kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме " Состав слова. Приставка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На материале теории и практики научиться различать приставки по их характерным признакам. Выяснить значение приставки в слове. Активное вовлечение в обсуждение, диалог повлияют на развитие навыков критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " Состав слова. Приставка"»

ФИО уч., место раб.

Ерохина Светлана Николаевна, КГУ «Школа – лицей №14» отдела образования Абайского района

Предмет

Русский язык, 2 класс.

Тема

Приставка

Тип урока

Комбинированный

Критерии успеха

Задания с применением активных форм работы, через диалоговое обучение вовлекут учащихся в работу. Создание коллаборативной среды позволит почувствовать уверенность в собственных силах.

Ключевые идеи


Активное вовлечение в обсуждение, диалог, аргументацию повлияет на развитие навыков критического мышления. Организация работы по самооценке и взаимооценке повысят эффективность формативного оценивания и будут способствовать развитию навыков саморегуляции. Благодаря применению стратегий критического мышления, работы в группах, исследовательской беседы, применению теоретического материала и практических упражнений, в условиях коллаборативной среды на уроке, учащиеся


будут знать:

- состав слова;

- о приставке как части слова;

- отличие приставки от других частей слова;

- о роли приставки в слове.


будут уметь:

- самостоятельно определять приставку по характерным признакам;

- образовывать новые слова при помощи приставки;

- устанавливать взаимосвязь между частями слова;

- анализировать собственную деятельность;

- вести поисково-исследовательскую деятельность по предложенным заданиям;

- делать выводы и оценивать собственную деятельность.

Цель

На материале теории и практики научиться различать приставки по их характерным признакам; установить взаимосвязь между частями слова. Выяснить значение приставки в слове.

Задачи


Воздействовать на положительный эмоционально-психологический настрой, через создание коллаборативной среды.

Совершенствовать знания учащихся о составе слова. Выработать умение распознавать приставки.

Способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), связно выражать свои мысли в устной форме. Стимулировать познавательную активность учащихся. Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Методы

Словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.


Форма работы


Коллективная, индивидуальная, парная.

Форма проведения

Путешествие по Казахстану.



Ресурсы

Раздаточный материал для парной и индивидуальной работы, сигнальные карточки «Светофор».

Результат

обучения

В ходе урока учащиеся

Будут знать такие понятия, как: «состав слова», «корень», «приставка», «окончание», «основа слова» и их характерные признаки, различие между частями слова.

Покажут умения определять части слова, по их характерным признакам. Находить в слове «приставку». Умение выбирать главное, анализировать, делать выводы.

Покажут навыки самостоятельного выполнения предложенных заданий, с опорой на свои знания. (Приводить примеры. Сравнивать и различать части слова. Рассказывать о значении приставки)



Ход урока

Этапы урока Вызов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Психологический настрой. Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Улыбка».

-Для успешной работы необходимо хорошее настроение. Улыбка помогает справиться с любой задачей, даже самой трудной. Если вы со мной согласны, улыбнитесь друг другу. (Рассаживаются на свои места)


- Говорят, что «если человек за день не получал никаких знаний, значит день прошёл зря».

- Вы хотите, чтобы ваш день прошел зря?

Предлагаю девизом нашего урока взять пословицу: «Делу время, потехе час»

(Произнесём вместе…)


- С этим чудесным настроением начинаем урок русского языка.

Помни правило посадки

Положение тетрадки. (Запишем дату выполнения работы)

(На доске пропущены орфограммы, дети объясняют, учитель дописывает)


Актуализация и коррекция опорных знаний.

Отправляемся в путешествие по Стране Знаний и первая остановка на станции «Повторяй –ка» Всё что знаем, повторяем.

а) Стратегия «Да - нет». Отвечаем на вопросы «Да» + или «Нет»-.

- Слово делится на части? – Да

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

- Может ли слово быть без корня? – Нет

- Корень – это главная часть слова? - Да

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да        

- Окончание служит для образования новых слов? – Нет

- У родственных слов одинаковый корень? – Да

- Окончание служит для связи слов в предложении? - Да

- У слова бывает нулевое окончание? - Да

- Мы выучили все части слова? – Нет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

+

+

-

+

+

+

-

Самопроверка по образцу (Отмечают правильное количество ответов)

-Какой совет дадим тем, кто допустил ошибки? (Ответы детей)


б) Назовите часть слова по его графическому изображению. (На доске графическое изображение частей слова) Показываю, по очереди называют.

Дети по очереди называют части слова, остальные оценивают правильность ответа при помощи стратегии «Аплодисменты»

- Что такое корень? Окончание?

Сообщение темы урока.


Сегодня мы приглашены в гости на День рождения, а именинница у нас ПРИСТАВКА. Встречайте её аплодисментами. (Вывешиваю тему на доску).

Запишите тему урока.

Перед нами стоит ряд проблемных вопросов, на которые нужно найти ответ. Попробуем их сформулировать:

- Как графически обозначается…?(Приставка)

- Что такое …? (Приставка)

- В какой части слова находится…?(Приставка)

- Для чего служит…?(Приставка)

Итак, наша цель урока узнать, все о  приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.

Чтобы ответить на все эти вопросы, мы можем пойти разными путями:

1. Просто открыть учебник и прочитать готовое правило. 2.Самим вывести это правило.

– Каким путём мы пойдём? (Сами выведем правило)


-Можем ли дать ответ на первый вопрос? (Да) вывешиваю графическое изображение рядом с вопросом

Теперь наша задача-найти ответы на остальные.



Приветствуют учителя, друг друга.










Записывают дату работы, объясняют орфограммы.



Индивидуальная ф/р

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу.
















Коллективная ф/р

Фронтальный опрос.






Формулируют тему и цель урока.

Этапы урока Осмысление


Восприятие и первичное усвоение новых знаний

- Можете ли вы дать ответ на 1 вопрос, как приставка обозначается графически? (Да, прямая крышечка с чёрточкой). Вывешиваем рядом с вопросом.


Я предлагаю вам выполнить работу в парах и попробовать ответить на следующие вопросы.

Работа в парах.

У детей на столах лежат карточки с частями слов: у, ход, вы, за, про, ход, ход, ход

- Составьте из данных частей слова (за-ход, у-ход, вы-ход, про-ход).

- Запишите эти слова в тетрадь.

(Свою готовность покажите, используя стратегию «Светофор»)


- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему? (Выделяют корень)

- Как можно назвать те части слова, которые вы приставляли к корню ХОД?

Дети дают название новой части слова – ПРИСТАВКА.

Поиск неизвестной информации.

- Мы ответили на два вопроса: где находится и как называется новая часть слова.

- Откуда мы можем взять ответы на остальные вопросы? (энциклопедии, словари, учебник)

- Откройте учебник. Почитайте информацию по данной теме. Выберите ответы на поставленные вопросы.

Дети находят ответ, зачитывают их вслух.

Обобщение правила.

– Обобщите полученную информацию о новой части слова. Сформулируйте правило о приставке.

Дети формулируют правило. На интерактивной доске появляется слайд.

ПРИСТАВКА

Часть слова; Расположена перед корнем; Служит для образования новых слов.

- Вернемся к нашим словам «РАССАДА», «ПОСАДКИ» и выделим теперь в них приставку.

- Вернемся к началу урока и дополним схему «Состав слова» новой частью.

На интерактивной доске появляется слайд «Состав слова».


(Обращаемся к проблемным вопросам и дописываем в них ответ)

Значит

- Что такое …? (Часть слова)

- Перед какой части слова находится приставка? (Корень)

- Благодаря какой части слова образовалось новое слово? (Приставка. Значит какую роль выполняет суффикс? Для чего служит?)


Попробуем сформулировать правило. (По проблемным вопросам)

Работа по учебнику стр. _________

Прочитаем правило в учебнике и сделаем вывод, верно ли мы дали определение приставке.

Чтение правила в учебнике. Самостоятельно. Затем 1 ученик

Сделаем вывод: значит, наше исследование провели верно

Физминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и все настало время

С за – зарядку завершать.


- Назовите, какие приставки помогли сделать физминутку.

Обобщение и систематизация знаний, их применение.

- Достаточно ли выполнить одно задание, чтобы усвоить новый материал? (Нет)

Покажите свою готовность работать дальше, используя стратегию «Большого пальца»


Выпишите слово (летят) Определите корень. Образуйте однокоренные слова с приставками: при – , у – , на – , от – , (Соединяют на доске, пишут в тетради.)

– Обратить внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.

Объясните смысл слова (сразу после записи)

прилетят – появятся улетят – исчезнут налетят – соберутся вместе отлетят – отсоединятся ото всех

подлетят – приблизятся перелетят – переместятся с одной ветки на другую слетят – переместятся, пропадут

Какая часть помогла образовать новые слова ¬


Запишите свои примеры. (Вылетят, залетят, подлетят, перелетят, слетят)


Определим алгоритм нахождения приставки.

– Можно ли сразу назвать приставку?

– Какую часть слова нужно сначала найти?

Обобщение: – Какая последовательность действий должна быть, чтобы правильно определить приставку?

(Подобрать однокоренные слова, выделить корень, приставку)


Работа по карточкам

Самостоятельная работа с проверкой

Выделите приставку в словах.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

вылить                       записать                      заехать

перелить                    вписать                        выехать

налить                        выписать                     переехать

отлить                        написать                      уехать

пролить                      подписать                   приехать

Проверка по цепочке: 1 ряд называет приставки 1 ст., 2 ряд – 2 ст., 3 ряд – 3 ст.


Обобщение: – Какая часть слова называется приставкой?

– Для чего служит приставка? Как пишется со словом?

Как найти приставку.


РЕЗЕРВ

Проверка полученных знаний Тест

1. Приставка – это: 1) часть речи 2) часть слова

2. Приставка служит: 1) для образования новых слов 2) для связи слов в предл.

3. Приставка стоит: 1) в конце слова 2) после корня


Инструктаж д.з

Достаточно ли одного упражнения чтобы усвоить новый материал? Что надо сделать?

стр. упр.







Работа по карточкам в парах


После выполнения -фронтальная проверка.

Учащиеся размышляют, делают выводы, доказывают.




Самостоятельно формулируют правило, опираясь на проблемные вопросы





Читают правило в учебнике, делают вывод.





Выполняют физ.минутку










Коллективная ф/р







Путём выполнения практической работы учатся применять полученные знания в практической деятельности.


Коллективная ф/р

(По очереди у доски записывают слова с предложенными приставками)


Индивидуальная ф/р

Определяют алгоритм нахождения приставки.





Индивидуальная ф/р










Этапы урока Рефлексия

1. Вернемся к началу урока.

- Удалось ли вам достичь поставленных перед уроком целей? Что помогло вам в этом?

- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?

2. Давайте оценим наш урок и нашу работу.

Стратегия «Большого пальца»


Учащиеся отвечают, оценивают себя и свою работу



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме " Состав слова. Приставка"

Автор: Ерохина Светлана Николаевна

Дата: 18.11.2019

Номер свидетельства: 527550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока по теме: Состав слова. "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "234161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443361183"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Урок русского языка 3 класс.Тема:"Состав слова с позиции его значимых частей" "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-tiema-sostav-slova-s-pozitsii-iegho-znachimykh-chastiei"
    ["file_id"] => string(6) "154096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421097311"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект по русскому языку во 2 классе по теме " Состав слова" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-po-russkomu-iazyku-vo-2-klassie-po-tiemie-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "238345"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444554296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Повторение по теме "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(31) "povtorieniiepotiemiesostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "278548"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453108019"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства