугольника Учитель: Какие величины поселились в нашем городе Многоугольников. (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: В нашем городе поселились длина и ширина. Есть ли среди прямоугольников такие, у которых все стороны имеют одинаковую длину? Проверьте это с помощью линейки. (Предполагаемые ответы детей.) Работа с определением. Учитель: Сколько квадратов на рисунке? Учащиеся: Два. Учитель: Чему равны длина и ширина у желтого квадрата? Учащиеся: 2 см Учитель: Чему равны длина и ширина у голубого квадрата? Учащиеся: 3 см Микроитог: Учитель: Что вы можете сказать про стороны прямоугольника? Сделайте вывод. Учащиеся: У прямоугольника противоположные стороны равны. Учитель: Чем похожи прямоугольник и квадрат? Учащиеся: Это прямоугольники. Учитель: Чем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат? Учащиеся: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные. Вывод правил: Слайды 8, 9 Учитель: Следующий указатель – практическая работа. (Приложение 6) Учитель: Нам пора возвращаться в класс. Давайте жителям города многоугольников сделаем подарок – их портреты (из проволоки). Первый вариант делает квадрат, второй – прямоугольник. Учитель: Жители города очень довольны и говорят вам большое спасибо. Микроитог: Учитель: Какие геометрические фигуры вы построили? Чем похожи? Чем отличаются прямоугольник от квадрата? Учитель: Мы вернулись в класс. Давайте найдем в классе предметы прямоугольной формы. (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Назовите следующий маршрутный указатель. Учащиеся: Работа в тетрадях. Учитель: откройте тетради на печатной основе на стр.34 задание №1. Соедините точки так, чтобы получились четырехугольники. Проверьте, будут ли равны стороны каждого из этих четырехугольников. Будут ли эти четырехугольники квадратами? Как можно это проверить? (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Найдите задание № 2. Что означает РТ? Учащиеся: Это задание мы будем выполнять в рабочих тетрадях. Учитель: Нам надо построить прямоугольник, длина которого 4см, а ширина 2см. Начинаем строить сначала длину. Откладываем от точки 4см. Затем откладываем ширину – 2 см. Вот какой прямоугольник у вас должен получиться) Учитель: Какой же следующий маршрутный указатель? Учащиеся: Работа в парах. (Приложение 8) Учитель: У вас на партах находится лист с геометрическими фигурами. Представьте, что вы волшебники и превратите эти фигуры в прямоугольники, т.е. достройте их до прямоугольников. Учитель: Итак, наше путешествие в страну Геометрия подходит к концу. Учитель: Что же нам помогло построить геометрические фигуры. Почему? Учащиеся: Точка, потому что с нее все началось. Она королева в стране Геометрия. Учитель: Какую мы цель ставили в начале урока? Достигли ли мы ее? Учитель: Вспомнили, какие вы цели поставили каждый для себя. Все ли у вас получилось? ( Слайд 10) (Предполагаемые ответы детей.) Оценка учителем работы детей на уроке Рабочая тетрадь. С.34, № 3, 4 ( Слайд 11) |