Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Звук и буква Д, д"»
Тема: Звуки [д] и [д'].Буква Д д.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д']. Формирование умений различать звуки [д] и [д']. Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия. Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов. Составление характеристики звуков с опорой на символы. Определение местонахождения звука в словах. Звукобуквенный анализ слов дым, дом. Знакомство с буквой Д. Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек. Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование тактильного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.
(ребенок ударяет кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дает характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
Логопед показывает картинку маленького дома.
Мы построить дом хотим.
Работу язычку дадим.
Молоточки мы возьмем
Дружно гвоздики забьем
[д'] легко произнесем.
(ребенок легко ударяет кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дает характеристику звука [д'] – согласный, звонкий, твердый.) Логопед показывает символы твердого и мягкого звуков – синий и зеленый кружки.
Игра «Путешествие». (Формирование умений различать звуки [д] и [д'].)
Логопед. Мы отправляемся в путешествие. Кто находится в самом начале дороги? (Крокодил) Он нас пропустит, если ты определишь, какой звук есть в слове крокодил - [д] или [д']. Возьми карандаш и нарисуй под крокодилом зеленый кружок. Найди место звука в слове. Аналогично проводится работа со словами медведь, дракон, динозавр, дуб, сундук.
Логопед. Чтобы сундук открылся, вам нужно поделить слова на слоги и назвать ударный слог.
5. Игра «Эхо». Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.
6. Игра «Тук – тук - тук». (Координация речи с движением.)
Тук – тук – тук. Строим дом. (Дети ударяют кулачком о кулачок.)
Дом высокий. Дом с окном. (Поднимают руки вверх, разводят в стороны.)
С острой крышей и трубой. (Соединяют руки над головой, поднимают одну руку вверх.)
В доме я живу с тобой. (Показывают на себя и на соседа.)
7. Игра «Доскажи словечко».
Логопед начинает слово, а ребенок заканчивает слогом с изучаемыми звуками: во..(да), яго…(да), пого…(да), коман…(да), сле…(ды, ди), награ..(ды, ди), са…(ды, ди).
Логопед. Закончи предложение словом, которое начинается со звука [д].
Мою подругу зовут …(Даша).
Машина едет по …(дороге).
Из трубы идет…(дым).
У белки теплое … (дупло).
Папа построил …(дом).
Слова дом и дым ребенок выкладывает из разрезной азбуки и делает звукобуквенный анализ.
8. Игра с мячом «Все на букву Д».
Логопед. Замени первый звук в слове на звук [д]: сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
9. Работа с буквой Д.
Логопед. На что похожа буква Д?
Буква Д – как будто дом, Но всего с одним окном.
Задание: Нарисовать букву Д в воздухе, выложить из палочек, выделить зашумленные буквы Д. Нарисовать картинки на звуки [д] и [д'] (дом, дым, дерево, дорога, дрова).
Исправить ошибки – дописать недостающие элементы буквы Д.