kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квадрат. Прямоугольник.

Тема урока: «Прямоугольник и квадрат.»

ЦЕЛЬ УРОКА:  Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

-образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

 - воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность. любовь к Родине.

Оборудование к уроку:  ноутбук, проектор, экран.

 Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы.

Предметные: Необходимый уровень

- сформировать представление о прямоугольнике и квадрате; 
- научить детей выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла;

Метапредметные:

Познавательные УУД

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков;

– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

– придумывать и формулировать на основе рисунков и знаков «математические рассказы»;

Коммуникативные УУД

-выполнять работу в паре, помогая друг другу;

- активно участвовать в обсуждениях;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные УУД

-  формулировать и удерживать учебную задачу

- принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

–– участвовать в оценке и обсуждении результата,

Личностные УУД

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Понятия: замкнутая ломаная, четырёхугольник, прямоугольник

Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ,

 проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, ИД, иллюстративный материал

 У детей: модели прямого угла,  веер с числами,  учебник «Математика», 2 класс, тетрадь

 Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания

  1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.

«Быстрее, выше, сильнее»

-Вы знаете, что это за слова? (Это девиз Олимпийских игр).

-  Он был придуман французским священником и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Быть быстрее, выше, сильнее нужно спортсменам.

-Ребята, а какими нужно быть учениками. чтобы достичь определённых высот в учебе. Давайте придумаем девиз на урок.

( Внимательнее, смекалистее, сообразительнее, настойчивее…

догадка, умение слушать…

-Кто готов отправиться в путь к новым успехам?

- Я надеюсь, что в конце урока мы все окажемся чемпионами.

2. Актуализация знаний (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах)

-Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (Геометрические фигуры) (У детей такие же фигуры на столе)

- Какая фигура лишняя? (Круг, т. к. не имеет углов)

-Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырехугольники?)

-Назовите общие признаки данных фигур. (4 угла, 4 стороны, 4 вершины)

- По какому признаку их можно разделить на группы? (По наличию прямых углов.)

 - Давайте вспомним, как найти  прямой угол? (С помощью угольника)

- Покажите прямой угол на угольнике.

-Отметьте прямые углы у четырёхугольников. (Работа в парах).

-Какие группы четырёхугольников получились? (1 прямой угол, 2 прямых угла, 4 прямых угла).

 На доске у ученик объединяет в группы четырёхугольники, называет сколько объектов в каждой группе.)

-Рассмотрим группу четырёхугольников, у которых все углы прямые.

 - Как называются такие четырехугольники? (Прямоугольники.)

 3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Сформулируйте тему урока. Прямоугольник

  • Что такое прямоугольник?
  •  
  •  
  •  

это четырёхугольник, у которого все углы прямые.

-Что можем узнать по этой теме, чему научиться?

 (Определять какие фигуры являются прямоугольниками, чертить прямоугольники, определить свойства сторон прямоугольника, находить периметр прямоугольника).

- Вокруг нас множество предметов, имеющих прямоугольную форму. Назовите их.

СЛАЙД (Фото объектов прямоугольной формы)

Посмотрите на доску. Форму прямоугольника имеют поле стадиона и теннисный корт, шведская стенка и стол для малого тенниса.

Вернемся к группе прямоугольников.

-Что необычного (интересного) в этой группе? (Там оказался квадрат)

- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)  

- Почему у этого прямоугольника особое название? ( Все стороны равны).

- Как вы определили? (На глаз)

-Докажите.  Что нужно сделать? (Измерить)

-Чему равна сторона квадрата?

- Почему же квадраты попали в эту группу? (Он четырехугольник и у него все углы прямые).

-Сформулируйте определение квадрата.

СЛАЙД

КВАДРАТ

прямоугольник

все стороны равны

-Мы сами сформулировали определения. Молодцы!

Уточним в учебнике. Откройте с. 50, прочитайте определение.

Назовите фигуры, которые видите в рамке.

Отвечай так:

Фигура АВСД-это …., потому что имеет …

Фигура МЕFК-это

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

с. 50 №2

-Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. Сколько их оказалось?(7.Веер цифр) СЛАЙД (Дублируется выполнение задания)

-А теперь обведите квадраты. Сколько их?(2) СЛАЙД

- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой)

-Почему квадраты оказались внутри прямоугольников? ( Потому что квадрат-это особый прямоугольник, у которого все стороны равны)

5.Работа по теме урока. Свойство и названия сторон.

Возьмите фигуру из конверта. Что вы можете о ней рассказать?

(Это прямоугольник, потому что имеет 4 прямых угла.

-Измерьте стороны прямоугольника. Сколько сторон достаточно измерить? (2)

 -Почему? (Противоположные стороны равны)

-Какую называется измеряемая нами величина? (Длина)

-Верно. Только у прямоугольника большую сторону называют длиной, а меньшую - щириной.

с.51 Правило.

-Чему равна длина, ширина?

Доска

Длина-6см

Ширина-3см

Р-? см

Какую величину мы можем найти? (Периметр)

-Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника)

- Каким алгоритмом воспользуемся для нахождения периметра?

  • Измерить стороны
  • Сложить длины всех сторон

Самостоятельная запись в тетради с проверкой по эталону. (У доски 1 ученик)

( Доп. задание  в четверках. Можно ли начертить квадрат с таким же периметром. Сторона -5 см. Чертят в тетради)

-Дети, а что необычного вы заметили в данном прямоугольнике? (Он разделён на три маленьких прямоугольника.) Сколько всего прямоугольников вы видите? (4)

- Что он вам напомнил? (Флаг России)

-Назовите цвета Российского флага. (БСК)

А вы знаете, что когда спортсмен выигрывает, то на церемонии вручения медалей поднимают флаги тех стран, чьи спортсмены заняли 1,2,3 места.

Это очень торжественный и трогательный момент всех соревнований. Выше всех располагается флаг страны победителя. СЛАЙДЫ

Раскрасьте каждый свой флаг. Он нам понадобится в конце урока

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Тест (СЛАЙДЫ. При правильном ответе талисман олимпиады)

Верны ли утверждения? (Да. Нет) Дети показывают значком

1. В прямоугольнике все углы прямые?  да

2. Любой прямоугольник является квадратом.  нет

3. В прямоугольнике противоположные стороны равны.  да

4. Любой квадрат является прямоугольником.  да                    

5. У квадрата все стороны равны.  да

Рефлексия

Продолжи предложение

Я узнал…

Я запомнил…

Мне понравилось….

Я испытал затруднения….

Неофициальный девиз олимпийского движения - «Главное — не победаа участие»

«В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться».)

Ребята, возьмите флаги, которые мы раскрашивали на уроке.

Если на уроке  вы все поняли и можете помочь другим- 1 место, остались вопросы-2 место, было трудно и много вопросов-3 место.

Пожелаем нашим спортсменам побед на соревнованиях, а нам - в учебе.

Дополнительно

с.52 №10 (Задание повышенной сложности.)

- Квадрат очень часто используют  в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас  попробуем отгадать геометрические головоломки.

- Посмотрите  на доску. Составьте такую же фигуру из палочек. Какие фигуры вы здесь видите? Уберите 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.

                              - Уберите 2 палочки, чтобы осталось 2 квадрата.




 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник" »


Квадрат. Прямоугольник.

Тема урока: «Прямоугольник и квадрат.»

ЦЕЛЬ УРОКА:  Сформировать представление о прямоугольнике и квадрате как частном случае прямоугольника. Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

ЗАДАЧИ УРОКА: 

-образовательные: сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью линейки и угольника; тренировать способность к вычислению периметра прямоугольника и квадрата.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

 - воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность. любовь к Родине.

Оборудование к уроку:  ноутбук, проектор, экран.

Раздаточный материал: шаблоны фигур, фигура для индивидуальной работы.

Предметные: Необходимый уровень

- сформировать представление о прямоугольнике и квадрате; 
- научить детей выделять прямые углы из множества других углов путем сравнения с моделью прямого угла;

Метапредметные:

Познавательные УУД

– «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и знаков;

– составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

– придумывать и формулировать на основе рисунков и знаков «математические рассказы»;

Коммуникативные УУД

-выполнять работу в паре, помогая друг другу;

- активно участвовать в обсуждениях;

– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.

Регулятивные УУД

- формулировать и удерживать учебную задачу

- принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий);

–– участвовать в оценке и обсуждении результата,

Личностные УУД

– воспринимать одноклассников как членов своей команды;

– быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.


Понятия: замкнутая ломаная, четырёхугольник, прямоугольник

Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ,

проблемно-диалогическая, технология оценивания учебных успехов.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, ИД, иллюстративный материал

У детей: модели прямого угла, веер с числами, учебник «Математика», 1класс, тетрадь

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия нового знания


  1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности

-Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.

«Быстрее, выше, сильнее»

-Вы знаете, что это за слова? (Это девиз Олимпийских игр).

-  Он был придуман французским священником и представлен на VIII летних Олимпийских играх в Париже в 1924 году.

Быть быстрее, выше, сильнее нужно спортсменам.

-Ребята, а какими нужно быть учениками. чтобы достичь определённых высот в учебе. Давайте придумаем девиз на урок.

( Внимательнее, смекалистее, сообразительнее, настойчивее…

догадка, умение слушать…

-Кто готов отправиться в путь к новым успехам?

- Я надеюсь, что в конце урока мы все окажемся чемпионами.

2. Актуализация знаний (фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах)

-Посмотрите на доску. Что вы видите на ней? (Геометрические фигуры) (У детей такие же фигуры на столе)






- Какая фигура лишняя? (Круг, т. к. не имеет углов)

-Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Четырехугольники?)

-Назовите общие признаки данных фигур. (4 угла , 4 стороны, 4 вершины)

- По какому признаку их можно разделить на группы? (По наличию прямых углов.)

- Давайте вспомним, как найти прямой угол? (С помощью угольника)

- Покажите прямой угол на угольнике.

-Отметьте прямые углы у четырёхугольников. (Работа в парах).

-Какие группы четырёхугольников получились? (1 прямой угол, 2 прямых угла, 4 прямых угла).

На доске у ученик объединяет в группы четырёхугольники, называет сколько объектов в каждой группе.)

-Рассмотрим группу четырёхугольников, у которых все углы прямые.

- Как называются такие четырехугольники? (Прямоугольники.)

3.Открытие нового знания и формулирование темы урока.

Сформулируйте тему урока. Прямоугольник

-Что такое прямоугольник?

СЛАЙД

Прямоугольник

четырехугольник

все углы прямые.


-Что можем узнать по этой теме, чему научиться?

(Определять какие фигуры являются прямоугольниками, чертить прямоугольники, определить свойства сторон прямоугольника, находить периметр прямоугольника).

- Вокруг нас множество предметов, имеющих прямоугольную форму. Назовите их.

СЛАЙД (Фото объектов прямоугольной формы)

Посмотрите на доску. Форму прямоугольника имеют поле стадиона и теннисный корт, шведская стенка и стол для малого тенниса.

Вернемся к группе прямоугольников.

-Что необычного (интересного) в этой группе? (Там оказался квадрат)

- Дополните тему урока, что еще будем изучать? (КВАДРАТ)

- Почему у этого прямоугольника особое название? ( Все стороны равны).

- Как вы определили? (На глаз)

-Докажите. Что нужно сделать? (Измерить)

-Чему равна сторона квадрата?

- Почему же квадраты попали в эту группу? (Он четырехугольник и у него все углы прямые).

-Сформулируйте определение квадрата.

СЛАЙД

КВАДРАТ

прямоугольник

все стороны равны

-Мы сами сформулировали определения. Молодцы!

Уточним в учебнике. Откройте с. 50, прочитайте определение.

Назовите фигуры, которые видите в рамке.

Отвечай так:

Фигура АВСД-это …., потому что имеет …

Фигура МЕFК-это

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

с. 50 №2

-Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. Сколько их оказалось?(7.Веер цифр) СЛАЙД (Дублируется выполнение задания)

-А теперь обведите квадраты. Сколько их?(2) СЛАЙД

- Что заметили? (вторая линия находится внутри первой)

-Почему квадраты оказались внутри прямоугольников? ( Потому что квадрат-это особый прямоугольник, у которого все стороны равны)

5.Работа по теме урока. Свойство и названия сторон.

Возьмите фигуру из конверта. Что вы можете о ней рассказать?

(Это прямоугольник, потому что имеет 4 прямых угла.

-Измерьте стороны прямоугольника. Сколько сторон достаточно измерить? (2)

-Почему? (Противоположные стороны равны)

-Какую называется измеряемая нами величина? (Длина)

-Верно. Только у прямоугольника большую сторону называют длиной, а меньшую - щириной.

с.51 Правило.

-Чему равна длина, ширина?

Доска

Длина-6см

Ширина-3см

Р-? см

Какую величину мы можем найти? (Периметр)

-Что такое периметр? (Сумма длин сторон многоугольника)

- Каким алгоритмом воспользуемся для нахождения периметра?

  • Измерить стороны

  • Сложить длины всех сторон

Самостоятельная запись в тетради с проверкой по эталону. (У доски 1 ученик)

6+4+6+4=20(СМ)

Ответ:20см.

( Доп. задание в четверках. Можно ли начертить квадрат с таким же периметром.. Сторона -5 см. Чертят в тетради)

-Дети, а что необычного вы заметили в данном прямоугольнике? (Он разделён на три маленьких прямоугольника.) Сколько всего прямоугольников вы видите? (4)

- Что он вам напомнил? (Флаг России)

-Назовите цвета Российского флага. (БСК)

А вы знаете, что когда спортсмен выигрывает, то на церемонии вручения медалей поднимают флаги тех стран, чьи спортсмены заняли 1,2,3 места.

Это очень торжественный и трогательный момент всех соревнований. Выше всех располагается флаг страны победителя. СЛАЙДЫ

Раскрасьте каждый свой флаг. Он нам понадобится в конце урока

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Тест (СЛАЙДЫ. При правильном ответе талисман олимпиады)

Верны ли утверждения? (Да Нет) Дети показывают значком

1. В прямоугольнике все углы прямые? да

2. Любой прямоугольник является квадратом. нет

3. В прямоугольнике противоположные стороны равны. да

4. Любой квадрат является прямоугольником. да

5. У квадрата все стороны равны. да

Рефлексия

Продолжи предложение

Я узнал…

Я запомнил…

Мне понравилось….

Я испытал затруднения….

Неофициальный девиз олимпийского движения - «Главное — не победаа участие»

«В жизни важна не победа, но борьба; главное - не выиграть, но достойно бороться».)

Ребята, возьмите флаги, которые мы раскрашивали на уроке.

Если на уроке вы все поняли и можете помочь другим- 1 место, остались вопросы-2 место, было трудно и много вопросов-3 место.

Пожелаем нашим спортсменам побед на соревнованиях, а нам - в учебе.

Дополнительно

с.52 №10 (Задание повышенной сложности.)

- Квадрат очень часто используют в различных геометрических загадках, играх, ребусах. Вот и мы сейчас попробуем отгадать геометрические головоломки.






- Посмотрите на доску. Составьте такую же фигуру из палочек. Какие фигуры вы здесь видите? Уберите 2 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.


- Уберите 2 палочки, чтобы осталось 2 квадрата.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме : "Квадрат. Прямоугольник"

Автор: Письмененко Ольга Евгеньевна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока "Виды параллелограмма: прямоугольник, ромб, квадрат". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-vidy-parallieloghramma-priamoughol-nik-romb-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "184342"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426044379"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока математики во 2 классе по теме "Свойства квадрата и прямоугольника" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-matiematiki-vo-2-klassie-po-tiemie-svoistva-kvadrata-i-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "137407"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417349092"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока математики "Прямоугольник и квадрат.  Площадь прямоугольника и квадрата" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-matiematiki-priamoughol-nik-i-kvadrat-ploshchad-priamoughol-nika-i-kvadrata"
    ["file_id"] => string(6) "177308"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424617470"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по математике на тему: «Площадь прямоугольника». "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-ploshchad-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "104858"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402764065"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока на тему "Прямоугольник.Квадрат" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priamoughol-nik-kvadrat"
    ["file_id"] => string(6) "109089"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404112575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства