Конспект урока по математике на тему: «Площадь прямоугольника».
Конспект урока по математике на тему: «Площадь прямоугольника».
Конспект урока-открытия по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)
Учитель: Радионова Т. В.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. Формирование умения находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
3. Углубление и расширение представления детей о фигурах;
4. Совершенствование вычислительных навыков, отработка умения составлять и решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Уметь работать по коллективно составленному плану;
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
- Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
-мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Все у нас получится!
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
2.Актуализация опорных знаний
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Обменяйтесь своими карточками, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
- Что такое периметр?
- Какие фигуры вы видите на слайде?
У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
-Вычислите периметр, используя различные способы вычисления, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (Площадь) 3. Постановка темы и цели урока
- Кто догадался, какова будет тема нашего урока?
- А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»?
- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова?
Найдем в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
1 значение. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Как называется наша самая главная площадь?
2 значение. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример.
3 значение. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например.
- А какое значение слова площадь подойдет к нашему уроку?
Откройте тетради и запишите. Число. Классная работа. Площадь фигуры.
- Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи нашего урока, используя опорную запись.
-Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника. 4. Открытие нового знания - Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
Работа по учебнику, стр.122 №1.
- Как найти площадь желтого прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Чему равна длина?
- Ширина?
- Как найти площадь прямоугольника вычислением? Поделитесь своими мыслями.
Сформулируйте правило вычисления площади. - Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий»
- Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата?
-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?
-Запишем формулу вычисления площади квадрата в «Банк маленьких открытий»
5. Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику стр. 122, № 2 - Как называется зеленая фигура?
- Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника? - Как называется фиолетовая фигура?
- Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата?
- Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. Вашими помощниками будут формулы. - Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
6.Физминутка Мы чертёжники
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - прямой угол, а левой - острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник. 7. Закрепление Работа в группах 1. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 5 дм, ширина равна 3 дм.
2. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 9 см, на 2 см меньше.
3. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 4 см, ширина вдвое больше.
4. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 4 см, ширина равна 40 см
8. Работа над пройденным материалом
Учебник, стр. 123. Задача №11
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче?
- Что известно о книгах?
- Что спрашивается?
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Почему?
- Что узнаем сначала?
Как? Запишите.
- Что узнаем далее?
- Как? Запишите.
- Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги.
- Как? Запишите.
- Решите задачу другим способом.
( за обратной стороной доски по 1 человеку)
Проверка. - Каким способом удобнее решить эту задачу? Почему?
9. Дифференцированная работа в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь, стр. 61 № 2 –Начертите квадрат,
найдите его P, S Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.
10. Домашнее задание • Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего соседа по парте. Записать ее на листочке, а своей тетради ее решить.
11.Рефлексия учебной деятельности -Какие открытия сделал каждый из вас?
-Чему равна площадь прямоугольника?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Кого и за что сегодня можно похвалить?
- Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.
-Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»
-Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя - очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!
Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко вам выполнять!
-Большое спасибо всем за работу на уроке!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: «Площадь прямоугольника». »
Конспект урока-открытия по математике.
Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века») Учитель: Радионова Т. В.
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использование формулы для вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Образовательная цель:
1. расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «длина», «ширина»;
2. сформировать умение находить площадь прямоугольника и квадрата, решать обратные задачи;
3. углубить и расширить представление детей о фигурах;
4. совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать простые и составные задачи.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные:
- Уметь использовать в речи термины «длина», «ширина», «площадь».
- Уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата).
Основные понятия длина, ширина, площадь
Ресурсы:
-В.Н. Рудницкая. Математика: Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 2 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.
-мультимедийный проектор, презентация;
-словари С.И.Ожегова;
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организац.
Момент. Психологический настрой.
Мотивация учебной деятельности.
– Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся!
Все у нас получится!
Мы сегодня будем снова раскрывать тайны…математики. Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, вы поделитесь в конце урока.
(Слайд2) дети читают хором:
2.Актуализация опорных знаний
Повторение геометрических понятий.
Карточка №1
Самостоятельная работа по карточкам (со взаимопроверкой)
3. Постановка темы и цели урока
- Какие геометрические фигуры вы знаете?
- Соедините фигуры и названия фигур стрелками там, где это возможно.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-Обменяйтесь своими карточками, проверьте выполнение задания друг у друга по эталону на слайде.
- Что такое периметр?
- Какие фигуры вы видите на слайде? У каких геометрических фигур нельзя определить периметр?
-Вычислите периметр, используя различные способы вычисления, и расшифруйте слово, которое спряталось. Прочитайте слово (Площадь.)
- Кто догадался, какова будет тема нашего урока?
(Ответы детей.)
(Слайд 3)- Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля
Сумма длин сторон многоугольника
(Слайд 4)
(Слайд 5)- Вычисление периметра, расшифровка слова
(Слайд 6)-Площадь
Значение слова площадь
- А как вы думаете, что такое «ПЛОЩАДЬ»?
- Многие слова в русском языке имеют несколько значений, например, слово «площадь». Откуда можно узнать значение этого слова?
Найдем в словаре С.И.Ожегова значение слова «площадь».
1 значение. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
-Как называется наша самая главная площадь?
2 значение. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример.
3 значение. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например.
- А какое значение слова площадь подойдет к нашему уроку?
Откройте тетради и запишите. Число. Классная работа. Площадь фигуры.
- Отталкиваясь от темы урока, попробуйте сформулировать задачи, используя опорную запись.
-Сегодня на уроке мы сформируем умение вычислять площадь прямоугольника.
(ответы детей).
(Из словаря)
(Красная площадь в Москве.)
(Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
(Площадь фигуры.)
(Слайд 7)- Значение слова «площадь»
Площадь фигуры
(Слайд 8)
1.Познакомимся со способом нахождения площади 2.Сформируем умения вычислять площадь фигуры 3. Развиваем нашу любознательность 4.Воспитываем умение работать дружно
4. Открытие нового знания
1.Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
2. Введение правила вычисления площади.
3. Чтение правила в рубрике «Обрати внимание», стр.122
4 «Банк маленьких открытий»
- Покажите две противоположные стороны этого прямоугольника.
Бóльшую сторону называют длиной, меньшую – шириной прямоугольника.
Эти знания нам потребуются сегодня на уроке.
Работа по учебнику, стр.122 №1.
- Как найти площадь желтого прямоугольника? (Прямоугольник разделен на квадраты, длиной стороны 1см, пересчитаем квадраты, найдем площадь, 8см2 .)
Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Чему равна длина? - Ширина?
- Как найти площадь прямоугольника вычислением?Поделитесь своими мыслями.
Сформулируйте правило вычисления площади.- Какое открытие сделали? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.)
Чтобы вы лучше запомнили это правило, послушайте веселое стихотворение.
Как измерить площадь?
Нет задачи проще!
Поглядите-ка сюда:
Вот длина, вот ширина.
Чтобы площадь нам узнать,
Нужно их перемножать.
Запишем формулу вычисления площади прямоугольника в «Банк маленьких открытий» - Почему в учебнике нет правила нахождения площади квадрата?
-Что же надо перемножать при вычислении площади квадрата?
-Запишем формулу вычисления площади квадрата в «Банк маленьких открытий»
(Слайд 9) – Введение терминов «длина» и «ширина» прямоугольника
(4 см) (2 см)
Длину умножить на ширину
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину
(Слайд 10)
(Слайд 11) – «Банк маленьких открытий»
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны, для вычисления его площади можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.
Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины.
(Слайд 12) – «Банк маленьких открытий»
5. Включение нового содержания в систему знаний
Работа по учебнику стр. 122, № 2 - Как называется зеленая фигура?
- Какие измерения необходимо выполнить, чтобы найти площадь прямоугольника?
- Как называется фиолетовая фигура?
- Какие измерения необходимо выполнять, чтобы найти площадь квадрата?
- Вычислите площадь прямоугольников самостоятельно. Вашими помощниками будут формулы. - Какая формула помогла решить первую задачу? Вторую?
Прямоугольник.
Нужно измерить длину и ширину.
Квадрат.
Достаточно измерить длину только одной стороны.
12см; 9см
S=a*b S=a*a
6.Физминутка
Мы чертёжники
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, правой рукой - прямой угол, а левой - острый! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
7. Закрепление Работа в группах
Карточка № 2
1. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 5 дм, ширина равна 3 дм.
2. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 9 см, на 2 см меньше.
3. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 4 см, ширина вдвое больше.
4. Вычисли площадь прямоугольника, если длина равна 4 см, ширина равна 40 см.
S=5*3=15см2
1.9-2=7 2.9*7=63см2
1. 4*2=8 2. 4*8=32см2
4*40=80см2
8. Работа над пройденным материалом
Работа по учебнику
Работаем в парах.
Дифференцированная работа в тетради.
-Учебник, стр. 123. Задача №11
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? - Что известно о книгах? - Что спрашивается?
- Сможем сразу ответить на главный вопрос задачи?
- Почему?
- Что узнаем сначала?
Как? Запишите.
- Что узнаем далее?
- Как? Запишите.
- Теперь сможем узнать, за сколько дней можно прочитать обе книги. - Как? Запишите.
- Решите задачу другим способом.
( за обратной стороной доски по 1 человеку) Проверка. - Каким способом удобнее решить эту задачу? Почему?
Рабочая тетрадь, стр. 61 № 2 –Начертите квадрат, найдите его P, S
Проверка учителем у помощников (сильные учащихся). Теперь они консультанты, проверяют задания у учащихся своих групп.
О книгах в 1 книге 36 стр. в другой - 45 за сколько дней можно прочитать обе книги, если читать ежедневно по 9 стр.
нет
не знаем за сколько дней будет прочитана каждая книга
за сколько дней будет прочитана 1 книга
1. 36:9=4д.
за сколько дней будет прочитана 1 книга
2. 45:9=5д.
3. 4+5=9д.
1. 36+45=81с. 2. 81:9=9д.
вторым
9. Домашнее задание
• Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего соседа по парте. Записать ее на листочке, а своей тетради ее решить.
10.Рефлексия учебной деятельности
-Какие открытия сделал каждый из вас?
-Чему равна площадь прямоугольника?
-Кто считает, что он хорошо разобрался в теме?
-Кого и за что сегодня можно похвалить?
- Если наш урок был познавательным и интересным, вы много узнали, заботились о своем здоровье, поднимите правую руку.
-Если в вашей тетради работа выполнена аккуратно, нет исправлений, поднимите левую руку, хлопните и скажите: «Молодец!»
-Поднимите руку, те у кого были ошибки! Погладьте себя - очень хорошо, что вы смогли увидеть и исправить ошибки! Значит, нам есть над чем поработать на следующем уроке!