Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, компьютерная презентация (см. приложение №2), карточки с заданиями (приложение № 1)
Ход урока:
I.Организационное начало. Эмоциональный настрой.
- Какое настроение выражает каждое лицо?
- Какое настроение выберем на урок? (радостное, весёлое, заинтересованное)
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
А сейчас посмотрите на доску, что это такое? (Это части слова)
Дерев- -н- - о - ями а человек труд- -ом корн- силь- -о
- Какое задание вы можете предложить? (Составить слова и из слов предложение)
Давайте его выполним.
- Какое предложение вас получились?
(Дерево сильно корнями, а человек - трудом)
К какому жанру устного народного творчества относится это предложение?
- Объясните, как вы понимаете эти слова.
Ребята, посмотрите еще раз на доску и обозначьте тему урока.
- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?
Учитель:
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.
- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?
Давайте обратимся к словарям.
Толковый словарь Ушакова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов
2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1) а) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.
2) Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке. - Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)
- Слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ. И мы отправляемся к ним в гости.
Учитель:
-Ребята, что нового вы уже открыли для себя? С какими понятиями познакомились?
(Узнали, что означает слово «словообразование», познакомились с понятием «морфемы»)
III. Обобщение и закрепление полученных знаний. Формирование умений и навыков.
1) Главная планета - планета Корней.
- В каком основном значении употребляется в нашей речи слово корень?
- А почему ученые использовали именно это слово для названия одной из части слова?
- Да, корень является сердцевиной слова, его смысловым центром, от него «растут» слова, как ветки на дереве.
- Подберите фразеологизм со словом корень.
«Смотри в корень!» или «Зри в корень!»
-Давайте послушаем, что думает об этом профессор Отвечайкин.
Посмотрите, нас встречает Дед Корней, он приготовил вам задания.
- Как правильно выделить в слове корень?
2) - Какие слова могли бы «вырасти» на этом дереве? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад. Ребята работают по вариантам)
- Напишите эти слова в тетрадь. Сколько веток «выросло» на вашем дереве?
Профессор Отвечайкин:
- Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес- целых 29.
Учитель:
- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.
3) Нас ждёт следующее задание: на доске записаны слова, выпишите пары однокоренных слов, выделите корень, объясните свой выбор.
СТОЛ — СТОЛБЫ
КОЗА — КОЗЛЕНОК
КОЗА — СТРЕКОЗА
АЗБУКА — АЛФАВИТ
ДЕНЬ — ДЕНЬГИ
ОСЕНЬ - ОСЕННИЙ
ВОДА — ВОДИТЕЛЬ
ДОРОГА — ПОДОРОЖНИК
4) Дед Корней хочет посмотреть, как вы умеете разбирать слова по составу.
(Разбор слов по составу + словарная работа. Один ученик работает у доски).
Р...кета, косм…с, пол…тел, космолёт.
Проблемная ситуация:
- Какие части вы выделили в слове «космолёт»? Почему? Обоснуйте свой ответ.
(Рассматриваются 2-3 разных варианта разбора слова).
-Как можно назвать такие слова? Приведите примеры подобных слов.
Такие слова называются сложными. С образованием и написанием сложных слов мы будем знакомиться на следующем уроке.
Планета Грамотности.
А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?
Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.
Тренажёр «Безударная гласная»
Задание по технологии «Интеллект» на развитие мышления.
- Какое качество мы будем сегодня развивать? Для чего нам нужно развивать мышление?
На это задание у вас 3 минуты. У вас всё получится!
Задание. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.
С помощью чего вы образовали новые слова? Изменились ли значения слов?
2) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:
(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.
- Предлагаю вам задание на выбор.
Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы. Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму. -Почему нужно различать приставки и предлоги?
Планета Суффиксов
- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)
-Как найти в слове суффикс?
Мальчик Суффикс:
Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.
Рыбка, дубок, горка, норка.
Тракторист, пианист, танкист, печник.
Хвостище, глазоньки, усище, когтище.
- Какие значения придают здесь суффиксы?
Планета Окончаний и Основ.
Подружки Окончание и Основа.
Если я покажу слово с окончаниема, вы хлопаете в ладоши над головой.
Если увидите любое другое окончание, то вытягиваете руки вперёд.
- Попытайтесь сосчитать, сколько будет слов с окончанием а.
-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке. А справиться с заданиями вам помогла дружба. Оставайтесь всегда такими активными и сплоченными. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка.
V. Итог
А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали? - Что сегодня вам удалось?
-Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?..
VI. Дифференцированное домашнее задание:
Выбери одно из заданий
Выполнить упр.183 на с.97.
Выполнить упр. 6 на с.100.
Нарисовать своё « дерево» с однокоренными словами.