РУССКИЙ ЯЗЫК
Урок- зачет во 2 классе
Тема. Состав слова (обобщение)
Цель: проверить сформированность понятий состав слова, приставка, суффикс, окончание; развивать умение разбирать слова по составу, внимание, наблюдательность и речь учеников; воспитывать старательность, аккуратность.
Оборудование: карточки-названия команд «Приставка», «Суффикс», «Окончание»; карточки-названия туров; задания для тура; «Кто больше?»; карточки для тура «Грамматическое домино»; жетоны для поощрения; грамоты для награждения.
ХОД УРОКА
1.Организация класса
-Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной.
Я в школе на уроке
Сейчас начну учится
Я радуюсь этому.
Я внимателен.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учится.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2. Сообщение темы урока
- Урок русского языка мы проведём в форме зачётного урока по теме «Состав слова». Продолжим учиться красиво писать, будем думать и рассуждать. Сегодня встретятся три команды друзей- товарищей.
Наша задача- выявить команду-победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За каждый правильный ответ даётся жетон. Итак, начнём, но сначала дадим командам название. Для этого вспомним, какие части слова вы знаете. Расскажите о них.
3. Минутка чистописания.
- Давайте проведем небольшую разминку. Отгадайте, какая буква похожа на лесной шалашик. « Л»
- Дайте характеристику этому звуку. ( Буква Л обозначает звук ( л), он согласный, звонкий непарный, может быть твердым или мягким.)
- Будем писать строчную Л с элементами скорописи. Но сначала подготовим пальчики к работе.
Дети поочередно соединяют мизинцы, потом – безымянные пальцы и д. д. до больших пальцев под счет: 1,2,3,4,5. Затем хлопают в ладоши и говорят : « Вышли пальцы погулять».
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от основания к ногтю по внешней стороне:
- правого большого пальца:
- Этот пальчик самый сильный и д. д.
4. Обобщение по теме.
1-й тур « Найдите друзей»
_ Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова. Запишите в тетрадь.
Первая команда : Лень, ……
Вторая команда: Боль,……
Третья команда: Соль, ……
2-й тур « Домашнее задание»
Было задано упр. 143 – составить слова и разобрать их по составу.
Первая команда : и, ник, под, снеж.
Вторая команда : а. ка, по, сад
Третья команда: а, ушк, корм.
Во время проверки выдаются жетоны.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( ИГРА.)
3-й тур «СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ»
-Это зрительный диктант, но сначала вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
Жили- были серый_____
И его ________________
Серый _______был очень тих
И ____________ тоже.
И ребенок был у них
Очень тихий________
Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха
_ А теперь найдите однокоренные слова.
Во время проверки выдаются жетоны.
4-й тур» Кто больше»
- Задание заключается в том, чтобы как можно больше слов написать за одну минуту.
1 вариант. При помощи приставок от корня – ход образовать и записать новые слова.
Приставки выделить.
Корень: ход
Приставки: У-, на-, при-, по-, вы-, за-, с-, об-, и т.д.
2 вариант.
От заданных слов при помощи суффиксов образовать и записать новые слова. Суффиксы выделить.
Слова: рыба, дуб, ключ, солнце.
Суффиксы: -к, -ок, -ик, -ек, -ышк,-ушк.
Во время проверки выдаются жетоны.
5-й тур « Это мы не проходили»
Игра « Грамматическое домино»
Во время игры используются карточки двух видов: на одних написаны вопросы, на других- ответы. В каждой команде по 2 карточки.
Команды задают друг другу вопросы:
- первая команда задает вопросы второй
- Что вы знаете о родственных словах?
- Какая часть слова бывает во всех словах
*вторая команда задает вопросы третьей
1) Что называется корнем?
2) Что называется окончанием?
* третья команда задает вопросы первой
1) Что такое приставка?
2) Что такое суффикс?
Во время проверки жетоны выдаются всем.
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
1) В каждой команде подсчитывают жетоны.
Команде, занявшей 1-е место класс хором говорит : « МОЛОДЦЫ.»
Команде, занявшей 2-е место, класс хором говорит : « ТАК ДЕРЖАТЬ».
Команде, за 3-е место, класс советует : « НЕ вешать нос».