|  Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в великую страну Геометрия в город Многоугольников. Послушайте внимательно и постарайтесь определить, о чем мы будем говорить на уроке.  Не крутите пестрый глобус,Не найдете вы на нем
 Той страны, страны чудесной,
 О которой речь ведем.
 В той стране живут фигуры,
 Линии, точки и тела,
 Треугольники, квадраты,
 Вот такие вот дела!
  Учитель: Вспомните, о каких геометрических фигурах говорилось в нашем девизе?  Учитель: Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( слайд 3)  (Выслушиваются ответы детей. Учитель обобщает ответы учащихся.)  Учитель: Цель нашего урока – вспомнить и повторить, с какими геометрическими фигурами познакомились, а так же углубить знания о них. Какую цель вы определите каждый для себя?  (Предполагаемые ответы детей.)  Учитель: Итак, в путь! А в нашем путешествии помогут нам маршрутные указатели. Посмотрите, что у меня в руках? Что означает этот маршрутный указатель?  Учащиеся: Работа с учителем. (Приложение 1) ( слайд 4)  Учитель: Ну вот мы и подошли к воротам города. Но смотрите, они закрыты и никак не хотят открываться. Что же делать? Как нам попасть в город Многоугольников?  (Предполагаемые ответы детей.)  Учитель: Смотрите, я нашла конверт, а в нем записка: “Для того, чтобы попасть в город, надо отгадать загадки”. ( загадки загадывают дети)  1) Доктор сделал мне укол, Братик капнул клей на стол,
 Мишку, моего соседа,
 Укусить оса успела.
 Так на фоне пустоты
 Все оставили следы.
 – Что же это будет, дети?
 – Точка! – хором мы ответим.
  Учитель: Правильно, все началось с точки. Точка – царица в стране Геометрия.  2) Хоть сто лет по ней идти,Не найти конца пути.
 ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
  3) Хоть тоже без начала и конца,Но я могу вилять туда – сюда.
 КРИВАЯ ЛИНИЯ
  4) Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками. ОТРЕЗОК
  5) Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть и нет, начало – то есть. ЛУЧ
  6) Кусок проволоки возьмиИ его ты перегни.
 Хочешь раз, а хочешь – два, Хочешь – три, четыре.
 Что же получилось?
 Что же появилось?
 Не прямая, не кривая!
 ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ!
  Микроитог:    Учитель: О каких геометрических фигурах мы вспомнили?  Учащиеся: Точка, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, отрезок, луч.  Учитель: А знаете, почему мы не могли попасть в город? Потому что из этих маленьких геометрических фигур мы можем построить другие. Попробуем теперь открыть ворота. Получилось! Мы входим в город Многоугольников. Но помните, город любит детей воспитанных, культурных. ( Слайд 5)  Учитель: В нашем городе Многоугольников осень. Но посмотрите, куда-то подевались жители города. Давайте оживим наш город. Для этого мы превратимся в ветер, который будет срывать листья с дерева. Давайте покажем, как деревья качаются из-за ветра. (Дети качают руками из стороны в сторону.) Но листья на деревьях не простые, а с загадками. (Слайд 6)  Итак, следующий маршрутный указатель – работа с загадками. (Приложение 2)  Он давно знаком со мной. Каждый угол в нем прямой.
 Все четыре стороны
 Одинаковой длины.
 Вам его представить рад,
 А зовут его …
 КВАДРАТ
  От треугольника вершинуОтрезав ножницами вмиг,
 Увидим новую картину:
 На тонущий похожа бриг,
 Не Атлантида, не Венеция –
 Явилась нам …
 ТРАПЕЦИЯ
  Три угла, три стороны,Могут разной быть длины.
 Если стукнешь по углам,
 То скорей подскочишь сам.
 ТРЕУГОЛЬНИК
  Нет углов у меня,И похож на блюдце я,
 На тарелку и на крышку,
 На кольцо, на колесо.
 Кто же я такой друзья?
 КРУГ
  Четыре сторонки, четыре прямых угла,Четыре вершины,
 Вот и я!
 ПРЯМОУГОЛЬНИК (дети выходят к доске и показывают нужные фигуры)
  Учитель: Дети, посмотрите на жителей города, какие они красивые, разноцветные! Кто они?  Учащиеся: Геометрические фигуры.  Учитель: Посмотрите, какой наш следующий маршрутный указатель?  Учащиеся: Надо подумать. (Приложение 3)  Учитель: Правильно. А нужен он нам для того, чтобы определить тему урока.  Учитель: На какие группы можно разделить геометрические фигуры? По каким признакам вы будете делить? ( фигуры находятся на доске)  Учащиеся:По цвету:    По наличию углов: прямоугольники и многоугольники.  Учитель: Какая фигура здесь лишняя?    Учащиеся: Круг.  Учитель: Почему?  Учащиеся: У него нет углов.  Учитель: Посмотрите на прямоугольники. Конкретизируйте тему нашего урока.  Учащиеся: Прямоугольник и квадрат.  Микроитог:  Учитель: Итак, тема нашего урока – Прямоугольник и квадрат.(Слайд 7)  Учитель: А сейчас давайте отдохнем на полянке вместе с жителями города.  Физкультминутка. ( проводит ученик)  Много ль надо нам ребята –Для умелых наших рук.
 Нарисуем 2 квадрата,
 А на них огромный круг.
 А затем еще кружочек,
 Треугольный колпачк.
 Вот и выел очень-очень
 Развеселый чудачок!
  Учитель: Назовите мне следующий маршрутный указатель.  Учащиеся: Работа с учебником. (Приложение 4)  Учитель: Откроем учебник на стр. 83, 1 задание. Там изображены фотографии жителей города Многоугольников. Назовите фигуры, изображенные на рисунке.  Учащиеся: Прямоугольники, трапеции, ромб, квадраты.  Учитель: Какие из них являются прямоугольниками? Как можно проверить?  (Ответы детей.) ( Нужно проверить, все ли углы у четырёхугольника прямые)  Учитель: С помощью какого инструмента это можно сделать? Учащиеся: С помощью треугольника  Учитель: Какие величины поселились в нашем городе Многоугольников.  (Предполагаемые ответы детей.)  Учитель: В нашем городе поселились длина и ширина.  Есть ли среди прямоугольников такие, у которых все стороны имеют одинаковую длину? Проверьте это с помощью линейки.  (Предполагаемые ответы детей.)    Работа с определением.  Учитель: Сколько квадратов на рисунке?  Учащиеся: Два.  Учитель: Чему равны длина и ширина у желтого квадрата?  Учащиеся: 2 см  Учитель: Чему равны длина и ширина у голубого квадрата?  Учащиеся: 3 см  Микроитог:  Учитель: Что вы можете сказать про стороны прямоугольника? Сделайте вывод.  Учащиеся: У прямоугольника противоположные стороны равны.  Учитель: Чем похожи прямоугольник и квадрат? Учащиеся: Это прямоугольники.  Учитель: Чем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат?  Учащиеся: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные.  Вывод правил: Слайды 8, 9  Учитель: Следующий указатель – практическая работа. (Приложение 6)  Учитель: Нам пора возвращаться в класс. Давайте жителям города многоугольников сделаем подарок – их портреты (из проволоки).  Первый вариант делает квадрат, второй – прямоугольник.  Учитель: Жители города очень довольны и говорят вам большое спасибо.  Микроитог:  Учитель: Какие геометрические фигуры вы построили?  Чем похожи? Чем отличаются прямоугольник от квадрата?  Учитель: Мы вернулись в класс. Давайте найдем в классе предметы прямоугольной формы.  (Предполагаемые ответы детей.)  Учитель: Назовите следующий маршрутный указатель.  Учащиеся: Работа в тетрадях.  Учитель: откройте тетради на печатной основе на стр.34 задание №1. Соедините точки так, чтобы получились четырехугольники.  Проверьте, будут ли равны стороны каждого из этих четырехугольников.  Будут ли эти четырехугольники квадратами? Как можно это проверить?  (Предполагаемые ответы детей.)  Учитель: Найдите задание № 2. Что означает РТ?  Учащиеся: Это задание мы будем выполнять в рабочих тетрадях.  Учитель: Нам надо построить прямоугольник, длина которого 4см, а ширина 2см. Начинаем строить сначала длину. Откладываем от точки 4см.  Затем откладываем ширину – 2 см. Вот какой прямоугольник у вас должен получиться)    Учитель: Какой же следующий маршрутный указатель?  Учащиеся: Работа в парах. (Приложение 8)  Учитель: У вас на партах находится лист с геометрическими фигурами. Представьте, что вы волшебники и превратите эти фигуры в прямоугольники, т.е. достройте их до прямоугольников.  Учитель: Итак, наше путешествие в страну Геометрия подходит к концу.    Учитель: Что же нам помогло построить геометрические фигуры. Почему?  Учащиеся: Точка, потому что с нее все началось. Она королева в стране Геометрия.  Учитель: Какую мы цель ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?  Учитель: Вспомнили, какие вы цели поставили каждый для себя. Все ли у вас получилось? ( Слайд 10)  (Предполагаемые ответы детей.)  Оценка учителем работы детей на уроке  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 Рабочая тетрадь. С.34, № 3, 4 ( Слайд 11) |